Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

О чем писала «Комсомолка» в этот день 18 мая: как первый главред Тарас Костров искал спецкоров, в перестройку осваивали восточную философию, а на 70-летие Великой Победы фронтовик открыл часовню

Неожиданным образом в этот день в нашей колонке встретились два главреда «КП»: Тарас Костров и Борис Панкин. 18 мая 1927 года в нашей газете опубликован первый репортаж спецкора Галины Серебряковой, которую лично главред Тарас Костров нашел и сагитировал в авторы. И мы расскажем об этой истории - начало биографии «Комсомолки», потому что этот рассказ наглядно покажет, как закладывался фундамент и начиналось строительство здания самой популярной газеты советского, а теперь и постсоветского периода. И тут же, вслед за первым, появится второй рассказ из 1966 года, где в отчете с XV съезда комсомола будет приведено выступление Бориса Панкина, главного редактора этих «оттепельных» лет, когда газета стала служить культу человеческой личности и защите ее прав. Это время было одним из самых звездных в истории нашей газеты. И тем принципам, которые заявлял с трибун съезда ее главред, она служит и сегодня, накануне своего столетия. На первой полосе «Комсомолки» за 18 мая 1927 года появился репор
Оглавление
   «Комсомольская правда» 18 мая 1966 года
«Комсомольская правда» 18 мая 1966 года

Неожиданным образом в этот день в нашей колонке встретились два главреда «КП»: Тарас Костров и Борис Панкин. 18 мая 1927 года в нашей газете опубликован первый репортаж спецкора Галины Серебряковой, которую лично главред Тарас Костров нашел и сагитировал в авторы. И мы расскажем об этой истории - начало биографии «Комсомолки», потому что этот рассказ наглядно покажет, как закладывался фундамент и начиналось строительство здания самой популярной газеты советского, а теперь и постсоветского периода.

И тут же, вслед за первым, появится второй рассказ из 1966 года, где в отчете с XV съезда комсомола будет приведено выступление Бориса Панкина, главного редактора этих «оттепельных» лет, когда газета стала служить культу человеческой личности и защите ее прав. Это время было одним из самых звездных в истории нашей газеты. И тем принципам, которые заявлял с трибун съезда ее главред, она служит и сегодня, накануне своего столетия.

1927-й: ГЛАВРЕД «КП» НАХОДИТ СПЕЦКОРА

На первой полосе «Комсомолки» за 18 мая 1927 года появился репортаж из Женевы с международной экономической конференции (впоследствии переместившейся в Давос и ставшей традиционным экономическим форумом). Публикация сопровождалась фотографиями и живописно рассказывала не только о содержании конференции, но и о ее участниках из разных стран и о том месте, где она проходила.

Репортаж прозвучал свежо и ярко. Специальный корреспондент газеты Галина Серебрякова отлично справилась с задачей. Это была не только ее профессиональная победа, но и победа центральной молодежной газеты, которой шел всего 2-ой год, и которая пока еще нащупывала свой почерк и стиль среди других изданий более взрослой прессы. Специфика молодежного издания позволяла ей больше раскованности и свободы изложения информации. Во всяком случае, ее главред Тарас Костров именно так понимал эту специфику. Поэтому одной из своих основных задач видел поиск талантливых авторов. Галину Серебрякову он нашел, когда она, вернувшись из поездки в Китай, опубликовала в «Огоньке» свои путевые заметки. Эти ее зарисовки были немного наивными и поверхностными, но зато прозвучали интересно и понятно для массового читателя, тогда еще не очень грамотной страны. И Тарас Костров пригласил ее к сотрудничеству с «Комсомолкой».

   «Комсомольская правда» 18 мая 1927 года
«Комсомольская правда» 18 мая 1927 года

Возглавлял советскую делегацию в Женеву Григорий Сокольников, известный экономист, недавний нарком финансов СССР, автор НЭПа и «золотого червонца», приехавший на конференцию уже в качестве зампреда госплана СССР. Кстати, муж Галины, первым обративший внимание на литературные способности своей 21-летней супруги. Тарас Костров приходил к нему годом ранее, когда Сокольников начал проводить банковскую реформу и развернул с помощью «Комсомолки» движение молодых банковских служащих в ее поддержку. Сокольников и позже не раз выступал на страницах нашей газеты, в том числе с воспоминаниями о Ленине, личном другом которого был. В Женеве он долгие годы провел после побега из России с сибирской ссылки, получив затем экономическое образование в Сорбонне. Входил в большевистское крыло РСДРП. Вернувшись в Россию в запломбированном вагоне вместе с Лениным, стал одним из самых влиятельных членов совнаркома. На экономической конференции ему предстояло утвердить Советскую Россию в качестве надежного делового партнера, и его личный авторитет в зарубежной бизнес-среде способствовал этому. Первые договоренности экономического Запада с возрожденным российским государством наметили пути к сотрудничеству. Галина Серебрякова рассказала об этом в трех своих первых репортажах из Женевы в качестве спецкора «Комсомольской правды».

1966-й: О ЧЕМ ГОВОРИЛ ГЛАВРЕД «КП» НА СЪЕЗДЕ КОМСОМОЛА

Как известно, «Комсомольская правда» создавалась, и весь советский период оставалась, центральным органом ВЛКСМ. Главный редактор газеты был одним из идеологических руководителей ЦК комсомола. На каждом комсомольском съезде он обязательно выступал в прениях с речью-ориентировкой, выделяя наиболее злободневные и актуальные моменты из жизни молодежи. Кроме того, главред отчитывался и о деятельности самой «Комсомольской правды» и, конечно, старался показать ее боевитость, инициативность, принципиальность.

На XV съезде ВЛКСМ отчет, который «Комсомольская правда» публиковала 18-22 мая 1966 года. Главред «КП» Борис Панкин посвятил свое дискуссионное выступление теме гуманизма. Поводом послужила статья собкора по Армении А. Какосяна «По ту сторону экзаменов», в которой он рассказал о нарушениях правил приема в вузы студентов. Министр образования республики и ректор университета «входили в положение» некоторых неудачников и зачисляли их, исходя из «гуманных соображений». Дескать, абитуриент переволновался на экзамене или является единственным будущим кормильцем известной семьи… После публикации статьи в «Комсомолке» в местной литературной газете на армянском языке появилось коллективное письмо писателей республики, поддержавших аргумент о гуманизме. Главред «КП» Борис Панкин с трибуны съезда рассказал о продолжении этой некрасивой истории: в Ереван выехала созданная нашей газетой комиссия из специалистов и журналистов, которая провела проверку соблюдения правил приема еще в нескольких вузах. Итоги проверки были рассмотрены на бюро ЦК партии Армении, министр и ректор потеряли свои посты, одновременно ЦК дал негативную оценку фактам обнаруженных нарушений в своем постановлении.

   «Комсомольская правда» 18 мая 1966 года
«Комсомольская правда» 18 мая 1966 года

Зачем главред вынес эту историю на трибуну съезда? Во-первых, ему было важно показать, как газета может и должна бороться за справедливость и против нарушений, во-вторых, эта ситуация была месседжем для местных элит, которые не всегда понимали роль и значение журналиста-собкора. Но главное, Панкин заострил внимание на самом понятии гуманизма. Это были годы «оттепели», когда этим понятием козыряли вдоль и поперек, не всегда отдавая себе отчет в его истинном значении. Панкин привел в начале своего выступления одно из писем в редакцию, где автор-фронтовик вспоминает поразительный случай времен Великой Отечественной войны. Его разведгруппа попала в окружение и оказалась в плену. Пленных согнали за колючую проволоку, оставили на сырой земле и не давали еды и воды. Люди умирали один за другим. И вдруг, к забору полную тачку с вареной картошкой подкатил молодой парень из близкой деревни. Охранники не пускали его, он снял с руки часы и отдал им, а потом перевернул тачку, высыпав картошку за колючую проволоку. Эта картошка, пишет автор, спасла многие жизни. Парень на следующий день снова привез ее, но с охранниками уже стоял эсесовский офицер, и парня по его команде охранники забили ногами. Автор письма не знал дальнейшей судьбы этого героя, но, как пишет, не может забыть его человечности и готовности пожертвовать собой, чтобы спасти других. Вот это и есть гуманизм. И как же опошлили это понятие «добренькие дяденьки», прикрывающие им свои антигуманные грешки. Делегаты комсомольского съезда горячо аплодировали этому выступлению.

Сегодня, накануне столетия нашей газеты, Борис Панкин, которому исполнилось уже 94 года, стал лауреатом звания Союза журналистов России «Легенда российской журналистики».

1989-й: ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И КОНКУРС КАРИКАТУР

Одна из главных примет перестройки – открытое окно в мировое пространство. Зарубежье становилось доступным и манило к себе на всех уровнях. Стоит открыть четвертую полосу обычного номера нашей газеты за 18 мая 1989 года, чтобы убедиться в этом. «Гвоздевым» материалом стал очерк собкора по Индии Юрия Лепского «Ауровилль. В магнитном поле идеи». Уже заголовок погружает читателя в экзотический мир, где между городом по имени Ауровилль (Город на заре или Город рассвета) и философией возникает магнитное поле притяжения. Автор придумал полемический ход, чтобы противопоставить два толкования смысла жизни. Он вспоминает советский «город на заре» (так мы называли Комсомольск-на-Амуре) и пишет, про «романтическую мечту советской молодежи начала 30-х годов». Город этот возводился по ударной индустриальной схеме: «затевая новые города, думали прежде всего о том, что мы будем производить и в каком количестве, а не о том, кто и как будет жить в этих городах». Другое дело Ауровилль: «оттого и необычен для меня Ауровилль, что этот город на заре «скроен» и «сшит» для человеческой души, а не для планов, процентов, первых и вторых очередей, входящих в строй действующих»; «основополагающий принцип жизни в городе такой: каждый делает то, что он хочет делать». Захотел человек изучить историю индийской культуры, ему найдут учителя и подберут литературу, при это никто не будет тебя контролировать и оценивать. Захотел заняться исследовательской работой – пожалуйста. Захотел взяться за фермерство – ради бога… Этому образу жизни есть и философское обоснование: «Личность не должна подчиняться массе или сливаться с ней. Но должна найти истину бытия в самом себе. Вот это и должно быть целью человеческого существования». Чувствуете, какой силы магнетизм заключен в таком рассуждении для вчерашнего советского коллективиста? Настоящая мировоззренческая перезагрузка.

   «Комсомольская правда» 18 мая 1989 года
«Комсомольская правда» 18 мая 1989 года

На той же полосе читаем и другой материал похожего свойства – интервью спецкора Елены Оберемок с руководителями советской ассоциации восточных единоборств. Речь идет об освоении молодежью модного вида спортивной борьбы – каратэ. Вот что говорят о нем специалисты: «в карате философские системы Востока, наложившись на технику поединка, дали поразительные результаты! Суть восточных единоборств – достичь душевного равновесия, самопознания, осознания собственной силы, снижения агрессивности». Что и говорить: это тебе не русские кулачные бои….

А вот у нас духовный аналог таких кулачных боев – остроумные и зубодробительные карикатуры. «Комсомолка» целый год проводила конкурс самодеятельных карикатуристов и публиковала их работы из номера в номер. Вел конкурс заместитель ответственного секретаря газеты, художник и фотограф Всеволод Арсеньев. Он открыл многие новые имена и стоял у истоков возникновения в стране сообщества художников-юмористов. В обозреваемом номере опубликована подборка карикатур с веселым названием «Живой уголок». Намек на то, что злободневный и остроумный рисунок, пронзающий отжившие догмы прежнего мира, только и есть истинно живое и высокое.

2015-й: «МАЛЕНЬКИЙ ВАНЯ» С БОЛЬШИМ СЕРДЦЕМ

Маленький Ваня Виноградов, оказавшись в 9-летнем возрасте в оккупации вместе с мамой и сестрой в родной деревне Шубино (ныне Тверская область), на всю жизнь запомнил, что такое фашисты. «Меня однажды чуть не расстреляли, - вспоминал Иван Николаевич, - Один солдат подзывает и говорит: «Сталин капут!» А я ему в ответ: «Это твоему Гитлеру капут!» Тот вышел из себя и мне ко лбу приставил пистолет». Мальчик чудом остался жив.

После освобождения Шубино началось захоронение погибших красноармейцев. Деревенских ребят попросили собрать медальоны с убитых. Вот тогда у Вани родилось желание: «Вырасту большой и поставлю здесь памятник нашим героям». В 2008 году памятник он поставил. А позднее уже 80-летний Виноградов решил построить здесь же и часовню. Ради ее возведения продал московскую квартиру.

   «Комсомольская правда» 18 мая 2015 года
«Комсомольская правда» 18 мая 2015 года

Спецкор «Комсомольской правды» Александр Рогоза рассказал об этом в номере за 18 мая 2015 года. Строительство шло трудом. «Чертежи я в интернете нашел. Все просчитал. Часовня размером 5 на 5 метров обошлась бы мне примерно в 3,5 миллиона рублей. Деньги положили до поры до времени в банк. А он… лопнул!» Три года Иван Николаевич провел в мытарствах по инстанциям. Хорошо, что мир не без добрых людей. Землю под часовню безвозмездно передала фирма-собственник. Удалось вернуть и деньги. И в день 70-летия Великой Победы в часовне затеплились свечи…

(Материалы подготовлены при участии студентов Института издательского дела и журналистики Московского Политеха Алисы Анисимовой, Виктории Яковлевой и Ульяны Сорокиной)

Автор: Людмила СЕМИНА

Автор: Ирина БОРИСЕНКО