Найти в Дзене

«Toyota Supra A80: Почему 2JZ-GTE стал «вечным» двигателем, а Супра — иконой 90-х»

В мире есть моторы, которые становятся легендами, и автомобили, которые переживают своё время. «Toyota Supra A80» — это и то, и другое. В 90-е её боялись конкуренты, обожали тюнеры, а сегодня за неё готовы платить сотни тысяч долларов. Как скромный «турист» из Японии превратился в символ эпохи? Садитесь поудобнее — впереди история о железе, скорости и киношной славе.  «История создания: Мечта, которую Toyota едва отпустила в серию»  Конец 80-х. Toyota доминирует в гонках с Celica, но хочет создать что-то большее — спорткар, который бросит вызов Nissan Skyline и европейским GT. Инженеры во главе с Исао Цузуки начинают проект «A80», но менеджеры компании сомневаются: «Зачем тратить миллионы на машину, которая не окупится?».  Споры разрешил председатель Toyota «Эйдзи Тойода», сказавший: «Мы должны показать, на что способны». В 1993 году мир увидел «Supra A80» — автомобиль с технологиями от гоночного прототипа «Toyota GT-One». Изначально его планировали как «последний настоящий спорткар

В мире есть моторы, которые становятся легендами, и автомобили, которые переживают своё время. «Toyota Supra A80» — это и то, и другое. В 90-е её боялись конкуренты, обожали тюнеры, а сегодня за неё готовы платить сотни тысяч долларов. Как скромный «турист» из Японии превратился в символ эпохи? Садитесь поудобнее — впереди история о железе, скорости и киношной славе. 

«История создания: Мечта, которую Toyota едва отпустила в серию» 

Конец 80-х. Toyota доминирует в гонках с Celica, но хочет создать что-то большее — спорткар, который бросит вызов Nissan Skyline и европейским GT. Инженеры во главе с Исао Цузуки начинают проект «A80», но менеджеры компании сомневаются: «Зачем тратить миллионы на машину, которая не окупится?». 

Споры разрешил председатель Toyota «Эйдзи Тойода», сказавший: «Мы должны показать, на что способны». В 1993 году мир увидел «Supra A80» — автомобиль с технологиями от гоночного прототипа «Toyota GT-One». Изначально его планировали как «последний настоящий спорткар» перед эрой экологии. Как позже выяснится, это был лебединый полёт японской инженерии. 

«Технические особенности: 2JZ-GTE — мотор, который пережил апокалипсис» 

Сердце Supra — рядная «шестёрка» «2JZ-GTE» — стало эталоном надёжности. Вот что скрывается под капотом: 

1. «Двойные турбины последовательного наддува» 

  — Первая турбина работала на низких оборотах (до 4000 об/мин), вторая подключалась на высоких, устраняя «турбояму». 

  — Заводские 320 л.с. (опять «джентльменское соглашение»), но тюнинг-версии легко выдают «800–1500 л.с.». 

2. «Алюминиевый кузов и активный спойлер» 

  — Чтобы снизить вес, капот, двери и крышка багажника сделали из алюминия. 

  — Спойлер автоматически поднимался при скорости «100 км/ч», увеличивая прижимную силу. 

3. «6-ступенчатая механика V160» 

  — Легендарная коробка, способная выдержать крутящий момент до «1000 Н·м». Даже сегодня её используют в дрифт-проектах. 

«Культурный феномен: От провала в продажах до славы в «Форсаже»» 

В 90-е Supra стоила «$40 000» — дороже Ford Mustang и Chevrolet Corvette. Японцы покупали Skyline, американцы — Viper, и продажи A80 едва превысили «11 000 штук». Но всё изменил 2001 год: 

— «Форсаж» и «оранжевая ракета» Пола Уокера. 

  После выхода фильма цены на подержанные Supra взлетели в «3–5 раз». В 2024 году оригинальный экземпляр из «Форсажа» оценивают в «$1,5–2 млн». 

— «Need for Speed и культура тюнинга». 

  В игре «Need for Speed: Underground 2» Supra стала символом уличных гонок. А в реальности модифицированные A80 били рекорды: например, «Titan Motorsports» разогнала свою Supra до «370 км/ч» в 2005 году. 

— «Дрифт-королева». 

  Благодаря заднему приводу и мощному мотору, Supra полюбилась дрифтерам. Знаменитый «Маттиас Вассберг» из Швеции выиграл на ней «Drift Masters» в 2019-м. 

«Редкие факты: То, о чём молчат даже фанаты» 

— «Секретная версия для гонок». 

  Toyota выпустила «Supra GT» с двигателем «3S-GT» для класса GT500. Всего 3 экземпляра, и один из них позже переделали в дорожный авто. 

— «Supra с автоматической коробкой». 

  Да, такие были! Но фанаты их ненавидят: разгон до «100 км/ч» занимал «5,5 сек» вместо «4,6 сек» у механики. 

— «Полицейская Supra в Дубае». 

  В 2000-х полиция ОАЭ использовала тюнингованные A80 для патрулирования трасс. Представьте, как вас обгоняет коп на 800-сильной Супре. 

«Советы коллекционерам: Как не купить «кота в мешке»» 

1. «Проверьте номер двигателя». 

  У настоящих 2JZ-GTE номер начинается с «JZA80». Если стоит «2JZ-GE» — это атмосферная версия без турбин (и без магии). 

2. «Ищите ржавчину под уплотнителями». 

  Японские Supra любят гнить под дверными порогами и стеклами. 

3. «Осторожно с пробегом». 

  Многие A80 «накручены» до «150 000 км», но реальный пробег часто за «300 000 км». Проверяйте историю через «CarVX» или «Auction Sheet». 

4. «TRD Version — священный грааль». 

  Комплектация от «Toyota Racing Development» (спойлер, диски, кожаные кресла) добавляет «30–50%» к цене. 

«Заключение: Почему A80 — машина на все времена» 

Toyota Supra A80 — это не просто железо. Это символ свободы, когда инженеры не боялись делать «слишком мощно», а кино и игры превращали автомобили в культ. Она доказала, что даже коммерческий провал может стать началом бессмертия. 

«Готовы ли вы к рыку 2JZ-GTE и свисту турбин?» 

P.S. В следующей статье — разберём, почему Mazda RX-7 FD3S называют «роторным дьяволом». Подписывайтесь, чтобы не пропустить! 

#JDM #ToyotaSupra #2JZ #Автолегенды

2jz-gte
2jz-gte

Toyota Supra A-80
Toyota Supra A-80