В Новое время ни один значительный философ не жил так долго и ни
один не написал свой самый знаменитый труд в столь преклонном возрасте,
как Гоббс. Это внешние и, быть может, не самые важные обстоятельства, но
биография автора редко оставляет равнодушным читателя.
Гоббс родился 5 апреля 1588 г. В старости он гекзаметрами на латыни
написал автобиографическое сочинение, и с его слов известно, что роды бы
ли преждевременными, потому что слухи о грозящем нападении на Англию
огромного испанского флота, Великой Армады, встревожили его мать. Местечко
Малмсбери, где он появился на свет, не так уж далеко от моря, и, случись что, война бы их не миновала. «Она родила близнецов, меня и страх, —
писал Гоббс, — и с тех пор я люблю мир и ненавижу врагов родины».
Крестил его отец, бедный священник англиканской церкви, отличавшийся
неуживчивым нравом. Гоббс рано остался без отца. Однажды, после какой-то публичной ссоры с соседями, тот исчез, бросив жену с тремя детьми. Се
мью поддерживал его брат, он же оплатил школьное и университетское об
разование Гоббса, блестящие таланты которого стали заметны уже в юном
возрасте. Степень бакалавра он получил после четырехлетнего обучения
в Оксфорде, куда поступил в возрасте 14 лет, впрочем, в один из сравнитель
но менее престижных и дорогостоящих колледжей. После выпуска в течение двадцати, с небольшими перерывами, лет Гоббс служил в семье Кавендишей, графов Девонширских, домашним учителем и компаньоном подрастающих сыновей.
Своих учеников Гоббс не только наставлял в том, что знал
сам, прежде всего в языках и литературе, а еще он сопровождал их в поездках на континент, в Италию, Францию и германские земли. Всего он совершил три больших путешествия и многое увидел, усовершенствовался в языках, познакомился с выдающимися людьми своего времени, в том числе с Галилеем. В Англии он некоторое время был помощником Френсиса Бэкона,
влиятельного вельможи и философа, которому Кавендиши, так сказать,
одолжили на время свободного в те годы от дел учителя. В собрании работ
Бэкона «Опыты или наставления нравственные и политические» несколько
эссе переведены на латинский Гоббсом. Первая публикация под собственным именем — тоже перевод: в 1629 г. Гоббс выпустил «Историю» Фукидида. Он передал ее на английском столь доброкачественно, что пользоваться его переводом можно и по сей день. Ему было тогда уже за сорок, но прошло еще несколько лет, прежде чем Гоббс занялся собственной философией.
К этому времени он пережил, если можно так выразиться, обращение в математика. Случайно прочитав в раскрытой на столе книге одну из теорем
Евклида, он заинтересовался тем, как получаются геометрические доказательства, и решительно взялся за развитие полюбившейся ему науки. Чуда не случилось, математика из него не вышло, но репутация математика долго сохранялась у Гоббса, пока он не ввязался, уже в конце жизни, в математические споры, оказавшиеся для него роковыми. А пока что от математики он перешел к физике и задумал уже целую систему философии, которая начала вырисовываться по мере появления его книг.
Главные труды Гоббса выходили в свет не в логической последовательности, его система строилась не с основания, а по мере созревания его взглядов. Сначала, в 1642 году, вышел трактат «О гражданине», третья и последняя часть «Начал философии». Он имел большой успех и в Англии, и во Франции, где его тут же вознамерились перевести с латинского на французский. Таким образом, политическая философия появилась раньше всего. Затем автор принялся за следующий труд, «О теле», который должен был стать первым в ряду «Начал философии». Его занятия были прерваны сначала тяжелой болезнью, от которой Гоббс едва не умер, а потом — приглашением преподавать математику наследнику английского престола, будущему королю Карлу II. Гоббс, спасаясь от перипетий гражданской войны, в это время уже много лет (с 1640 года) жил во Франции, куда в 1648 году переместился и английский двор с наследником. В 1649 году король Карл I был казнен, форма правления в Англии изменилась, и это произвело огромное впечатление на современников. Вскоре Гоббс принялся за «Левиафана». Он писал книгу целый год, и в ней он высказывается по важнейшим вопросам, которые обсуждались в интеллектуальной среде, то есть прежде всего по вопросам научного познания, основанного на опыте и рациональном рассуждении.
Философы Нового времени стремились рассуждать без оглядки на богословие, без учета традиций школьной философии, без попыток совместить науку с изощренным логическим аппаратом схоластики, отнюдь не готовой сдавать свои позиции. Но дело состояло отнюдь не в том, чтобы просто игнорировать или высмеивать теологию. Правильное познание, считал Гоббс, позволяет исследовать человеческое поведение и установить, как возможно основать прочное политическое устройство для мирной и счастливой жизни. Главная угроза такой жизни — война, а среди главных источников войны — религиозные распри. Религиозный энтузиазм, как и претензии религии на то, чтобы оставаться универсальной картиной мира, представляет опасность. Поэтому богословская составляющая книги так важна и так велика: Гоббс предлагает собственную интерпретацию Священного Писания и многих догматов христианской веры, чтобы избежать «царства тьмы» и вывести людей к правильной христианской вере, которая не может ни помешать науке, ни стать источником кровавых распрей и бунтов, подрывающих государство. Книга вышла в свет в Англии в 1651 году.
На родине философа ее встретили в основном хорошо, в особенности сторонники О. Кромвеля посчитали, что Гоббс выстроил аргументы в пользу новой власти. Правда, сам Гоббс был уверен, что не высказывается против короля. Свой труд он надумал вручить недавнему воспитаннику, принцу, и велел изготовить для этого особый рукописный экземпляр, каллиграфически выполненный и в дорогом переплете. Его дар был отвергнут, при дворе его книгу приняли плохо, Гоббс потерял расположение влиятельных друзей и уже никогда не смог вернуть себе высокое положение. Сторонники короля упрекали его в том, что он оправдывает его убийц, богословы были возмущены интерпретацией христианского вероучения и роли церкви и обвиняли Гоббса в атеизме. Католическая церковь во Франции также не могла простить ему атаки на католицизм в «Левиафане». При таких обстоятельствах он вернулся в Англию, где в 1655 году выпустил трактат «О теле» и в 1658 году — трактат «О человеке», завершив таким образом трилогию «Начала философии». В 1660 году произошла реставрация королевской власти, в Англии усилилась роль его ненавистников. Гоббс много полемизировал с юристами и богословами, и временами их обвинения против него были столь опасны, что могли стоить ему жизни. Возможно, чтобы защититься и вновь прояснить свою позицию, он в 1667 году выпустил новое издание «Левиафана», в Голландии, на этот раз на латинском языке, расширенное и несколько измененное. Но те положения, которые вызывали наибольшую критику, Гоббс из латинского «Левиафана» не убрал, да это и не было возможным, иначе пришлось бы отказаться от всей книги. Смягченный текст «Левиафана» продолжал быть опасным для автора. От преследований (в парламенте его обвинили в атеизме) его спасло, в конце концов, только заступничество самого короля, но опасные богословские дискуссии и политическую полемику ему пришлось прекратить навсегда.
Человек он был упрямый, иногда грубый, с огромным самомнением. Это приносило ему много неприятностей. Гоббс, поссорившись со знаменитым математиком Уоллисом, так и не стал членом знаменитого Королевского общества, в конце жизни его уже не считали большим ученым. Располагая достаточным доходом (небольшую часть которого составляла пожалованная королем пенсия), он в старости вновь обратился к переводам и переложил с греческого на английский «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. За несколько лет до смерти Гоббс поселился в одном из имений дорогого ему семейства Кавендишей в Дербишире. Он умер 4 декабря 1679 года.
Спасибо за внимание!