История создания и основные этапы строительства
(кат. Temple Expiatori de la Sagrada Familia)
На Carrer Mallorca 401 возвышается один из главных символов Барселоны – величественное незаконченное, но, пожалуй, самое известное за пределами Каталонии творение Антонио Гауди – Искупительный храм Святого Семейства или просто Саграда Фамилия (исп. El Templo de la Sagrada Familia).
Идея построить церковь, посвящённую Святому Семейству, принадлежала каталонскому книготорговцу, ревностному католику и основателю братства почитателей Святого Иосифа Жозепу Марии Бокабелье, который видел в ней оду христианским ценностям и христианскому воспитанию в семье.
Было решено, что возведение храма должно производиться только на пожертвованные средства. Поэтому Бокабелья (Josep Maria Bocabella) в течение 10 лет собирал пожертвования на строительство Саграда Фамилии. В 1881 г. был наконец приобретён подходящий участок, распологавшийся в то время за пределами города Барселона. Первоначальный проект храма разработал испанский архитектор Франсиско де Паула дель Вильяр-и-Лосано. Согласно его проекту, храм Саграда Фамилия должен был выглядеть совершенно иначе. Он намеревался построить небольшую неоготическую базилику в форме латинского креста.
Первый камень в фундамент будущего храма был заложен 19 марта 1882 года. Эта дата официально считается началом строительства. Вскоре, из-за разногласий с заказчиком Вильяр покинул проект. В 1883 г. для строительства храма был приглашён молодой архитектор Антонио Гауди. Гауди унаследовал заложенный фундамент, строящуюся крипту и неоготический проект.
Крипта - в западноевропейской архитектуре часовня под храмом, служащая для погребения. Её также называют “Нижняя церковь”.
В 1885 г. Гауди завершил строительство крипты, в которой сегодня находится его могила, переделав более замысловатым и оригинальным образом её архитектурную конструкцию. Над уже начатым строением Вильяра он возвёл более высокий свод, позволивший открыть окна наружу, и украсил его удивительно красивым замковым камнем с рельефом на тему Благовещения. Он также окружил крипту неглубоким рвом, охраняющим стены от сырости и открывшим для подземного помещения естественное освещение и вентиляцию. Своды выполнены в готическом стиле и опираются на 22 колонны. Под центральным сводом возникает свободное пространство, где в 4 ряда стоят скамейки. Завершённая крипта имеет полукруглую форму 40 метров в длину и 30 метров в ширину.
После этого Гауди занялся апсидой (Апсида - примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания полукруглой, гранёной, либо сложной формы). Неожиданно он получил анонимное пожертвование весьма значительного размера. Тогда Гауди переосмыслил проект и решил его переделать. Согласно проекту, храм Святого Семейства или “Саграда Фамилия” представляет собой крестообразную базилику, образованную пятью продольными и тремя поперечными нефами (Неф – центральное пространство в церкви). Необычайно больших размеров апсида включает 7 часовен и крытую галерею. Окружающая здание паперть должна будет соединить три монументальных фасада церкви. Гауди сохранил планировку в соответствии с первоначальным проектом Франсиско де Паула дель Вильяра (первого архитектора храма), но полностью изменил проект Вильяра в отношении эстетики, конструкции, формы и масштабов здания. Гауди задумал колоссальный храм размером 110 х 45 метров, который должен вмещать одновременно очень много верующих, вызывая у всех ощущение одухотворённости. Поэтому зданию необходимо было иметь высокие стены и большой купол. Антонио Гауди, как и в других своих сооружениях, меняет пространственные очертания форм, приближая их к очертаниям природных элементов. Гауди изобретает собственную конструкцию, соединяя параболические арки и наклонные столбы. За растительный аналог конструкции взято эвкалиптовое дерево. Оно было увековечено в главном нефе в виде каменных столбов – опор. Наклонные колонны связывают между собой “ветви”, разделяя несущую нагрузку на большое количество элементов.
Заходя внутрь, посетитель попадает в сказочный окаменелый лес, залитый светом, проникающим через разновысокие витражи, где стволы деревьев (колонны) простирают ветви – подпорки к своду, поддерживая его своими “листьями”.
Все три фасада Гауди намеревался оформить в едином стиле. Каждый фасад по замыслу автора должен был иметь оформление на определённую тему и отражать основные моменты земной жизни спасителя: “Рождество Христово”, “Страсти и Смерть”, “Воскрешение и Слава”. В архитектурном ансамбле преобладают вертикальные линии как выражение соприкосновения Земли и Неба, Бога и Человека. Монументальность замысла Гауди основывается прежде всего на устремлении ввысь: 18 башен должны увенчать храм – двенадцать из них (по четыре на каждом фасаде), высотой от 100 до 118 метров будут посвящены апостолам. Высота шпилей зависит от места тех, кого они символизируют, в религиозной иерархии. Ещё четыре (в честь четырёх евангелистов) вознесутся над средокрестием, окружая 170 – метровую башню Иисуса; а чуть меньшая по размерам колокольня Девы Марии – над апсидой.
Неоготическую апсиду Гауди завершил в 1893 году.
Наиболее интересной её особенностью стали декоративные навершия башенок и желоба водосточных труб, украшенные скульптурами ящериц, змей и гигантских улиток. Декор этих компонентов был навеян каталонской флорой и фауной.
Затем Гауди сразу же принялся за сооружение фасада Рождества, проект которого был вчерне набросан в 1891 г., но постоянно менялся по мере обновления художественных идей автора. Фасад Рождества – это единственный фасад, завершённый при жизни Гауди. В 1904 г. сделаны последние штрихи фасада с изображением Иисуса, Девы Марии и Иосифа среди хора ангелов.
На протяжении всего периода строительства Гауди постоянно дорабатывал проект, делая эскизы и совершенствуя его отдельные части. Между 1892 и 1917 годами были выполнены несколько эскизов фасада страстей.
На этих фото можно увидеть как выглядел храм Саграда Фамилия на разных этапах строительства.
В 1898 – 1925 годах Гауди последовательно изготовил четыре варианта конструктивного решения нефов. В 1908 -1909 гг. на месте будущего главного фасада Славы появилось временное здание школы для детей строителей храма. Школа обладала уникальной конструкцией, и хоть она и была временным сооружением, но, когда школа стала мешать продвижению строительства храма, её было решено перенести в другое место церковного двора, сохранив этот образец архитектуры для потомков. Здание школы длиной 24 метра и шириной 12 метров не имеет несущих стен, а прочность конструкции поддерживается благодаря криволинейным формам стен и волнообразной крыше.
В 2002 г. здание школы было перенесено к фасаду Страстей. Эта школа является реконструкцией оригинального строения Гауди, сильно пострадавшего во время пожара 1936 г., и входит в состав Музея храма.
В 1911 году, едва оправившись после мальтийской лихорадки, Гауди за несколько дней создал полный рисунок фасада Страстей. К 1916 году был завершён гипсовый макет храма и макет главного фасада – фасада Славы. Эти макеты в дальнейшем послужили основой для создания проекта и чертежей, по которым продолжалось строительство храма. Первая башня – колокольня - Святого Варнавы – воздвигнута в 1918 году. К концу 1925 года был построен венец этой башни – единственная деталь, которую Антонио Гауди увидел законченной.
К моменту трагической смерти Антонио Гауди, сбитого первым городским трамваем 7 июня 1926 г., закончена была крипта, апсида и часть паперти, соответствующая порталу Св. Девы Розария, башня Святого Варнавы и завершены работы над фасадом Рождества.
Этот фасад – наглядное свидетельство любви Гауди к природе: здесь вырезано в камне 30 разновидностей растений, произрастающих на Святой земле и в Каталонии, и множество видов животных. После внезапной кончины Гауди работы возглавил ближайший соратник архитектора Доменек Суграньес, трудившийся вместе с великим мастером с 1902 года и помогавший не только при строительстве храма Святого Семейства, но и многих других. Под его руководством в 1927, 1929 и 1930 гг. были достроены три оставшиеся башни фасада Рождества в точности, как их замыслил Гауди. Также он завершил работы над керамическим кипарисом, венчающим центральный вход.
В 1936 г. в Испании началась Гражданская война и работы были приостановлены. Во время войны строящийся храм был подожжён. Сгорела мастерская Гауди и крипта, а также большая часть архива Гауди. Возведение храма возобновилось в 1952 году благодаря усилиям учеников и последователей мастера, на основе уцелевших макетов и эскизов.
В 1954 г. началось сооружение фасада Страстей (западный).После завершения крипты (1961 г.) там был открыт музей строительства. В 1976 году фасад Страстей и четыре его башни были завершены.
Скульптурные работы для украшения этого фасада были поручены архитектору Жозепу Марии Субираксу и начались в 1986 году.
Немного раньше, в 1981 г. площадь перед храмом получила имя Антонио Гауди. Начиная с 1977 г. и до конца века были установлены витражи и бронзовая скульптура Вознесения Господня. Началось возведение нефов и сводов над ними. В начале XXI века были заложены своды в центральном нефе и основы фасада Славы. В 2005 г. фасад Рождества вместе с другими работами Гауди включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В ноябре 2010 г. папа римский Бенедикт XVIосвятил храм и официально объявил его готовым для проведения ежедневных богослужений. Окончательно закончить все строительные работы предполагается к исходу первой трети наступившего столетия.
Саграда Фамилия продолжает строиться, шаг за шагом приближая воплощение грандиозного замысла Антонио Гауди. Его мечтой было построить величайшее святилище христианства – и она уже близка к исполнению. Даже в недостроенном виде здание храма необычайно величественно и красиво.
Это уникальное архитектурное произведение как будто из другого мира, не имеющего ничего общего с повседневной реальностью.
Неудивительно, что Саграда Фамилия влечёт в Барселону миллионы туристов. Храм Саграда Фамилия стал символом Барселоны, гордостью Каталонии, одним из интереснейших памятников архитектуры и самым посещаемым туристическим объектом Испании. А пока мы можем наблюдать как год за годом Саграда Фамилия меняется, обретая завершённые черты и, с нетерпением, ждать грандиозного момента, когда Искупительный храм Святого Семейства предстанет перед человечеством во всём своём великолепии.
✔ Ещё статьи по этой теме:
✔ Возможно, Вам будет интересно:
ИСТОЧНИКИ:
1. https://es.wikipedia.org/wiki/Templo_Expiatorio_de_la_Sagrada_Familia
2. Топчий И. Гауди. Москва: Издательство «Директ-Медиа», 2014
3. Ипатова М.В. Прогулки по Барселоне. Москва: Издательство «АСТ», 2020
4. Москвин А.Г. Барселона и вся Каталония. Москва: Издательство «Вече», 2016
5. Весь Гауди. Барселона: Издательство«EDITORIAL FISA ESCUDO DE ORO, S.A.», 2009
6. Вся Барселона. Барселона: Издательство «EDITORIAL FISA ESCUDO DE ORO, S.A.», 2001
7. Лучшее из Барселоны. Барселона: Издательство «Ediciones A. CAMPAÑA»
8. Путеводитель Барселона. Москва: Издательство «АЯКС-ПРЕСС», 2019
#оливияортиз #оливияортизпутешествия #туризм #испания #саградафамилия #храмсвятогосемейства #барселонасаградафамилия #барселона #антониогауди #достопримечательностибарселоны #архитектурагауди #гаудисаградафамилия #искупительныйхрам #искупительныйхрамсвятогосемейства #sagradafamilia