В очередную годовщину со дня рождения Чака Берри есть повод вернуться к истокам. Тогда рок-н-ролл ещё только выкристаллизовывался, набирал вес и форму, искал себе место... А песни писались лихо, хлёстко и на века. Вашему вниманию — классический номер «Carol», который «воспламенил» сразу две величайшие группы 1960-х.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Чак Берри — имя, высеченное на камне у самых истоков рок-н-ролла. Титан и основоположник. Его музыка послужила мостом между ритм-энд-блюзом чёрных кварталов и зарождающейся молодежной культурой белой Америки. Выходец из среднего класса родом из Сент-Луиса, Чак Берри в ранние годы отточил свой гитарный стиль и яркое сценическое шоуменство, быстро превратившись в бесспорного лидера сцены.
Поворотным моментом в карьере Чака стал дружеский совет от гиганта блюза — Мадди Уотерса, который направил гитариста на прослушивание к Леонарду Чессу, основателю легендарной студии Chess Records.
Берри видел себя ритм-энд-блюзовым исполнителем. Но лейбл, уже собравший под своими знамёнами величайших блюзменов эпохи, искал нечто новое. Проницательные продюсеры уговорили Чака обратиться к звучанию кантри, сплавив разные культуры. Но Берри умел ещё и писать тексты, которые говорили на одном языке с подростковой аудиторией...
Главный архитектор рок-н-ролла, Чак Берри с блеском сумел передать в своих песнях палитру юношеских эмоций: радости, надежды и тревоги взросления.
2 мая 1958 года Чак Берри вместе с пианистом Джонни Джонсоном, басистом Дж. Смитом и барабанщиком Эдди Харди отправился в студию Chess на Саут-Мичиган-авеню в Мемфисе, чтобы записать пять треков. Среди них были обе стороны нового сингла: «оборотка» «Hey Pedro» и заразительная заглавная запись — «Carol».
Берри применил свою фирменную формулу успеха: короткий, но невероятно цепкий гитарный рифф + повествовательный текст-скороговорка.
Спустя три месяца сингл вышел в свет. Уже в середине сентября он стал двенадцатой пластинкой Чака, проникшей в ритм-энд-блюзовый чарт. И заложившей очередной кирпичик в здание новой музыкальной культуры.
Сюжет песни незамысловат, но полон деталей. Молодой человек, опасаясь, что его любимая Кэрол уйдет к более умелому танцору, настаивает, что обязательно научится танцевать. В качестве заманчивого аргумента он предлагает ей отправиться в крутой танцевальный клуб. Имя для своей героини Чак Берри позаимствовал у дочери певца Клайда Макфаттера, солиста группы The Drifters.
«О, Кэрол, не позволяй ему украсть твоё сердце!
Я научусь танцевать, даже если на это уйдут все ночи и дни!
Забирайся в мою тачку, и мы поедем,
Я знаю одно местечко, где можно попрыгать и покричать!
Оно не слишком далеко от шоссе, ехать недолго,
Ты паркуешь машину на улице, а потом заходишь внутрь.
Милашка забирает твою шляпу, и ты можешь поблагодарить её, мэм,
Каждый раз, когда ты оказываешься на сцене, заведение забито до отказа!
О, Кэрол, не позволяй ему украсть твоё сердце!
Я научусь танцевать, даже если на это уйдут все ночи и дни!
И если ты хочешь послушать музыку, которую играют парни,
Держись крепче, постукивай ногой, не позволяй им увлечь тебя за собой,
Не позволяй жару одолеть тебя, когда они играют так громко!
О, не позволяй музыке заинтриговать тебя, когда вокруг толпа,
Ты не умеешь танцевать, но я знаю, что тебе этого хочется!
Я не свожу с тебя глаз, детка, потому что ты так хорошо танцуешь!
О, Кэрол, не позволяй ему украсть твоё сердце!
Я научусь танцевать, даже если на это уйдут все ночи и дни!»
Изначально «Кэрол» была на вторых ролях по сравнению с мега-хитом «Johnny B. Goode». Но она является безупречным образцом классического рок-н-ролла. Гитарное звучание, напоминающее сёрф, в сочетании со страстными вокальными пассажами создают невероятно мощную энергетику, которая много лет сводила публику с ума.
Если по ту сторону Атлантики «Carol» добилась умеренного коммерческого успеха, то в Великобритании она стала культовой среди молодых бит-групп, закладывавших фундамент грядущей музыкальной революции. Сотни юнцов впитывали, разучивали и с энтузиазмом исполняли хит Чака Берри в клубах и пабах по всей стране.
«Битлз» регулярно включали «Carol» в свой концертный сет с 1960 по 1962 год, ведущим вокалистом неизменно выступал Джон Леннон. Хотя записи тех лет не сохранились, свидетельством любви битлов к песне является исполнение в радиопрограмме «Pop Go The Beatles» 2 июля 1963 года. В 1994 году оно вышло в сборнике «Live at the BBC».
Леннон признавался: «Мне потребовалось около двух лет с перерывами, чтобы научиться играть мелодии, не задумываясь. В основном я учился, подбирая отдельные фрагменты… Я выучил соло из "Johnny B. Goode" и "Carol", но не мог сыграть соло из "Blue Suede Shoes". В те дни на меня сильно повлияли Чак Берри, Скотти Мур и Карл Перкинс».
Но, пожалуй, ещё большее влияние «Carol» оказала на The Rolling Stones. Особенно на гитариста Кита Ричардса. В начале января 1964 года группа записала свою версию а лондонской студии Regent Sound на лондонской Денмарк-стрит. Уже в апреле она украсила их дебютный альбом.
«Стоунз» настолько полюбили эту композицию, что она надолго закрепилась в их концертных сет-листах. Даже во времена, когда «Битлз» давно покончили с записью чужих песен и ранних рок-н-роллов. Ярким свидетельством тому является американский тур 1969 года. Живое исполнение «Carol» было записано для знаменитого концертного альбома «Get Yer Ya-Ya’s Out!», на котором Кит Ричардс отрывается по полной, отдавая дань уважения своему гитарному учителю.
И даже в 1981 году в исполнении Status Quo старая-добрая «Carol» вызывает прилив сил и желание потрястись!
Не осталась в стороне и континентальная сцена. Известный французский певец Джонни Холлидей адаптировал и исполнил «Carol» на французском языке, доказав непреходящую силу забойного номера о парне, неуверенном в своих танцевальных навыках, но способного высечь искру из своей гитары.
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!