Помните тот холодок по коже, когда впервые на экране появляется фильм «Вий»? В тот момент, когда хочется зажмуриться, но ваши глаза словно приклеены к экрану.
«Вий» 1967 года — первый официальный советский хоррор, покоривший миллионы сердец и прочно вошедший в золотой фонд отечественного кинематографа.
Но знаете ли вы, что за кулисами этого мистического шедевра разворачивались события не менее захватывающие, чем в самом фильме?
Готовы узнать, какие тайны скрывались от просмотра более полувека?
1. Непростой путь экранизации
Представьте себе: 1957 год, «Мосфильм» впервые заявляет об экранизации гоголевского «Вия». И ничего не происходит! Целых девять лет картина сохранилась лишь на бумаге. Почему?
— Технически невозможно! — развели руками специалисты студии, когда речь заходила о создании масштабных спецэффектов для фильма.
В период без графики воплотить компьютерные полёты ведьмы, нашествие нечисти и, конечно же, самого Вия казалось непосильной стороной.
Лишь в 1966 году проект наконец запустили в производство. Киностудия рискнула — и этот риск окупился сторицей!
2. Кастинг, который мог изменить всё
А вы знали, что Леонид Куравлёв изначально даже не рассматривался на роль Хомы Брута? Первым кандидатом был Николай Рыбников!
Да-да, звезда «Высоты» и «Девчат». Вы представляете, как изменился бы фильм с его участием?
Но судьба распорядилась иначе. Пробы Куравлёва поразили режиссёров — вместо классического героя они увидели в его исполнении философа-недотёпу с внутренней глубиной мира.
Именно этот образ и привнес в фильм невероятную вкрадчивость, превратил простую «страшилку» в философскую притчу о страхе и вере.
3. Изменения в сценах
Повесть Гоголя — шедевр. Но новое имеет свои законы! Сценаристы пошли на смелый шаг: они расширили начало истории, добавив колоритные сцены в бурсе и на хуторе.
Знаменитая сцена с плясками семинаристов – в оригинале ее нет и в помине!
При этом из окончательной версии безжалостно вырезали несколько ключевых моментов — например, детальное описание того, как панночка «Добралась до Хомы в первую ночь».
«Слишком страшно», — решило начальство. Но разве в этом не был весь смысл?
4. Технические трюки при создании спецэффектов
Как же снимали старинную случайность с нечистью? Никакой компьютерной графики — только мастерство декораторов и операторов!
Для создания эффекта «ползущих по стенам чудовищ» использовались обыкновенные тележки на колёсиках! На них лежали актеры в грязи, а ассистенты тянули конструкции за верёвки.
А полёты ведьмы? Примитивная, но гениальная система блоков и противовесов! Ершов и Кропачёв создают настоящее чудо киноискусства, используя подручные материалы и безграничную фантазию.
5. Сложности съёмочной функции
Съёмки превратились в настоящее испытание для актёров. Наталья Варлей часами висела на тросах в неудобной позе для сцены полёта.
А Куравлёв? Он должен ночами стоять в нарисованном круге в холодном полузаброшенной церкви!
Однажды во время съёмок финальной сцены произошло ЧП — загорелись декорации! Пожар едва не уничтожил всю площадку и мог сорвать съёмки.
Огонь потушили, но многие члены съёмочной группы долгое время были в этом нехорошем предзнаменовании.
6. Тайна переозвучка некоторых персонажей
Вслушайтесь внимательно в голос панночки-ведьмы. Это не Наталья Варлей! Молодая актриса обладала характерным тембром, который посчитался недостаточно зловещим для роли.
Поэтому ее полностью переозвучила опытная актриса Клара Румянова — та самая, что позже подарила голос Зайцу из «Ну, погоди!». Парадокс, не правда ли?
А знаете, что весь жуткий смех и вопли нечисти — это голос звукорежиссера фильма, который сам записывал все эти звуки поздно ночью в кабинете.
7. Замена актеров в процессе съемок
Мало кто знает, но роль сотника играет совсем другой актер! Из-за творческих разногласий с режиссёрами его заменили уже после недели съёмок.
Все отснятые материалы пришлось переснимать с новым исполнителем — Алексеем Глазыриным.
А роль Халявы предназначалась Савелию Крамарову! Пробы были блестящими, но в последний момент актер получил предложение заняться другим проектом.
8. Судьба режиссёров после фильма
Для режиссёрского дуэта Константины Ершовой и Георгии Кропачёвой «Вий» стал как благословением, так и проклятием. Во время работы между ними и руководителями студий возникают серьезные конфликты.
Фильм имел оглушительный успех, но карьера Кропачёва на этом фактически закончилась. Студия закрыла для него дорогу к крупным проектам на долгие годы!
Ершов смог продолжить работу в кино, но такого успеха, как «Вий», ему показаться не удалось.
9. Главная тайна фильма
А вот и самое невероятное! То, что мы знаем как фильм «Вий», — это далеко не та версия, о которой задумывались режиссёры.
После окончания съёмок руководство студии фактически отстранило Кропачёва от монтажа из-за идеологических разногласий. Первоначальная версия была намного мрачнее и философичнее!
Есть информация, что где-то в архивах «Мосфильма» до сих пор хранятся «режиссёрская версия» картины — та самая, которую мы никогда не видели. Представляете, какие сокровища могут быть скрыты от наших глаз?
Так что «Вий» стал не просто первым советским фильмом ужасов, а настоящей легендой кино.
Все трудности, конфликты и компромиссы лишь добавили ему остроты и особого магнетизма, который притягивает внимание вот уже более полувека.
А какие ещё тайны могут скрываться за кадром наших любимых фильмов? Возможно, самая интересная история — та, что никогда не создавалась на экране.
Пишите в комментариях! 👇 Ставьте лайки! 👍 не забудьте подписаться✅