Сначала «дворец» нас слегка напугал: висящая клочьями штукатурка, «уставшие» оконные рамы, выщербленная ограда, променад бродячих собак... Может, адрес перепутали? Но нет, навигатор настаивал, что это и есть Дом купца, фабриканта и благотворителя Михаила Алексеевича Павлова, одного из богатейших жителей Шуи конца XIX века.
С парадной стороны особняк выглядит чуть более презентабельно, а табличка над входной дверью сообщает, что это «Культурный центр Павловский», и он рад гостям, согласно расписанию (укажу в финале статьи).
Нам не повезло, в доме шла свадебная фотосессия, а потому нас попросили погулять под дождём минут двадцать, пока жених и невеста напозируются в «дворцовых интерьерах».
- А потом возвращайтесь, и весь особняк - ваш.
Про хозяина дворца, ларца и ситца
Шуйский «дворец» был построен в 1894 году для купца, фабриканта и благотворителя Михаила Алексеевича Павлова с семейством. Дом был частью большой усадьбы - с конюшнями, гостевыми флигелями, служебными постройками, баней и парком, украшенным античными скульптурами.
Чтобы создать «усадьбу мечты», из Москвы был приглашён архитектор Александр Каминский. Очень модный по тем временам! Его называли «домашним зодчим» Третьяковых, по его чертежам построили Московскую биржу на Ильинке, городскую усадьбу Боткиных, доходные дома Иосифо-Волоколамского подворья, многие банки, гостиницы и целые городские кварталы столицы Российской империи. Добавлю ещё веса этой фигуре - Каминский был учеником Константина Тона и учителем Фёдора Шехтеля.
Хозяин дома Михаил Алексеевич Павлов мог себе позволить роскошь. Приехав в Шую в 1870 году со стартовым капиталом в 40 тыс. рублей, в конце XIX века он был собственником «Товарищества Шуйской мануфактуры бумажных изделий» и владел астрономическими суммами (около 18 млн рублей). Вот как писал про него автор «Описания Шуйской мануфактуры» Николай Александрович Звездин: «Высшие правительственные чиновники, генералы и губернаторы ездили в Шую на поклон его капиталу, а сам он, бывал в Гаграх, и просто заходил к принцу Ольденбургскому, родному дяде царствующего императора, сделав пожертвование на постройку гагринской церкви».
Домашний сейф Павловых больше напоминает вход в бункер! Дверь набита песком, глиной и металлической стружкой - чтобы сдвинуть её с места, надо очень сильно постараться. На кованой решётке значатся инициалы «М. П.».
Огромные суммы Михаил Алексеевич жертвовал на благотворительность - детским приютам, богадельням, опекал художников, помогал работникам своей мануфактуры, финансово участвовал в строительстве церквей и больниц. Шуйский Воскресенский собор был украшен на деньги Павлова, главный колокол Воскресенской колокольни (седьмой по величине в России!) был отлит на его средства.
Как видный меценат, Павлов получил звание Почетного гражданина Шуи, был награжден орденами святой Анны, святого Станислава, святого Владимира и грамотой Священного Синода.
Когда его хоронили, на площади собрались сотни горожан, а архиепископ Владимирский и Суздальский в финале длинной речи сказал следующее: «...Когда фабричное дело стало давать ему большой доход, посмотрите, какою щедрою рукою он расточал деньги. И все это делалось не по мотивам земной славы, а потому, что «Бог мне дал, а я должен давать моим ближним». Полный текст и фото с похорон по ссылке.
Невиданная роскошь для провинции
Рассмотрим интерьеры дома Павлова в деталях. Внутренне убранство дома представляет собой сочетание элементов классицизма с ренессансно-барочными формами. Несмотря на то, что в советское время в усадьбе размещался клуб ткацкой фабрики, библиотека, а потом и всякие конторы, в доме очень многое сохранилось - дубовый тамбур при входе, мозаичный пол из мраморной крошки в вестибюле, паркет в залах, лепнина на стенах и потолке, старинные зеркала и люстры, камины и роспись, комната-сейф и филенчатые двери комнат с резными цветами. Удивительно!
Провинциальный дворец Павлова вполне мог соперничать со столичными особняками. Вы только посмотрите, на эту трёхмаршевую мраморную лестницу, украшенную статуями, вазами, торшерами и зеркалами. В таком доме не стыдно и самого царя-императора принять.
Главное украшение лестницы - «зеркало желаний». Слева нимфа с кувшином, справа - Венера, принимающая ванну, над рамой - Фавн, получеловек-полукозёл, олицетворяющее дикую природу, плодородие и пророчество. По преданию, достаточно прикоснуться к зеркалу ладошкой, оставив след, и загадать желание, Фавн его исполнит.
Дом предназначался не только для проживания семьи, но и для проведения светских мероприятий и приема важных особ. Напротив - через улицу находилась ткацкая фабрика Павлова, в комплекте с домом всё смотрелось как небольшая купеческая империя, что производило неизгладимое впечатление на коммерческих компаньонов. Многие «золотые контракты» заключались в этих стенах, сверкающих классической роскошью.
...Под пристальными взглядами крылатых путти (детишек).
Парадные комнаты словно «нанизаны на нитку» - такой архитектурный приём называют анфиладой. В таком пространстве удобно проводить светские рауты. Гости могут свободно перемещаться из комнаты в комнаты, ведя беседы за бокалом шампанского и присоединяясь к разным мини-компаниям (музицирующим, читающим стихи или прозу, играющим в вист или преферанс).
Кстати, и сейчас в «Культурном центре «Павловский» проводят важные события, концерты, свадьбы и балы. Большой зал особняка вмещает 200 персон.
В узорах потолка можно рассмотреть монограмму «М. П.».
Бальный зал щедро украшен не только потолочной лепниной, но и старыми зеркалами из венецианского стекла и многорожковыми люстрами. Сохранился белый мраморный камин с декором и наборный дубовый паркет. Всё выглядит очень торжественно.
В доме использовалось калориферное отопление, тёплый воздух свободно перемещался внутри стен и под полом. Для регулировки температуры в комнатах в стенах и полу были сделаны люки и решётки.
«Римская мозаика» из мраморной крошки украшает пол вестибюля первого этажа, выглядит восхитительно.
Расписная «Комната-шкатулка»
За одной из дверей первого этажа оказалась «комната-шкатулка» с альфрейной живописью стен. Так называют ручную роспись по сухой штукатурке. Её выполнили специально приглашённые мастера из села Холуй. Смотрится волшебно.
Создается обманчивое впечатление, что стены и потолок изготовлены из дерева, ан нет - это всё сделано из гипса (со слов гида).
Антикварная мебель, Пушкин и мыло
В доме собраны образцы старой мебели, куклы, посуда, всякие статуэтки и костюмы в соответствии с эпохой. Следуя из комнаты в комнату, мы не переставали удивляться провинциальной роскоши и доступности экспонатов. Нам разрешили гулять по дому без какого-либо присмотра. «На исторические диваны только не садитесь...».
Никаких музейных смотрительниц в залах не было, за нами приглядывал только Пушкин...
В Культурном центре обосновалось сразу несколько выставок, так что у посетителей все шансы не только погрузиться в интерьеры дома Павлова, но и увидеть картины местных художников, лоскутное шитьё шуйских мастериц и рассмотреть шуйские гармони, которые славились в 1960-х.
И да! Не забудьте заглянуть в «Мыльную комнату» (она рядом с сейфом). Мы уже уходили, но нас тормознули: «А вы наше мыло-то на 100 кг видели?!». В 1710 году в Шуе насчитывалось 11 мыловаренных заводов, за шуйским мылом ездили на ярмарки, а в 1781 году «брус мыла» указом Екатерины II был помещён на герб города. Хозяин дома к производству шуйского мыла никакого отношения не имел, 😄 но в быту, уверена, активно использовал.
Провинциально, но как душевно
Бесспорно Дом фабриканта Павлова - одна из самых красивых достопримечательностей в Шуе. Ищите его по адресу: улица 1-я Московская, 38. Дом открыт со вторника по воскресенье - с 10.00 до 18.00, понедельник - выходной, последняя пятница каждого месяца - санитарный день. Входной билет стоит 200 рублей. Он находится в 10 минутах ходьбы от железнодорожного вокзала, куда я тоже очень советую заглянуть. А ещё в этом удивительном доме мы узнали одну удивительную историю (спойлер - про подпольную миллионершу с очень узнаваемым лицом).
Всем мира и путешествий! Ваш Душевный шагомер. ♥ Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное. Были в Шуе и в доме фабриканта Павлова? Делитесь впечатлениями и фотографиями.