Южнокорейский фильм 2016 года от режиссёра, сценариста и мультипликатора Ён Сан Хо, заявленный как фильм ужасов и боевик.
"Поезд в Пусан" фильм - это продожение анимации того же режиссера под названием "Станция «Сеул»"
В ролях: Кон Ю, Ма Дон-сок, Чон Ю-ми, Ким Су-ан, Ким И-сон, Чхве У-щик
Почему "Поезд в Пусан" не совсем справедливо определять, как "ужасы" и "боевик", о чем фильм и почему я считаю, что это хорошее кино - приглашаю Вас разобраться в статье.
Мужчина в разводе (Кон Ю) работает финансовым консультантом и брокером на бирже. Он живет с дочерью в Сеуле. Бывшая жена живет в Пусане. Дочь очень хочет увидеться с матерью, поэтому он вынужден отложить все дела и ехать с ней, чтобы окончательно не потерять отношения с ребенком. И тут наступает зомби-апокалипсис в отдельно взятой стране - Южной Корее.
Смешением жанров
За зомби-апокалипсисом прячется философская притча о дилемме: помочь другому, даже ценой здоровья или жизни, или помочь себе, даже ценой здоровья и жизни других.
Простота
Притча не заумная, а простая и ясная. Дилемма сформулирована, аргументы расставлены, даже вывод есть.
Прост фильм и своими персонажами, но это тоже достоинство. Если бы перед нами была камерная семейная драма или сложное размышление о природе человека с артхаусным размахом, то простота героев была бы недостатком. В данном случае - все и всё на месте. А я ценю гармонию.
Мне "Поезд в Пусан" как философская притча понравилась.
Зомби отходят на второстепенный план вместе со всеми условностями. Хотя известный кинопортал фильм маркирует как "ужасы" и "боевик".
О жанрах в кино
Просмотр этого фильма навел меня на мысль о жанрах в кино.
Жанры, будь то романтическая комедия или триллер, облегчают зрителю навигацию в мире фильмов, задавая ожидания. Написано "слэшер", значит будет маньяк с оружием, который серийно будет всех убивать. Перед создателями стоит сложная задача "поместиться" в жанр, при этом зрителя удивить, но не слишком.
Узкий и выдержанный жанр "обслуживает" определенную потребность зрителя. К примеру, романтические комедии и сериалы позволяют отыграть желание романтики, свежести впечатлений от знакомства и трепета первого контакта с новым возлюбленным. Детективы реализуют интеллектуальную потребность в разрешении проблемы или получения ответа на вопрос.
А что делают зомби фильмы?
Зомби - квазилюди. Они похожи на людей, но зомби тупые, стадные и безнравственные. А в зомби-кино их можно "рубить" направо и налево. Разве это не "поглаживание" потребности людей в выражении агрессии? Можно разрешить герою вооружиться и без стыда, сожаления, суда и следствия уничтожить их всех.
А философские притчи?
Философская притча в свою очередь "просится" в абстрактное понятие "артхаус", где вроде все должно быть медленно, задумчиво и тяжеловато для восприятия и понимания. "Артхаус" закрывает потребность в подтверждении того, что зритель не все, он ценитель, он понимает то, что всем непонятно, потому что особенный.
Почему смешение жанров - это прекрасно?
Разочарование от того, что фильм не соответствует ожиданиям от заявленных жанров, может быть глубоким. Кому нужен фильм о зомби, где ни одного зомби не убили?
Но я люблю, когда жанры смешиваются. Если фильм сложно "засунуть" в какую-то четкую категорию, то есть вероятность, что он является интересным произведением. Взять к примеру, "Твин Пикс". Начинался он как стильный детектив с элементами мыльной оперы, а закончился как философская притча о добре и зле со своей космологией.
Из совсем другого поля пример - дорама "Что случилось с секретарем Ким?".
Сериал мирно играл себе в ромком со строгим и замкнутым начальником и его секретарем, а потом позволил себе вставки, снятые как хоррор.
Жизнь тоже не один жанр. Утром можно оказаться в комедии, к обеду улететь в драму, под вечер - в триллер, а засыпать в ромкоме.
Почему "Поезд в Пусан" - хорошее кино?
"Поезд в Пусан" недостаточно артхаусный для философской притчи, а численность убитых зомби ничтожна, что для зомби-фильма недопустимая вольность.
При этом зомби - на месте. Есть своя Вселенная с условностями. Герои ведут себя иногда как полагается в хоррорах - то есть глупо. Что прекрасно обыгрывалось в "Криках", когда кто-то с дивана, глядя на экран, кричит герою: "Обернись! Да обернись ты!" Персонажи фильма справляются как могут, иногда блестяще, иногда в стиле "Обернись!". В фильме много динамики: сначала бегут туда, потом обратно, спасаются, прячутся, борются.
Философская притча поместилась в средненьком зомби фильме очень просто и четко. Создатели сформулировали дилемму и отыграли ее несколько раз поучительно и наглядно. Финал ответил еще и на вопрос "Ради чего именно стоит жертвовать собой", по мнению авторов.
Ради детей.
Мне понравился еще один штрих, который добавляет слои в размышления. Главный герой занимался финансовыми делами фармацевтической компании, которая и наводнила Корею зомби в геометрической прогрессии. Его коллега у героя спрашивает, а не виноваты ли они в том, что случилось, раз причастны только тем, что находили финансирование. И это тоже очень интересный вопрос: где границы причастности и вины?
Не забываем, что есть место и семейной драме, и переосмыслению жизни для главного героя.
При этом все просто, динамично и понятно. Философские дилеммы и вопросы уравновешены толпой зомби и попытками героев спастись. Персонажи представлены разные: от любящей школьницы до брутального мужчины в архетипе воина. Последний, кстати, замечательный. Его играет Ма Дон-сок (он на кадре ниже в черной футболке).
Смешать многое, но соблюсти гармонию.
Вот что удалось сделать "Поезду в Пусан". Поэтому это хороший фильм.
"Поезд в Пусан" грозит стать разочарованием для поклонников фильмов ужасов про зомби и тем более боевиков, но если присмотреться к нему и оценить смешение жанров, его гармонию и простоту, то можно получить удовольствие от просмотра. У меня осталось приятное послевкусие.