Найти в Дзене

Зоо-апокалипсис

2015-2017 год. США. Шоураннеры: Джош Аппелбаум, Андре Немец, Джефф Пинкнер, Скотт Розенберг. В ролях: Джеймс Уолк, Кристен Коннолли, Нонсо Анози, Нора Арнезедер, Билли Берк, Алисса Диас, Джош Салатин, Грейси Дзинни Время апокалипсиса: 2015 год Причина апокалипсиса: восстание животных Масштаб апокалипсиса: вся планета Постапокалипсис – жанр изначально мальчиковый. Сама идея жизни после конца света, без салонов красоты, торговых центров и маркетплейсов традиционно не увлекает представительниц прекрасного пола. Поэтому главных героев, трагических одиноких выживальщиков в постапокалиптических фильмах в основном играют мужчины. Поэтому женщины в этих фильмах так часто живут в клетках и обходятся без одежды. Поэтому вокруг такая грязь и антисанитария. Однако тенденция постепенно меняется. Если в 1950-е и 1960-е постапокалипсисы с девушками в главных ролях можно было сосчитать на пальцах одной руки, то в 1970-е и 1980-е их было уже 10-15%, а в 1990-е и 2000-е – 30-40%. Дамы тоже захотели сним

2015-2017 год. США. Шоураннеры: Джош Аппелбаум, Андре Немец, Джефф Пинкнер, Скотт Розенберг. В ролях: Джеймс Уолк, Кристен Коннолли, Нонсо Анози, Нора Арнезедер, Билли Берк, Алисса Диас, Джош Салатин, Грейси Дзинни

Время апокалипсиса: 2015 год

Причина апокалипсиса: восстание животных

Масштаб апокалипсиса: вся планета

Постапокалипсис – жанр изначально мальчиковый. Сама идея жизни после конца света, без салонов красоты, торговых центров и маркетплейсов традиционно не увлекает представительниц прекрасного пола. Поэтому главных героев, трагических одиноких выживальщиков в постапокалиптических фильмах в основном играют мужчины. Поэтому женщины в этих фильмах так часто живут в клетках и обходятся без одежды. Поэтому вокруг такая грязь и антисанитария.

Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса», режиссер Джордж Миллер, 2024 год, Австралия
Кадр из фильма «Фуриоса: Хроники Безумного Макса», режиссер Джордж Миллер, 2024 год, Австралия

Однако тенденция постепенно меняется. Если в 1950-е и 1960-е постапокалипсисы с девушками в главных ролях можно было сосчитать на пальцах одной руки, то в 1970-е и 1980-е их было уже 10-15%, а в 1990-е и 2000-е – 30-40%. Дамы тоже захотели снимать постапокалиптическое кино. И смотреть его.

Кадр из фильма «На берегу», режиссер Стенли Крамер, 1959 год, США
Кадр из фильма «На берегу», режиссер Стенли Крамер, 1959 год, США

К середине 2010-х это стало настолько очевидно, что телеканал CBS (сверхконсервативный американский телеканал, один из старейших в мире) выпустил постапокалиптический сериал для пенсионерок. Ну, в смысле, конечно, именно так это не формулировалось и не могло быть сформулировано. Но ядерная аудитория CBS в середине 2010-х это женщины от 55 до 64. Живущие при этом не в городе, а в пригороде или сельской местности. Имеющие возможность смотреть дневные шоу в будний день. Не просто пенсионерки, короче говоря, а пенсионерки деревенские.

-4

Эти любопытные вводные превратили «Зоо-апокалипсис» в совершенно уникальный сериал, не похожий ни на что другое.

-5

Основная идея истории основана на фантастическом допущении о том, что все животные на Земле, от полярных медведей до домашних кошек, мутировали, обрели разум, самосознание, изжили в себе страх перед своими двуногими повелителями и взбунтовались. Продюсеры шоу говорили потом в интервью, что их сверхзадачей было сделать так, чтобы каждая бабуля из какой-нибудь Оклахомы боялась подойти к своему коту.

-6

Начинается, впрочем, все довольно далеко от Оклахомы, в Южной Африке. Два местных гида по сафари Джексон Оз (Джеймс Уолк) и Абрахам Кеньятта (Нонсо Анози) обнаруживают, что один из их туристических кэмпингов полностью опустошен. Туристы и туземная прислуга куда-то подевались, повсюду кровища, львиные следы и экскременты. Это все, конечно, довольно тревожно, но само по себе еще не конец света. Со львами такое время от времени случается.

-7

Надеясь разобраться в произошедшем парни идут по следу и находят одну из выживших туристок – невероятной красоты француженку Хлою Тузинье (Нора Арнезедер), оказавшуюся, кроме всего прочего, агенткой тайной полиции (к сожалению, или счастью, французской).

-8

Вскоре после знакомства с иностранкой зоологи попадают в засаду. Резко поумневшие львы заманили глупых людишек в ловушку и уже готовы были сожрать вместе с новой подружкой. Но поскольку эти трое и есть главные герои будущего шоу, которое выдержит 39 серий и три сезона, за них можно особенно не волноваться.

-9

Тем более, что в это же самое время другая львиная компания бесчинствует в Лос-Анджелесе. Несколько питомцев из местного зоопарка убили смотрителя и решили прогуляться по бульвару Сансет. Там они успели задрать еще пару человек пока не были застрелены доблестными офицерами полиции.

-10

Нападение африканских хищников в центре крупного мегаполиса привлекло внимание журналистки «Лос-Анджелес Таймс» Джейми (Кристен Коннолли). Неравнодушная к идеям Греты Тунберг красавица видит во всем этом заговор одиозной биотехнологической и фармацевтической корпорации Reiden Global, с которой у нее давние счеты. И, понятное дело, оказывается права – злые капиталисты настолько избитый троп, что его не побоялись использовать даже на CBS. Чтобы добыть доказательства причастности Reiden Джейми обращается к местному ветеринару, звериному доктору Хаусу на минималках, мизантропу и хаму по имени Митч Морган (Билли Берк).

-11

Митч, как и положено интроверту и социопату, поначалу капризничает, но вскоре отступает перед натиском целеустремленной акулы пера. Сладкая парочка начинает расследование и через пару серий объединяется с группой африканских зоологов и французской разведчицы. Интернациональная команда даже получает финансирование от какой-то мутной европейской организации, которая тоже копает под Reiden Global с неясными до поры до времени целями

-12

В ходе расследования отважным зоологам придется помотаться по миру. Ребята столкнутся с бандформированием восточно-европейских собак, заманивающих и поедающих туристов, преступной организацией американских волков, промышляющих нападениями на тюрьмы строгого режима, целой армией бразильских летучих мышей, испытывающих необъяснимую ненависть к элетроприборам. И тысячами других экзотических и не очень животных со всех концов света, проявляющих свои новообретенные интеллектуальные способности множеством самых невероятных способов.

-13

Правда придумать как они общаются, чтобы координировать свои действия сценаристам «Зоо-апокалипсиса» так и не удалось. Ну в смысле Цезарь и его лабораторные приматы из «Планеты обезьян» освоили язык жестов, генетически-модифицированные велоцирапторы из «Парка Юрского периода», научились подавать друг-другу голосовые команды. А зверята из «Зоо-апокалипсиса» вместо этого просто читают мысли. Они телепаты. Причем все до единого, вне зависимости от того хищники они или травоядные, сумчатые или перепончатокрылые. Львы и носороги, крысы, змеи, медведи, кошки, собаки, северные олени и даже волнистые попугайчики общаются между собой силой мысли, как в «Битве экстрасенсов».

-14

Само по себе это могло бы стать действительно могучим оружием. Если бы звери, птицы и даже насекомые, вдруг как в «Аватаре», все вместе, реально массово и сообща атаковали человеческие города, нам всем пришлось бы не сладко. Но на такую агрессию сценаристы «Зоо-апокалипсиса» так и не решатся.

-15

Отдельные группы зверей время от времени совершают акты насилия в разных крайне удаленных друг от друга частях планеты, вынуждая отважную зоологическую команду лететь туда на выручку местным жителям, но на массовое нападение в масштабах планеты зверушки не способны. Ну потому, что это превратило бы их в настоящих врагов человечества, а настоящий враг у американских провинциальных бабушек другой – глобальные фармацевтические корпорации. Ну и еще тайные общества, типа масонов, только помешанных на экологии.

-16

В этом американские пенсионеры ничем не отличаются от наших. Кстати, во втором сезоне появятся и русские. Но не в качестве злодеев, а просто как некая третья сила, дополнительное усложнение и без того запутанного сюжета.

-17

Из-за отсутствия настоящего интеллекта и нормальной координации полноценный апокалипсис зверям устроить не под силам. Убить достаточное количество человеков, разрушить инфраструктуру и разорвать социальные связи им удается только к концу первого сезона. Да и то далеко не повсеместно. В Нью-Йорке, например, полиция, скорая и даже Uber продолжают работать, когда городские улицы заполоняют тысячи умных собак, кошек и почему-то бабуинов. Просто таксисты теперь ездят в бронированных джипах с решетками на окнах и всегда берут с собой в дорогу автомат М-16.

-18

А вот в городах поменьше и на селе ситуация сложнее. Некоторые деревни и моногорода переходят на осадное положение, возводят вокруг домов стены и баррикады, а кое-где даже вынуждены приносить доминирущим в регионе четвероногим человеческие жертвы.

-19

Впрочем, этот эпизод с жертвоприношением так и остается самым жестоким моментом за все три сезона. Сценаристы тут не особенно суровы с людьми и животными. Разрывание на части, поедание заживо и прочее ультранасилие как правило происходит за кадром. Это же CBS, а главный калибр CBS – ситкомы и мелодрамы.

-20

В связи с этим человеческие персонажи сериала непрестанно вступают друг с другом в запутанные интимные отношения, ссорятся, мирятся, женятся, разводятся, заводят детей, неожиданно обретают считавшихся погибшими пожилых родителей, находят тайных братьев и сестер. Семейная жизнь героев кипит, не хуже, чем в «Санта-Барбаре».

-21

Актеров продюсеры CBS для этого дела подобрали соответствующих. Главная звезда, самый титулованный и востребованный тут Нонсо Анози – британский нигериец, который играл эпизодические роли у Гая Ричи и Джо Карнахана, в новом «Конане-варваре», «Игре Эндера» и «Золушке» Кеннета Браны. Он, кстати, единственный для кого участие в этом проекте стало ступенью карьеры. Через год после закрытия «Зоо-апокалиписа», Анози взяли на главную роль в другой значительно более крутой постапокалиптический проект Sweet Tooth (в России его называют «Мальчик с оленьими рогами»).

Кадр из сериала «Sweet Tooth: мальчик с оленьими рогами», шоураннер Джим Микл, 2021-2024 год, США
Кадр из сериала «Sweet Tooth: мальчик с оленьими рогами», шоураннер Джим Микл, 2021-2024 год, США

Следующий по статусу, вероятно, Билли Бёрк, знаменитый исполнением роли Чарли Свона, отца Кристен Стюарт из «Сумерек». Кроме этого он когда-то снимался вместе с Морганом Фрименом в одном из клонов великого триллера «Семь» - «И пришел паук», а сейчас в основном составе процедурала про пожарных «Страна пожаров».

Кадр из фильма «Сумерки», режиссер Кэтрин Хардвик, 2008 год, США
Кадр из фильма «Сумерки», режиссер Кэтрин Хардвик, 2008 год, США

Номинальный главный герой «Зоо-апокалипсиса» Джеймс Уолк имеет в своем портфолио второстепенные роли в хитовых телешоу «Безумцы» и «Миллиарды». Кристин Коннели два сезона оттрубила в «Карточном домике», а также сыграла важную роль в революционном хорроре «Хижина в лесу». А милашка Нора Арнезедер реально из Франции и прославилась там участием в фильме «Париж! Париж!», а еще заменила сексбомбическую Мишель Мерсье в ремейке «Анжелики, маркизы ангелов» 2013 года, который никому не нравится. Ну потому что Мишель Мерсье никто не заменит.

Кадр из фильма «Хижина в лесу», режиссер Дрю Годдард, 2012 год, США
Кадр из фильма «Хижина в лесу», режиссер Дрю Годдард, 2012 год, США

Саму Нору заменить оказалось проще простого. Да и любого другого участника ветеринарной бригады особого назначения. По ходу дела в составе происходит ротация, герои умирают, получают травмы и переломы, впадают в кому, теряют память, с особенно одаренными случается раздвоение личности. Но сценаристы не парятся. А просто заменяют выбывших новыми еще более юными и прекрасными актерами и актрисами. Обогащая и без того насыщенную личную жизнь оставшихся. К середине второго сезона все главные героини поменяют любовников.

-25

Мальчикам тоже будет на кого смотреть – во вспомогательном составе «Зоо-апокалипсиса»: Алисса Диас («Обмани меня», «Люцифер», «Нарко: Мексика»), Грейси Дзинни («Бамблби», «Сверхвоины»), Джоан Келли («Джек Хантер»), Афина Карканис («Манифест»), Софина Браун («Хорошая жена») и другие прекрасные дамы.

-26

В оригинальном романе («Зверинец» Джеймса Паттерсона и Майкла Ледвиджа, 2012 года) персонажей было намного меньше. Но сюжет оригинала шоураннеры освоили к концу первого сезона. А рейтинги были достаточно высоки, для того чтобы дать создателям повод пуститься во все тяжкие.

-27

Именно со второго сезона «Зоо-апокалипсис» из глуповатого, конечно, но в целом не особенно выделяющегося в общей массе процедуралов средней руки, превращается в по-настоящему безумное шоу. Без строгой сценарной основы легкая эксцентричность сериала приобретает характер буйного помешательства.

-28

В первом сезоне мутация просто придавала животным агрессивности и позволяла общаться между собой на расстоянии. Стая леопардов, например, могла начать организованное нападение на небольшой африканский городок потому, что получала телепатический сигнал от детеныша леопарда, захваченного людьми для проведения опытов.

-29

Во втором леопарды-телепаты для всех уже в порядке вещей. Ведь мутанты следующего поколения прокачались так, что научились провоцировать стихийные бедствия. Медузы тут вызывают ураганы, ленивцы – землетрясения, змеи способны отравить почву и источники воды, генерируя из своего тела стекло, колонии муравьев производят электричество огромной мощности, ящерицы замораживают все вокруг, медведи обрастают непробиваемой броней, а стервятники могут устроить кислотный дождь.

-30

Но и это ещё далеко не конец сюжета и фантазии сценаристов. В третьем сезоне они придумали гибридов. Генно-модифицированных тварей, выведенных искусственно для того чтобы окончательно поработить зарвавшееся человечество. Волков-секачей – смесь волка и дикообраза, с хребтами покрытыми ядовитыми шипами. Шерстистых носорогов – гигантских монстров, напоминающих доисторических носорогов или мамонтов, с шерстью и бронёй. Вулканических грифов - громадных птиц способных рыть туннели под землёй, а еще вызывать извержения вулканов. Невидимых двадцатиметровых удавов. Электрических осьминогов. А еще гибридных мартышек, выведенных для того, чтобы заменить людей.

-31

А заменить их придется. Ведь в третьем сезоне в результате козней эко-террористов все женщины на Земле становятся бесплодны. Но у зоологической суперкоманды есть туз в рукаве – дочери Митча Моргана (к третьему сезону у героев уже взрослые дети) удается забеременеть. Внук безумного гения становится новым мессией, способным то ли остановить звериный апокалипсис то ли возглавить его.

-32

Чтобы там могло быть дальше уже не узнать. Теперь это тайна как перевал Дятлова. Третьего сезона американские пенсионерки не перенесли. Рейтинги упали ниже плинтуса и шоу пришлось свернуть на полуслове. А жаль. Очень было бы любопытно узнать, как сценаристы выпутаются из этой ситуации.

-33

Помянем же «Зоо-апокалипсис». Он был слишком странным, слишком необычным, слишком не приспособленным к жизни в американской глубинке. Конечно, CBS это не HBO, а «Зоо-апокалипсис», не Last of us, не Fallout и не «Укрытие». Такие шоу не номинируют на «Эмми», а смотрят с ужасом, восхищением и плохо скрываемой завистью. Ведь мало кто может позволить себе реализовать, воплотить в материале и на полном серьезе показывать зрителям такое откровенное безумие.

-34

Остаётся добавить, что даже в таком незаконченном виде Zoo выглядел лакомым кусочком для российского ТВ. В 2018 году уже после закрытия сериала «Зоо-апокалипсис» был закуплен ТВ-3 (это который «первый мистический») и демонстрировался всем желающим на протяжении нескольких месяцев. Каких-то суперрезультатов он не достиг, но на «Кинопоиске» у него не 0, а вполне себе 6,5. Что означает «смешанные отзыва». Так что и российским пенсионерам, похоже, зашло, вполне себе.

Удачного просмотра.