Найти в Дзене
Школа писателей Band

Чтобы текст работал, нужны детали

В статье «Как разжечь чувства к вашему тексту (если вы к нему охладели)?» в качестве одного из способов возродить своё пылкое отношение к написанному мы предлагали иной взгляд на локацию, выбранную вами для вашего текста. В этой статье мы поговорим о том, как добавить искру в писательский процесс, работая с деталью. Арка детали Здесь можно вспомнить небезызвестное чеховское ружьё, которое рано или поздно должно выстрелить. Как и в детских сказках, где детали не появляются просто так (все эти подковы, плуги, иголки и прочие артефакты играют определённую роль), во взрослых художественных текстах детали также могут проживать свою жизнь. И замечая их, мы очень радуемся, чувствуя, что в этом мире тоже всё не просто так, всё имеет некий смысл, некую внутреннюю освещённость. Но чем дальше мы от сказки, от этого яркого символического мира, тем больше всё усложняется. Рассмотрим 3 вида детали, которые появляются в нашем тексте и добавляют в него живости и динамики. То есть деталь, которая помог
Оглавление

В статье «Как разжечь чувства к вашему тексту (если вы к нему охладели)?» в качестве одного из способов возродить своё пылкое отношение к написанному мы предлагали иной взгляд на локацию, выбранную вами для вашего текста.

В этой статье мы поговорим о том, как добавить искру в писательский процесс, работая с деталью.

Арка детали

Здесь можно вспомнить небезызвестное чеховское ружьё, которое рано или поздно должно выстрелить.

Как и в детских сказках, где детали не появляются просто так (все эти подковы, плуги, иголки и прочие артефакты играют определённую роль), во взрослых художественных текстах детали также могут проживать свою жизнь. И замечая их, мы очень радуемся, чувствуя, что в этом мире тоже всё не просто так, всё имеет некий смысл, некую внутреннюю освещённость.

Но чем дальше мы от сказки, от этого яркого символического мира, тем больше всё усложняется.

Рассмотрим 3 вида детали, которые появляются в нашем тексте и добавляют в него живости и динамики.

Деталь-символ или метафора

То есть деталь, которая помогает нам прочувствовать тему произведения, его идею.

Возьмём пример из «Портрета Дориана Грея» Оскара Уайльда.

Лорд Генри улыбнулся, наклонился и, сорвав в траве бледно-розовую маргаритку, принялся её рассматривать.
— Я совершенно уверен, что пойму всё, — возразил он, пристально разглядывая маленький, золотистый кружок, опушенный белыми лепестками.

Далее:

— Да, она — павлин во всех отношениях, только не в отношении красоты, — сказал лорд Генри, разрывая в клочки маргаритку своими тонкими нервными пальцами.

Далее:

— Смех — недурное начало для дружбы и, пожалуй, лучший конец для неё, — заметил лорд Генри, срывая другую маргаритку.

Такая чувственность, с которой работает Уайльд, подойдёт далеко не всем. Но тем не менее пример очень показательный.

Лорд Генри появляется чуть ли не на первых страницах книги. Но мы ещё не знаем, что это за человек. Разговаривая, он наклоняется к траве и срывает маргаритку.

Ну срывает и срывает, думаем мы и читаем дальше.

Он разрывает в клочки эту маргаритку тонкими нервными пальцами. Это ощущается очень живо и жизненно. И мы можем подумать, что это просто физиологическая деталь. Что-то тревожное, беспокойное.

Но дальше Генри срывает другую маргаритку. И тут мы понимаем, что Оскар Уайльд хочет нам что-то сказать. Что это не просто такая нервная реакция у человека, от которой он постоянно рвёт маргаритки. По ходу повествования мы действительно понимаем, что ни к чему хорошему знакомство Грея с лордом не приводит. И мы улавливаем, что эта маргаритка служила определённым символом.

Интересно, что эта деталь не забирает на себя много внимания. Она ненавязчиво помогает нам добраться до сущности этого персонажа. Это такая небольшая справка о нём.

Деталь-ключ

Помогает нам, как в детективе, пробраться к какой-то сути, найти дополнительный смысл, продвинуться в понимании сюжета.

Этот вид детали рассмотрим на примере двух рассказов из цикла «Ибупрофен» Булата Ханова.

Рассказ «Женечка», конец:

Рука сама потянулась к чехлу, лежащему рядом на заднем сидении. Арнольд Валерьевич вытащил оттуда маску Дональда Трампа и погладил.

Рассказ «Доктор Врач»:

На плече у маньяка болталась брезентовая экосумка, из которой он извлёк латексную маску Дональда Трампа.

В рассказе «Женечка» один из героев, Арнольд Валерьевич, вытаскивает сумку и достаёт оттуда маску Дональда Трампа и зачем-то гладит её. В общем, и ладно, думаем мы. Хоть некий вопрос и повисает в воздухе. На этом рассказ заканчивается.

Дальше нас ждут несколько историй в разных локациях и с разными героями. И вот мы встречаем рассказ «Доктор Врач». Рассказ про маньяка.

Этого маньяка мы толком не видим, но в один момент он извлекает из брезентовой экосумки латексную маску Дональда Трампа. И тут мы замечаем, что имя президента Соединённых Штатов не звучит в этом тексте на каждой странице, поэтому такая деталь приковывает наше внимание. Мы понимаем, что это один и тот же персонаж путешествует по рассказам. И это добавляет новых красок, новых ракурсов.

Если провести ревизию написанного и подумать, как прошить даже разные рассказы, какие детали для этого использовать, какие ключи оставить, можно прийти к новому пониманию того, о чём мы хотим сказать.

Независимая деталь

Третий способ добавить деталей и рассказать о них — это совершенная оторванность от символического или даже сюжетного измерения нашего текста.

Об этом виде детали очень иронично пишет Сергей Довлатов в рассказе «Хочу быть сильным», где происходит диалог издателя и молодого, ещё не опубликованного писателя.

— Здесь у вас сказано: «…И только птицы кружились над гранитным монументом…». Желательно знать, что характеризуют собой эти птицы?
— Ничего, — сказал я, — они летают. Просто так. Это нормально.
— Чего это они у вас летают, — брезгливо поинтересовался редактор, — и зачем? В силу какой такой художественной необходимости?
— Летают, и всё, — прошептал я, — обычное дело…
— Ну хорошо, допустим. Тогда скажите мне, что олицетворяют птицы в качестве нравственной эмблемы? Радиоволну или химическую клетку? Хронос или Демос?..

Птицы просто так летают. И это нормально.

Примеры таких независимых деталей можно встретить у классиков, когда они великолепно описывают природу или локации, в детективах, где многое строится на деталях, и так далее.

Заставьте ваш мир двигаться. Позвольте деталям жить свою жизнь: быть символами, быть ключами или вовсе не зависеть от сюжета — и у вас с вашим текстом сложатся более крепкие и доверительные отношения, которые будут дальше развиваться.

О других способах взглянуть по-новому на свой текст мы расскажем в следующих статьях.

Следите за обновлениями!

Ваша Школа Band.

//По материалам выступления писателя Степана Гаврилова в открытом лектории школы писательского мастерства Band.