Найти в Дзене

Задание 2 ОГЭ по русскому языку: Грамматическая основа – ключ к успеху (ч. 1. Говорим о стандартных формах выражения грамматической основы)

Задание 2 в ОГЭ по русскому языку проверяет ваше умение находить и правильно определять грамматическую основу предложения. Звучит просто, но именно здесь многие допускают ошибки, теряя драгоценные баллы. Почему? Потому что без четкого понимания теории и достаточной практики, это задание может превратиться в лотерею. Что такое грамматическая основа и почему она так важна? Грамматическая основа – это ядро предложения, его главные члены, выражающие основную мысль. Она состоит из: Теория, без которой не обойтись: Из последней фразы очевидно, что к подлежащему нужно задавать вопрос, и задавать его лучше "не с потолка", а от сказуемого. Для того, чтобы не ошибиться со сказуемым, нужно знать следующие постулаты. Сказуемым всегда являются - глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, краткие формы прилагательных и причастий, а также слова категории состояния. Как только найдено сказуемого, от него нужно задать вопрос - кто? что? Слова, которые ответят на этот вопрос, и будут являться по
Оглавление

Задание 2 в ОГЭ по русскому языку проверяет ваше умение находить и правильно определять грамматическую основу предложения. Звучит просто, но именно здесь многие допускают ошибки, теряя драгоценные баллы.

Почему? Потому что без четкого понимания теории и достаточной практики, это задание может превратиться в лотерею.

Что такое грамматическая основа и почему она так важна?

Грамматическая основа – это ядро предложения, его главные члены, выражающие основную мысль. Она состоит из:

  • Подлежащего: Кто или что совершает действие? (Отвечает на вопросы "кто?" или "что?")
  • Сказуемого: Что делает подлежащее? Каково оно? (Обозначает действие, состояние или признак подлежащего).

Теория, без которой не обойтись:

  1. Подлежащее может быть выражено:
  • Именем существительным в именительном падеже: Солнце светит.
  • Местоимением в именительном падеже: Он пришел.
  • Инфинитивом (неопределенной формой глагола): Курить вредно.
  • Цельным словосочетанием: Два брата ушли.
  • Любой частью речи, которая отвечает на вопросы И.п.: Завтра будет лучше.

Из последней фразы очевидно, что к подлежащему нужно задавать вопрос, и задавать его лучше "не с потолка", а от сказуемого. Для того, чтобы не ошибиться со сказуемым, нужно знать следующие постулаты.

Сказуемым всегда являются - глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, краткие формы прилагательных и причастий, а также слова категории состояния. Как только найдено сказуемого, от него нужно задать вопрос - кто? что? Слова, которые ответят на этот вопрос, и будут являться подлежащим.

Сказуемое может быть: Простым глагольным: выражено одним глаголом в любой форме: Я читаю.
Составным глагольным: состоит из вспомогательного глагола (выражает время, модальность) и инфинитива: Я хочу читать.
Составным именным: состоит из глагола-связки (чаще всего "быть" в разных формах) и именной части (существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие): Он был врачом.

  1. Будьте внимательны к однородным членам! Если в предложении несколько подлежащих или сказуемых, они все входят в грамматическую основу. Солнце и ветер ласкали лицо.
  2. Не путайте второстепенные члены с главными! Определения, дополнения и обстоятельства не входят в грамматическую основу.

Нестандартная форма выражения грамматической основы ("пара слов - подробнее в следующей статье")

Грамматическая основа может быть нестандартно выраженной, то есть, в ней может и не оказаться сказуемого, описанного выше. Нет в предложении ни глаголов, ни кратких форм, ни слов категории состояния.

В этом случае работает несколько других схем: к примеру, в предложение можно вставить слово "это" и в нем нужно ставить тире: например, собака - друг человека. Есть и другие варианты, которые встречаются значительно реже.

Проверка основы

Мало найти основу, нужно еще и проверить ее на предмет соответствия смыслу предложения. Например, мальчик был умным. Итак, рассуждаем: сказуемое - был, глагол в прошедшем времени, задаем вопрос к подлежащему - был кто? - мальчик.

Итак, основа - мальчик был. Но в этом ли смысл предложения? Нет, смысл в том, что мальчик обладает умом. Это значит, что в грамматическую основу нужно добавить еще и слово "умным", оно будет сказуемым на ряду со словом "был".

В следующей статье разберем практическую часть, а далее перейдем к нестандартным формам выражения грамматической основы.

Помните: Тщательная подготовка, знание теории и регулярная практика – это ваш путь к успешному выполнению задания 2 на ОГЭ по русскому языку! Удачи!