/ Я полагаю, в жизни можно провести точную границу между молодостью и старостью. Молодость кончается вместе с эгоизмом, старость начинается с жизни для других. /
/ Молодые надеются жить вечно и могут поэтому во всех своих желаниях и замыслах иметь в виду только себя. Старики уже заметили, что где-то есть предел и что все, что человек приобретает или делает для одного себя, в конце концов проваливается в дыру и оказывается напрасным.
И тут твой друг совершенно прав: человек более доволен, когда он живет для других, чем, когда для одного себя. /
Гертруда – один из ранних романов Германа Гессе. Произведение небольшое, но содержит в себе все те же философские размышления, выраженные в некой меланхоличной и таинственной манере, что имеют место быть в дальнейших работах автора.
Сюжет:
Повествование начинается со студенческого периода главного героя – Куна. Нам рассказывают о его увлечениях, целях, разочарованиях, а также полученной травме, которая полностью изменила жизнь протагониста (С целью впечатлить красивую девушку он съехал с горки на санях, где, к несчастью, сломал ногу так, что он остался калекой на всю жизнь). Подчеркну, здесь началось целое испытание для Куна. Его покинули друзья, не говоря уже о той даме, которой желал понравиться герой. Кроме того, его родители и учителя нисколько не поддерживали главного героя в идее выучиться на музыканта, поскольку считали его посредственностью.
Жизнь протагониста полностью меняется, когда его замечает Генрих Муот – знаменитый молодой певец, который увидел нечто особенное в композициях Куна. И действительно, то, к чему ранее относились с скептицизмом или отвращением в узком кругу людей (Родители не верили в талант сына, а учителя не могли воспринимать что-то новое вне рамок своего восприятия), принесло знаменитость главному герою.
Тем не менее, драма произведения заключается в душевной боли, эмоциональной нестабильности практически каждого из героев, что, в свою очередь, затягивает читателя. Один персонаж страдает от неразделенной любви, другой страдает от неспособности помочь ближнему своему, другой – от неспособности жить настоящим и так далее.
Автор посредством своей книги пытается донести идею, что
- одиночество в какой-то степени неизбежно – какая-то часть нашей души находится далеко от окружающих, а может и нас самих. Следовательно, бежать от этого, прятаться за алкоголем/ беспорядочными половыми связями – бессмысленно. Это не сила – это слабость. Сила, наоборот, выражается в принятии себя
- страдания способны стать источником нашей жизни, вдохновения, а не только погибелью.
- творчество может помочь людям в познании своего внутреннего мира – циркулирующих мыслей и эмоций (Подобная идея была упомянута в прошлом посте о ПТСР, где танцы и театр способствуют людям в избавлении от своих травм посредством работы над выражением своего внутреннего мира через невербалику).
Завершу пост, понравившейся цитатой из книги
Реплика отца в диалоге с протагонистом – главным героем:
“Успокойся! – сказал отец с улыбкой. – У тебя есть задатки превосходного семьянина, умные женщины это замечают сразу. Только не верь какой-нибудь совсем бедной, она, возможно, имеет в виду твои деньги. И если ты не найдешь ту, о которой мечтаешь и которая мила твоему сердцу, то и тогда еще не все потеряно. Любовь между молодыми людьми и любовь в длительном браке – это не одно и то же. В молодости каждый думает и заботится лишь о себе. Однако когда есть семья, появляются другие заботы. Со мной произошло то же самое, ты вправе это знать. Я был очень влюблен в твою маму, у нас был поистине брак по любви. Но это длилось всего год или два, потом влюбленность прошла, вскоре от нее не осталось и следа, и мы растерялись и толком не знали, как нам жить дальше. Тут как раз пошли дети – твои старшие брат и сестра, те, что рано умерли, мы должны были о них заботиться. Соответственно, наши претензии друг к другу уменьшились, отчужденность прошла, и вдруг вновь явилась любовь, правда не прежняя, а совсем другая. И она продержалась до сих пор, более тридцати лет, не требуя больших душевных затрат. Не все браки по любви продолжаются так благополучно, а лишь немногие.”