Репортеры Frontliner отправились на боевую задачу вместе с экипажем «Москиты» – бойцами подразделения «Бродяги» (прим. авт. кан. - вероятно имеется в виду Разведывательно-ударный батальон Бродяги 411-го отдельного полка беспилотных Систем «Ястребы»), которые под Покровском используют FPV крылья-камикадзе "Дартс" для ударов по российским военным целям в глубине их порядков. В репортаже – хронология боевого выезда: подготовка, атаки, риски и возвращение.
3:30
Еще ночь. Над селом в Донецкой области стоит плотный туман. Село спит и будет спать еще как минимум несколько часов. А бойцам экипажа «Москиты» уже пора отправляться. Их цель – незаметно, еще по серому добраться до боевой позиции, используя туман как прикрытие.
Туман и сумерки – идеальное сочетание, которое не позволит российским разведывательным дронам заметить два зеленых авто, везущих бойцов, оборудование, боеприпасы и FPV-крылья.
Экипаж «Москиты» – FPV-шники. Теперь они будут запускать крылья-камикадзе глубоко в тыл Донбасса, чтобы выполнить боевое задание и поразить приоритетные цели врага.
В 4 утра снаряженные с вечера машины тихим ходом выезжают из сонной деревни и разбитыми дорогами двигаются в сторону линии фронта. Этот участок активнее других: именно здесь армада российских подразделений пытается штурмовать Покровск и обходить его с флангов.
Надо быть осторожными – здесь сосредоточено много разведывательных сил. Если экипаж вычислят, не пожалеют и ракеты, чтобы уничтожить угрозу глубоко в тылу: бьют по логистике, составам, ПВО и РЭБ.
Дорога неблизкая. В туманной тьме у каждого свои мысли. Ребята едут молча. Тихо играет музыка, и только на выбоинах качается оберег-мотанка, висящая на зеркале заднего вида.
Экипаж «Москиты» входит в подразделение «Бродяги», сформированное в 2022-м во время обороны Киева. Тогда это была пехота ТрО, а потом, пройдя много участков фронта, подразделение постепенно трансформировалось в беспилотную ударную группу. С самого начала традиционно сложилось, что большинство в подразделении – киевляне. Так же и в экипаже «Москиты»: кто родился в Киеве, кто приехал жить и работать, и уже в столице их застала война.
Постепенно встречные машины – все военные – начинают исчезать. На одном из участков – следы свежих прилетов: на дороге воронки, разбросаны большие куски асфальта и земли.
На одной из полевых развилок машины останавливаются, выключают фары и немного опускают окна – слушают фронт. Тихо. Через минуту из рации раздается голос командира «Седого»:
– Действуем по плану.
– « Плюс », – коротко отвечает «Француз».
Воздух словно замер, а густой туман и не думает рассасываться. Из серой мглы время от времени доносятся далекие, но узнаваемые взрывы. Вероятно, «легли» кассеты.
Проходит двадцать минут. Авто осторожно выруливает на полевую дорогу, петляет между выбоинами и срезанными взрывами обочину, подбирается ближе к боевой позиции. Все уже готово: размечено место для сборки, выложены ящики с крыльями и заряженными аккумуляторами. Разгрузка – в считанные минуты, и сразу – уход. Машина не стоит дольше, чем нужно.
Выбранная экипажем позиция – одна из капитальных линий обороны, недавно возведенных на флангах Покровска. Это подземный город, построенный основательно и продуманно.
Сухие окопы с дощатым полом укреплены металлическим каркасом, обшиты сеткой и тканью, сверху накрыты деревянным перекрытием и засыпаны слоем земли. В туннелях подземных окопов – многочисленные огневые точки, защищенные массивными металлическими козырьками.
Глубже, под землей, расположены бетонные капсулы, которые должны обеспечить надежное убежище во время массированных обстрелов. В одной из таких экипаж обустраивает комнату управления беспилотниками.
Начинается подготовка к боевой работе. А работы немало: выставить Starlink и антенны для управления крыльями, построить электросеть и развести питающие кабели, распаковать и подключить мониторы контроля, подготовить сами крылья и боеприпасы к ним. Не забыли и о собственном комфорте, для защиты от холода подземного бункера запустили портативный дизельный калорифер, быстро нагревший комнату.
После двух часов работы все основное в капсуле уже настроено и готово к запуску. На дворе рассвело, но поднялся сильный ветер – нелетная погода для FPV-крыльев. Экипаж об этом знал, и потому взяли в этот день с собой меньше ударных крыльев "Дартс".
Во время этой незапланированной паузы военные решают попить чай. Горелкой вскипятили чайник. На линии обороны электричества нет, но свет дает мощная станция EcoFlow в паре с портативным дизельным генератором.
Для атак вглубь российских позиций подразделение использует крылья-камикадзе "Дартс". Это не новейшая разработка, дрон выпускается уже около полутора лет. Однако этот простой БПЛА, сделанный из дерева и пенопласта, имеет важное преимущество – невысокую стоимость около 40 тысяч гривен.
Несмотря на свою простоту, "Дартс" способен нести 6,5 кг взрывчатки на дистанцию до 40-50 километров. Такую дальность с таким весом боеприпаса могут преодолеть далеко не все украинские дроны. Еще одно преимущество – наличие системы машинного зрения и самонаведения на цель, что позволяет сохранить точность даже при потере связи.
Впрочем, на этом преимущества заканчиваются. Как показывает практика, надежность этой модели остается достаточно низкой.
Атака на российский РЭБ «Молния»
Ветер утих до допустимых параметров только в 9:30, и «Седой» дает команду «Французу» готовить самолет. Перед каждым выходом из укрытия экипаж обязательно проверяет "небо" через военную карту "Дамба". Она в реальном времени показывает позиции обнаруженных РЛС российских разведчиков. Все перемещения наружу максимально ограничены и производятся только при необходимости.
Киевлянин "Француз" официально числится в составе экипажа как водитель-электрик. В подразделении он уже полгода. Среди его задач – сбор самолетов, установка катапульты, проверка исправности всех систем перед запуском. Еще одна немаловажная роль как сапера – навешивание боеприпаса.
В лесополосе недалеко от блиндажей «Француз» обустраивает площадку для сбора. Жидкие ветви – не слишком надежная защита от вражеских камер, но лучше так, чем на открытом месте. Быть менее заметным – всегда приоритет.
Боеприпасы экипаж принципиально не производит самостоятельно.
– Было много несчастных случаев. Мы лично знали военных, погибших при изготовлении самодельных боеприпасов. Такое должны делать только очень квалифицированные люди, – говорит Седой, которой помогает собирать катапульту.
После подготовки самолета «Седой» готовит «Матрас» – квадрокоптер DJI «Matrace», который несет на себе антенну-усилитель.
После сбора всю электронику и систему управления крылом тщательно тестируют. Далее – очередь катапульты. Перед запуском ее выносят в поле и устанавливают, а сразу после запуска прячут в лесополосу.
Катапульта – слишком заметный элемент. Если её увидят с воздуха российские разведчики, они сразу поймут: здесь только что работал экипаж FPV-крыльев. Реакция не заставит себя ждать.
10:50
Наконец – запуск на первую сегодняшнюю цель: российский РЭБ «Гроза», обнаруженный другим экипажем во время разведки. Этот комплекс блокирует каналы управления украинских дронов, мешая им долетать до позиций россиян и наносить удары.
– Запускай , – командует «Седой» по рации.
Двигатель крыла начинает жужжать, и в тот же миг «Француз» жмет кнопку спускового пульта дистанционного управления из кустов лесополосы. У катапульты при запуске находиться нельзя. С глухим хлопком катапульта выстреливает крыло в небо. Что-то пошло не так. Самолет, поднявшись всего на пять метров, резко меняет направление и с треском врезается в грунт поля.
Во время взлета произошла нештатная ситуация. Пусковая каретка, выталкивающая самолет из катапульты, почему-то не отстала от крючков на фюзеляже. Резиновый трос, вместо того чтобы толкать, стал якорем, остановил самолет и бросил его о землю.
"Француз" идет на место падения один. Осторожно снимает боеприпас – в детонатор вмонтирован электронный предохранитель именно на такой случай – и относит обломки самолета обратно в подземные окопы.
Обидно, но ничего не поделаешь. У экипажа еще четыре самолета и три цели. Катапульту прячут в лесополосу, и все начинается сначала.
"Француз" готовит новый самолет, навешивает боеприпас, проводит тестирование. Затем снова выставляют катапульту, устанавливают дрон, и готовятся к повторному запуску.
11:30
– Запускай , – снова командует по рации «Седой».
Заводится двигатель. "Француз" жмет кнопку дистанционного пульта запуска. На этот раз все проходит без приключений: самолет взлетает, закладывает плавный вираж и направляется в сторону фронта – туда, откуда время от времени доносились далекие взрывы.
Бойцы спускаются под землю, в бетонную капсулу. Теперь все, что будет происходить во время полета и атаки, можно увидеть только на мониторах.
Полету мешает сильный ветер, и уже на подходе к цели начинаются проблемы со связью – экран мерцает, изображение периодически исчезает. Седой вынужден поднять в небо заранее подготовленный "Матрас" с ретранслятором сигнала. Связь стабилизируется.
На мониторе появилась цель – антенны РЭБа, расположенные у перекрестка дорог. Первый пролет над ними координационный, чтобы определить точную точку удара. Второе мероприятие уже боевое.
11:55
На высоте 60 метров и за 300 метров до цели «Рыжий» захватывает ее в прицел и включает машинное видение.
В последние секунды видеотрансляция обрывается. Это нормально – либо дрон попал под действие РЭБа, либо «Дартс» нырнул за радиогоризонт. Но главное, что успели включить самодоведение.
Настроение у всех поднимается. Ребята смеются, шутят. Они почти уверены в поражении цели.
— Но чтобы точно знать, нужно визуальное подтверждение. Мы такого не делаем – типа «словно направили, словно попали». Такое нельзя подавать. Мы знаем, что дрон долетел. Но попали ли? Это уже нуждается в проверке и доразведке. В ближайшие дни будем знать точно , – говорит «Рыжий». Обычно подтверждение впечатления производится в тот же день, но в день работы была нелетная погода для крыльев-разведчиков, так как только будет погода – будет подтверждение.
Двойная атака на Селидово
12:00. «Француз» снаряжает следующее крыло. На этот раз цель серьезная: оккупированное Селидово. На одной из крыш в городе были обнаружены антенны российского радиолокационного комплекса «Енот». Эта система предназначена для автоматического обнаружения и подавления воздушных целей.
«Седой» Будет пассивная охота. Надо просто долететь и взорвать. Тот «Енот» очень дорог.
Селидово стратегически важный для россиян город, расположенный недалеко от линии фронта. Здесь размещено множество штабов и пунктов дислокации. Уничтожение таких РЭБов и РЛС критически важно, чтобы украинские беспилотники могли эффективно работать по целям в городе.
На «жирную» цель «Француз» навешивает соответствующий боеприпас весом 5,6 килограмма.
Очередная проверка «неба» через систему «Дамба» показывает: в воздухе не обнаружены российские разведчики. Направление и скорость ветра неблагоприятны для полетов со стороны российской территории. В районе вражеских дронов вообще нет, лишь несколько наблюдаются южнее, в направлении Курахово.
Следовательно, можно выходить из посадки на открытую местность и устанавливать катапульту. Вернее, относительно безопасно.
Во-первых, «Дамба» не дает гарантии, что обнаруживает всех российских разведчиков. Во-вторых, периодически, хоть и далеко, слышны «приходы».
12:20
Очередное «Запускай» от «Седого». Камикадзе успешно стартует, хоть и тяжелее, из-за подвешенного мощного боеприпаса. Заделывает плавный разворот в небе и исчезает за горизонтом.
Полет оказался напряженным и для пилота, и для штурмана. Сильный боковой ветер, нестабильная связь. Несколько раз «Седой» вынужден менять аккумуляторы и поднимать в небо дрон-ретранслятор, чтобы удержать канал управления. Да и расстояние не маленькое. До Селидова отсюда около 40 километров.
Летели более получаса. Наконец – город. Штурман «Оби-Ту» уверенно ведет пилота «Рыжего» по крышам и дорогам, которые тщательно изучил перед вылетом.
Напряжение растет. В капсуле царит тишина. Раздаются лишь короткие, скупые команды: «курс», «ориентиры», «уровень сигнала».
«Седой» тоже здесь. Он следит на мониторе за направлением сигнала (азимутом) из ретранслятора на зависшем где-то в небе «Матрасе».
До цели сотни метров. На экране камеры дрона появляется ряд домов. На одной из крыш – антенны российского комплекса «Енот».
13:10
Во время захода на цель, на высоте около 200 метров, крыло внезапно ныряет носом вниз, и видеосигнал обрывается.
– Сбили , – разочарованно комментирует «Рыжий».
Кто-то в бункере молчит. Кто-то матерится.
– Но что ты сделаешь. Бывает. И это нормально. Самолеты медленные и большие, их легко сбить , – добавляет «Рыжий».
Долететь до узла российских войск, плотно защищенного радиолокационными станциями и РЭБ, – уже сама по себе удача. Хотя частично она была прогнозируемой: экипаж использовал кастомный приемник с нестандартной частотой и антенну для управления дроном.
– Ну хорошо, что хоть до Селидова уже долетаем. Раньше и этого не могли, – заключает «Седой», а потом с улыбкой добавляет . – Теперь пора съесть бутерброды.
Ребята просматривают видео, записанное камерами крыла перед потерей связи, и обедают бутербродами с колбасой. Напряжение медленно падает.
Операции в тылу, как сегодняшняя – редкость. Обычно это поддержка штурма: выносят укрытие, живую силу.
– Куда залетело FPV, туда не придется бежать штуровику , – говорит «Рыжий».
«Рыжий» FPV – штука крутая. Может изменить ход небольшого сражения. Может сберечь жизнь. И дешево её отнять.
После короткого перекуса «Рыжий» звонит по телефону одному из командиров подразделения и докладывает о пролете и сбитии крыла над Селидово. После короткого обсуждения решают атаковать ту же цель еще раз. Потому что, как говорят сами ребята, «очень жирная».
Откладывать бессмысленно. Технологическое преимущество, в виде чувствительной антенны и передатчика, временное.
– Это постоянный эксперимент. Сегодня ты летаешь, а завтра россияне что-то придумывают, и все, надо снова что-то придумывать , – комментирует «Седой» особенности этой войны.
13:50
Очередное крыло стартует с катапульты и уходит в направлении Селидово.
– Если мы сожжем этого «Енота», то это будет стоить несколько дней работы» , – говорит «Сед», провожая камикадзе взглядом.
Ветер все еще сильный. Но солнце уже хорошо пригревает. Между деревьями ползают и летают первые насекомые. Несмотря на войну и смерть, весна уверенно вступает в свои права.
В этот раз решили заходить на цель не через город, а облететь его дугой и зайти со стороны русских тылов. Такая траектория должна минимизировать риск быть сбитым российским ПВО.
Полет получился сложным. Сильный боковой ветер несколько раз сносил крыло из азимута управления направленной антенны. Со временем снос стал настолько сильным, что «Седому» пришлось выйти из укрытия и изменить направление антенны, иначе могли потерять видеосигнал.
14:15
Сигнал начал пропадать из-за большого расстояния и радиогоризонта. Седой поднимает в воздух "Матрас" с усилителем-ретранслятором. Связь стабилизируется.
Чувствуется уже и моральная усталость – сложный контроль крыла, борьба с ветром, постоянная концентрация. В тишине подземной капсулы раздаются только сухие, координационные фразы между «Рыжим» и «Оби-Ту».
14:30
Становится понятно: из-за сильного ветра выйти на цель не удастся. После короткого совещания «Рыжий» активирует дистанционную детонацию. Связь с дроном исчезает.
– Так бывает. Все на опыте, все на ошибках , – комментирует ситуацию «Седой», – Но потом ты сжигаешь танк, и все окупается многократно.
До российского склада БК
14:45
"Француз" готовит следующее крыло. Кастомных чувствительных антенн больше не осталось, поэтому на этот раз цель выбрали поближе к линии фронта. Это обнаруженный состав боекомплекта в одной из деревень неподалеку.
15:00
– Взлет , – командует «Седой».
В подземной капсюле все повторяется. Пилот и штурман ведут крыло вдоль заранее изученных дорог.
– Чуть левее , – корректирует маршрут штурман «Оби-Ту».
Все делается «на глазок». Без GPS. В зоне боевых действий, особенно здесь, в районе Покровска, включать спутниковую навигацию нет смысла. Российская армия активно применяет против GPS мощные радиоэлектронные средства борьбы.
Сигнал периодически исчезает.
– Какая же зернистая камера , – жалуется «Рыжий».
Качество видео действительно ужасное. Но с более легким боеприпасом, даже при сильном ветре, крыло летит значительно стабильнее и лучше поддается контролю.
Крыло только что пролетело над российским РЭБом. Противник перехватил и временно подменил поток открытого видеосигнала, который транслировался на мониторы управления.
Пилот и штурман довели крыло до района цели. На экране отчетливо видна небольшая деревня. Но выйти на цель мешает сильнейший боковой ветер. «Рыжий» семь раз заводил крыло на атаку, однако из-за неблагоприятного угла приходилось снова и снова идти на вираж и пробовать с другого направления.
«Рыжий» На Покровском направлении очень активно противодействие. Здесь на любое решение быстро находят ответ.
15:30
«Рыжий» наконец-то заходит под нужным углом атаки. Уже перед самой целью он активирует режим самонаведения, но сильный ветер начинает расшатывать дрон, и машинное зрение захватывает точку перед домом.
На команду отмены захвата программа камикадзе не реагирует. Дрон стремительно идет в направлении ложной точки, теряя связь.
Вероятно, цель так и не была поражена. Ошибка, вероятно, произошла на уровне программного обеспечения.
Реакция всех сдержанная. Ребята уже привыкли, что не каждый вылет – это попадание. Но каждый – это опыт.
– Хотя норма потерь для этого типа БПЛА – около 75%, результат сегодня не очень , – комментирует «Рыжий», подводя итоги дня, – Погода нам не способствовала. На Покровском направлении очень активно противодействие. Здесь на любое решение быстро находят ответ.
Результат экипажа за день: вероятно поражен РЭБ «Молния» (требует доразведки); получили запись видео с малой высоты Селидово, что может дать ценную информацию; успешно опробовали кастомную антенну и приемник нестандартных частот, которые показали себя эффективно против российских РЭБов. Кроме того, остались незамеченными, и ничего не прилетело.
На все это ушло пять крыльев-камикадзе "Дартс" общей стоимостью около 200 тысяч гривен. Для оружия это немного – цена пяти выстрелов пушки.
Домой
«Сед» дает команду: пора собираться. На сегодняшний день – все.
День для команды был не слишком трудным. Пять вылетов – это не так много по их меркам. И то, что все закончилось рано, имеет свой плюс – свободный вечер.
– Вечер после боевых – это, когда ты можешь позволить себе ничего не делать. Это как воскресный вечер перед понедельником , – смеется «Рыжий», – Мы ничего не будем делать, просто будем отдыхать. А уже завтра с утра снова начнется подготовка к следующему выходу.
Сбор был намного быстрее и занял около сорока минут. Каждый знал свою зону ответственности и что должен делать. Проверка неба на наличие российских разведчиков показала, что все чисто. Как и заезжали, сначала быстро пригнали и загрузили первую машину. Когда она на большой скорости скрылась за посадкой, подъехала другая.
Догнали первый автомобиль всего за пару километров. Постепенно по дороге стали появляться признаки жизни. Трактор в поле. Коровы. Гражданские машины и люди в них, ехавшие по своим делам.
Экипаж "Москиты" вернулся в тыл, в почти мирную жизнь.
Источник: 23.04.2025 https://frontliner.ua/viter-kryla-kamikadze-i-reb-yenot-den-na-fronti-z-ekipazhem-moskity/