#реинкарнация, #критика, #пунарджанма, #христианство, #апология, #буддизм, #индуизм, #Дворкин
Попалось тут в одном канальчике, а именно у Алексан Леонидыча Дворкинда такое вот – наивная до смешного и прямо-таки детсадовская «критика» реинкарнации «христианскими богословами" и, просто осподи, будто бы даже философами. Что ж, если это действительно так, то я искреннее сочувствую уровню христианского богословия, не говоря уж о философии… А теперь – обязательная и всенепременная критика. Пусть христианские адепты, миссионеры и апологеты заранее не пужаются – или, напротив, не надеются – я не собираюсь прибегать к заезженным боянам типа Оригеновой ереси, пифагорейского метемпсихоза и тому подобного. Однако вполне и запросто могу предъявить те же самые «аргументы» теистам-креационистам. И да, опираться я буду как на индуистскую, так и буддийскую концепцию перерождения.
Итак, вот эти «10 доводов против концепции реинкарнации (перевоплощения)» и мои пошаговые возражения
Кроме очевидного противоречия концепции реинкарнации библейскому учению, христианские богословы и философы выдвигают против нее рациональные доводы.
1. Люди не помнят ничего о каких-то прошлых жизнях, которые якобы у них были до этого.
Не помнят, и что с того? Люди даже собственную жизнь в утробе матери не помнят, а многие даже и вполне самостоятельные периоды жизни типа детства или какие-то неприятные или драматические события. Что уж говорить о травмах сначала смерти, потом промежуточного бардо, а затем ещё и нового рождения? Кстати, Станислав Гроф исследовал эту тему и получал весьма интересные сведения и нарративы в поддержку как своей трансперсональной психологии, так и концепции реинкарнации. И да, если бы помнили, кто-то сомневался бы ещё или оспаривал перерождение? Но никто не обещал, что будет легко.
Рассказы о «прошлых жизнях» могут быть объяснены как синдром ложных воспоминаний (конфабуляция). Так называемые «воспоминания о прошлой жизни» чаще встречаются среди тех, кто воспитывался в культурной среде или культурном контексте, где они подвергались влиянию учения о реинкарнации. В других случаях ложные воспоминания сформировались под действием гипноза, либо в ходе сеансов психотерапии или группового тренинга с применением техники развития воображения. Так или иначе, подобные «воспоминания» появлялись у людей не сами собой, а под определенным влиянием.
Могут, но далеко не все и не всегда. Предостаточно случаев, в которых отсутствуют все вышеперечисленные условия типа «влияния учения о реинкарнации», гипноза, психотерапии и всего подобного.
2. Реинкарнация не решает проблему справедливости
Вместо того чтобы решить проблему незаслуженных страданий, теория реинкарнации просто заявляет, что в конечном счёте они оказываются заслуженными. Невинные в действительности не являются невиновными, поскольку страдания причиняет оставшаяся от их прошлых существований карма. Кроме того, перенос вины на одну жизнь назад начинает бесконечную цепочку объяснений, которая никогда не даст окончательного объяснения.
А христианская концепция первородного греха или неисповедимого Промысла Божьего, наверное, «решает проблему справедливости» очень простым путём возложения всей ответственности за «незаслуженные страдания» на Божий волюнтаризм – конечно же, неподвластный убогому человеческому разумению.
3. Если страдания в этой жизни всегда проистекают из зла, совершённого в жизни предшествующей, то должна быть бесконечная цепочка предшествующих существований.
Да, с т. з. буддизма у сансары нет начала, но есть конец.
Однако этого по определению быть не может, бесконечная регрессивная цепочка во времени невозможна. Большинство приверженцев реинкарнации верят в то, что человеческая душа существует вечно и никогда не была сотворена. Таким образом, для них никогда не было «первой жизни». При этом если допустить, что число жизней, предшествующих данной, не было бесконечным, то должна была быть самая первая жизнь, в которой предыдущие воплощения не могли выступать причиной зла и страданий. Христианское учение, отрицающее перевоплощения, говорит о том, что причиной зла и человеческих страданий является грехопадение, имевшее место в начале.
И почему же эта «бесконечная регрессивная цепочка во времени невозможна»? Не вижу реальных аргументов. Первой жизнью легко можно считать первое воплощение дживы (живого существа, условно-приблизительный аналог авраамической «души») после развёртывания Вселенной, а причиной её последующих страданий будет служить замутнённое восприятие реальности, или покрытие ясного видения дживы «покрывалом Майи» или «омрачениями Мары», и вследствие этого искушение всеми прелестями этого иллюзорного мира, ну а далее – пошло-поехало. Чем же эта концепция хуже идеи христианской идеи грехопадения, да ещё и не самой страдающей души, а её доисторических мифических предков?
4. Реинкарнация не способствует исправлению человека
Напрямую не способствует, но при должном понимании и правильно м воззрении даёт шансы на исправление, в отличие от авраамического фатализма, обрекающего «провинившуюся» душу на вечные муки.
Воплощенный в новом теле (особенно в теле животного) не способен осознать ни меры своих прежних проступков, ни степени своего наказания; он не может сделать необходимые выводы и исправиться. Как замечает философ В. К. Шохин, «становясь низшими животными и демонами, наказуемые, напротив, должны лишь закрепляться в своей деградации без малейших шансов выхода из нее». Эта концепция не оказывает не содержит достаточной нравственной мотивации для человека с тем, чтобы тот жил хорошей жизнью сейчас, так как можно подождать следующей жизни.
Если уж многие люди, включая будто бы «духовныхъ», не способны осознать ничего из вышеперечисленного, то что уж говорить о перевоплотившихся? Надо пользоваться предоставившимся шансом типа этого, и если уж не выйдет освободиться из сансары после этого воплощения, то, как минимум, стяжать достаточно заслуг для последующего благого перерождения. Ну и да, идея о том, что «Эта концепция не оказывает не содержит достаточной нравственной мотивации для человека с тем, чтобы тот жил хорошей жизнью сейчас, так как можно подождать следующей жизни» на редкость глупа, даже дебильна, ведь именно праведная жизнь здесь и сейчас способствует будущей хорошей жизни и никак иначе.
Ну и наконец, как я уже писал на эту тему, отвечая на подобные вопросы, «Ни о каком «духовном развитии» в буддистском и индуистском понимании реинкарнации речи и не идёт, только о «дурной бесконечности» и колоброжении туда-сюда, вверх-вниз, влево-вправо. Идея «духовного развития» в процессе реинкарнации (и вообще некоей автоматической, да и ещё и коллективной общечеловеческой эволюции) сугубо неоспиритуалистская, ньюэйджевская».
5. Реинкарнация расчленяет цельную индивидуальность человека на передаваемую и отбрасываемую части.
Справедливость требует того, чтобы воздаяние полагалось конкретному человеку в его целостности, а не какой-то отдельной его части.
Очередное забавное представление как о «справедливости», так и о иллюзорной «целой индивидуальности» человека. Концепция последней не выдерживает никакой критики после открытий как различных направлений психологии, ещё во времена Фрейда и Юнга продемонстрировавших многосоставность человеческой индивидуальности, так и эволюционной биологии, убедительно доказавшей практически полное отсутствие свободы воли. И даже без апелляции к научным достижениям простое наблюдение за человеком в разные периоды его жизни и в разных ситуациях наглядно демонстрирует неоднородность его реакций и трансформацию его личности на протяжении всей жизни.
6. В пантеистических системах нет никакого источника для тех моральных норм, которые должны утверждаться через карму.
Не существует различия между добром и злом, поэтому несправедливо претерпевать воздаяние (в виде перевоплощения) за дела, которые нельзя назвать злыми в отсутствие морального закона. Если нет чего-то абсолютно справедливого, ничто не может быть действительно справедливым. Если не существует ничего справедливого или несправедливого, то карма с её наказаниями теряет смысл.
Полная чушь и ахинея. Как в индуизме, так и в буддизме морально-этическая компонента является одним из необходимых элементов полноценного духовного пути и, шире, всей человеческой жизни. Так, в индуизме морально-нравственные категории входят в как обязательная составляющая в одну из четырёх базовых целей человеческой жизни – «дхарму», или нравственно-религиозный закон и долг. Путь йога начинается не со шпагата и дыхательных упражнений, а с яма и ниямы – кодекса предписывающих и запретительных законов. В тибетском буддизме идеалом каждого его адепта является бодхисаттва – существо, из сострадания к другим страдающим в сансаре отказавшееся от собственного окончательного освобождения. Может ли христианство предложить что-то хотя бы отдаленно подобное?
Справедливость закона кармы элементарно иллюстрируется законом сохранения энергии – если ты убил кого-то или что-то украл, будешь и сам убит или ограблен, если же напротив, облагодетельствовал, будешь равно вознаграждён.
7. Реинкарнация отрицает сострадание в обществе
Согласно индуистским верованиям, любой, кто помогает страждущим, ухудшает карму. Люди страдают, чтобы погасить свои кармические долги, а если вы им помогаете, то им придётся вернуться ещё раз и страдать ещё больше, чтобы погасить этот долг. Любой, кто помогает страдальцам, действует против закона кармы. Для богатых это удобный инструмент для угнетения и эксплуатации низших классов. Она учит угнетённое большинство принять свою бедность и лишения как наказание за мнимое прошлое, поскольку в соответствии с теорией реинкарнации богатые заслужили хорошую жизнь, а бедные – плохую. Бедственное положение касты неприкасаемых в Индии является наглядной иллюстрацией социальных последствий концепции реинкарнации. Если христианство принесло в западный мир благотворительность и понятие о равенстве всех людей перед Богом, то вера в реинкарнацию произвела кастовую систему и неравенство.
Сострадание в обществе отрицает не реинкарнация, а её превратное и извращённое понимание, в том числе и такими «критиками», как авторы этих и подобных им «доводов». Негоже христианам бахвалиться «благотворительностью и понятию о равенстве всех людей перед Богом», ведь мы прекрасно знаем, во-первых, о том, что для индуистов, джайнов и буддистов равны не только «все люди», но и все живые и чувствующие существа. А во-вторых, не забыли мы и о многовековом средневековом унижении женщин, о наличии души у которых шли споры, и о таких «издержках» «христианизации» «диких языческих народов», как их унижение, обращение в рабство и работорговля, всё на том же основании – отрицании их человеческого достоинства и равенства перед Богом.
8. Реинкарнацией пытаются объяснить явления, которые сейчас имеют научное объяснение.
Древние философы использовали концепцию реинкарнации для объяснения таких явлений, как врождённые дефекты, различия в уровне интеллекта, задержки в развитии и индивидуальные черты характера, поскольку не имели представления о генетическом коде. Они считали, что все врождённые недостатки имеют духовные корни. С тех пор как была осознана важность дородовых обследований, уровень врождённых дефектов начал снижаться. Терапия, направленная на предотвращение этих дефектов, ставит сторонников идеи реинкарнации перед серьёзной проблемой. Признание того, что современная медицина может освободить человека от кармы, подразумевает отрицание кармы как закона. Исторические данные показывают, что общества, придерживающиеся теории реинкарнации, часто проявляют пренебрежение к медицинскому вмешательству в здоровье людей с врождёнными дефектами.
«Признание того, что современная медицина может освободить человека от кармы, подразумевает отрицание кармы как закона» - очень глупо, причём настолько, что даже не смешно.
«Терапия, направленная на предотвращение этих дефектов, ставит сторонников идеи реинкарнации перед серьёзной проблемой» - эта терапия в состоянии предотвратить рождение человека с психологическим гендером, не соответствующим его физическому полу, а также особенной психологической конституции, специфическому качеству и количеству интеллектуальных качеств и способностей, наконец, его уникальную судьбу? Или всё это оставим потомкам, ко времени жизни которых наука непременно разовьётся до необходимого уровня, а пока спишем по привычке всё на Провидение Божье?
9. Если бы теория реинкарнации была верна, общество давно стало бы совершенным.
Мы не можем подтвердить, что люди за прошедшие тысячелетия стали гораздо лучше в нравственном отношении, чем раньше.
Возвращаемся к доводу под нумером 4, поданному под другим соусом. Ещё раз для особо ограниченных интеллектуально – реинкарнация и не предполагает никакой коллективной эволюции, более того, сама эта идея противоречит любой полноценной религиозной традиции, и христианство не исключение. Или у авторов этих «доводов» в начале их Священной Истории был не рай, а в конце ждёт не Страшный Суд, а всё с точностью до наоборот?
10. Реинкарнация не согласуется с увеличением численности населения Земли.
Древние сторонники концепции реинкарнации думали, что население Земли практически стабильно – когда умирает один, вместо него рождается другой. По этой логике, если новые души не создаются, а часть душ при этом погружается в Абсолют, население Земли должно медленно, но неуклонно уменьшаться, а в циклах перевоплощения сейчас должно находиться меньше душ, чем их было тысячу лет назад. Очевидно, однако, что это не так. Население планеты сегодня превосходит по численности любое из предыдущих поколений и быстро растет. Благодаря увеличению продолжительности жизни и низкому уровню детской смертности, люди чаще рождаются, чем умирают. Это очевидная реальность ставит под большое сомнение достоверность концепции реинкарнации.
Ещё один глупый детсадовский аргумент. Даже если души, как в буддизме, не создаются, их количество настолько велико, что мерить его всего лишь человеческим населением Земли, зная при том и о воплощаемости в других формах жизни, и о множестве обитаемых миров помимо Земли, означает либо полнейшее невежество, либо преднамеренную нечистоплотность такой «аргументации».
Итак, подытоживая наш критический разбор, можно лишний раз убедиться в принципиальном, сущностном непонимании механизма реинкарнации её критиками и вытекающим из этого наивном, поверхностном, а зачастую и в корне неверном подходе к её критике. Желаю подобным христианским апологетам и прочим критикам получше подучить матчасть, прежде чем браться за такое ответственное дело.