Найти в Дзене

Константин Емельянов. Рахманиновские дни. Рахманинов. Шуберт

Каждый год в апреле традиционно вспоминают великого Рахманинова, который родился в самом начале месяца и в большем или меньшем (в зависимости от красоты цифр) масштабе проводят концерты его музыки. Относительно недавно, в 2023-м, когда отмечалось 150-летие, Рахманинов звучал буквально везде (и не только в апреле), было ощущение, что я наслушалась на пару лет вперед. Однако, когда увидела в афише сольный концерт Константина Емельянова с программой Рахманинов-Шуберт, то решила – надо непременно идти. Игра Емельянова поразила меня в самое сердце на этом концерте, с тех пор я посматривала афишу – пианист, к сожалению, играет не так часто, как хотелось бы. А тут такая удача – два моих любимых романтика в камерном концерте. Cложно писать что-то о небольших произведениях, в данном случае важна музыкальная мысль, которая объединяет их в одну программу. Честно говоря, не знаю, сам ли исполнитель строит ее или поступает «заказ» (все же концерт был маркирован «Рахманиновскими днями»). В любом

Каждый год в апреле традиционно вспоминают великого Рахманинова, который родился в самом начале месяца и в большем или меньшем (в зависимости от красоты цифр) масштабе проводят концерты его музыки. Относительно недавно, в 2023-м, когда отмечалось 150-летие, Рахманинов звучал буквально везде (и не только в апреле), было ощущение, что я наслушалась на пару лет вперед. Однако, когда увидела в афише сольный концерт Константина Емельянова с программой Рахманинов-Шуберт, то решила – надо непременно идти. Игра Емельянова поразила меня в самое сердце на этом концерте, с тех пор я посматривала афишу – пианист, к сожалению, играет не так часто, как хотелось бы.

А тут такая удача – два моих любимых романтика в камерном концерте.

Cложно писать что-то о небольших произведениях, в данном случае важна музыкальная мысль, которая объединяет их в одну программу. Честно говоря, не знаю, сам ли исполнитель строит ее или поступает «заказ» (все же концерт был маркирован «Рахманиновскими днями»).

В любом случае путь от Шуберта к Рахманинову через избранные произведения у Емельянова получился красивым, осознанным, легким, маршрут - логичным (если логику вообще применять к романтическим категориям). Мостиком между шубертовскими Музыкальными моментами №2 и №3, Тремя пьесами и рахманиновскими Вариациями на тему Корелли, прелюдией си минор и Мелодией ми-мажор из цикла «Пьесы-фантазии», послужила песня из цикла «Прекрасная мельничиха» - «Куда?».

Как будто бы даже название – тот самый вектор: Рахманинов сделал авторскую обработку этой песни Шуберта в 1925 году.

Описать этот концерт очень сложно в информационном стиле, для меня он стал событием из области поэтизированной дополненной реальности. Даже путь до Филармонии-2 в этот вечер был особенным: апрель, но сильный снегопад, огромные хлопья лепятся снаружи к стеклам автобуса, в котором ты едешь. Выходишь из автобуса – и пространства Олимпийской деревни кажутся настоящей новогодней тундрой: огоньки фонарей и даже местами неубранный праздничный декор создают абсолютно зимнее настроение. От остановки до здания Филармонии-2 еще надо дойти: пока это происходит, вспоминаются все песни про замерзших в степи ямщиков.

Но вот ты внутри – и там тепло и светло. Многие зрители приходят семьями или дружескими компаниями – у Филармонии-2 даже есть стереотипное прилагательное «детская». Да, там много дневных концертов, детских тем, мастер-классов и кино, но в целом программа в залах этого филиала чаще всего универсальна, а сами залы прекрасны по акустике.

В Малом зале я была впервые, звук там оказался отличным и рояль тоже. Произведения никаким образом не объявляли. Обычно я сторонник того, чтобы проговорили: это помогает настроится, дисциплинироваться.

Но в случае с Емельяновым как будто бы все работает на важность тишины перед исполнением, ничего не должно помогать. Главное – не мешать, этот пианист все делает сам. Он создает собственную исполнительскую реальность. Перед началом некоторых произведений думает, выжидает, настраивается достаточно долго, пока не решит опустить руку на клавишу, в иных случаях поток одной музыки через мгновение как-то легко и свободно продолжается в следующей.

Удивительным образом сочетается в Константине явная интровертность, закрытость и при этом большой талант общения посредством музыки со слушателем. Ему словно бы совсем не важно преподнести себя: несмотря на достаточную известность и признание в музыкальном мире, он как будто до сих пор несколько стесняется поклонов, выходов на бис. Но когда он играет, кажется очень даже значимым, серьезным его желание поделиться тем, как он воспринимает музыку, что он в ней слышит, что хочет подчеркнуть.

Ощущение какой-то новогодней сказки меня не покидало весь концерт. Казалось, что нахожусь в огромном стеклянном снежном шаре, внутри которого под падающими хлопьями - коробочка филармонического зала, а в этом зале сидим крохотные мы-слушатели и с нами замечательный проводник музыки, которая, несмотря на скромные размеры на нотной бумаге, больше, чем этот огромный шар.

Прекрасно прозвучали Рахманинов и Шуберт, но Емельянова вызывали на бис - и создалось ощущение, что он прямо-таки ждал этого нового пространства для того, чтобы сыграть… Баха. Чаще всего бисы музыканты играют уже в менее сконцентрированном и вдохновенном состоянии, а тут – второе дыхание и новая энергия.

Было невероятно честно, чисто и музыкально!

Спасибо Константину за удивительный талант! Уже знаю, какие вечера в следующем филармоническом сезоне стоит ждать.

-2