Найти в Дзене
Мир комиксов

Абсурд на грани гениальности: бельгийский рецепт юмора от Дитера Беверса

Бывает, смотришь на картинку и пытаешься понять, что вообще происходит. Почему осьминоги сидят в ресторане, и зачем лук плачет? Ты улыбаешься, потом ловишь себя на мысли, что это безумие тебе нравится, и снова улыбаешься. Вот так работает юмор Дитера Беверса — бельгийского карикатуриста и иллюстратора, который одной картинкой способен зацепить сильнее, чем многие — целыми книгами. Дитер Беверс — художник с серьёзным образованием. Он окончил брюссельскую LUCA School of Arts, получив диплом магистра аудиовизуальных искусств. Правда, после этого его жизнь никак нельзя назвать скучной и академической. Вместо громоздких арт-инсталляций и авторского кино Дитер предпочёл мир остроумных, дерзких и очень абсурдных комиксов. Так появилась его компания Quatsch — в переводе с немецкого «ерунда». Но не стоит судить по названию: его творчество — это серьёзная заявка на авторский юмор, понятный и популярный далеко за пределами родной Бельгии. Путь к признанию был полон наград и почётных грамот на ме

Бывает, смотришь на картинку и пытаешься понять, что вообще происходит. Почему осьминоги сидят в ресторане, и зачем лук плачет? Ты улыбаешься, потом ловишь себя на мысли, что это безумие тебе нравится, и снова улыбаешься. Вот так работает юмор Дитера Беверса — бельгийского карикатуриста и иллюстратора, который одной картинкой способен зацепить сильнее, чем многие — целыми книгами.

-2
-3

Дитер Беверс — художник с серьёзным образованием. Он окончил брюссельскую LUCA School of Arts, получив диплом магистра аудиовизуальных искусств. Правда, после этого его жизнь никак нельзя назвать скучной и академической. Вместо громоздких арт-инсталляций и авторского кино Дитер предпочёл мир остроумных, дерзких и очень абсурдных комиксов.

Так появилась его компания Quatsch — в переводе с немецкого «ерунда». Но не стоит судить по названию: его творчество — это серьёзная заявка на авторский юмор, понятный и популярный далеко за пределами родной Бельгии.

-4
-5
-6

Путь к признанию был полон наград и почётных грамот на международных конкурсах. Работы Дитера неоднократно оценивались престижными фестивалями карикатур — от Knokke-Heist в Бельгии до Ranan Lurie Cartoon Award в США. Эти награды показывают, что абсурдность его шуток универсальна и способна заставить улыбнуться зрителей из самых разных стран.

-7
-8
-9

Главная сила Беверса — в неожиданной трансформации реальности. Он берёт абсолютно повседневную сцену и вбрасывает туда нечто нелепое, вызывающее абсурдный диссонанс. Например, школьный автобус, в котором вместе с детьми оказывается инопланетный монстр-ксеноморф, или две блохи, обсуждающие роскошный дом, в котором они живут — а дом этот на самом деле собака. Эти простые и неожиданные перевороты сюжета и создают его фирменный стиль.

-10

-11
-12

Особенно любит Дитер помещать животных в человеческий контекст, но с сохранением их природных инстинктов. Представьте уютную гостиную, в которой супруга-паучиха печёт пирог, используя как начинку мужа, съеденного после брачной ночи. Это не мрачная трагедия, а обаятельная нелепость, где человеческая бытовая сцена смешивается с жутковатой природой пауков. И именно такое смелое сочетание абсурда с повседневностью делает юмор Беверса цепляющим и запоминающимся.

-13

-14

Кстати, сам Дитер считает самой увлекательной частью своей работы не итоговый результат, а самый первый набросок, сделанный вручную на бумаге. Он признаётся, что перенос идеи из головы на бумагу — его любимый этап, тот самый волшебный момент рождения шутки, который невозможно повторить во второй раз. После этого наступает «рутинная работа» — оцифровка рисунка и раскрашивание в Photoshop, хотя раскрашивать свои работы художник не любит и даже сомневается, делает ли он лучше рисунки, добавляя цвет.

-15

-16

Любопытно, что, несмотря на свой успех, Беверс довольно критично относится к собственному стилю рисования. Он считает его «чистым и скучноватым» и надеется, что со временем найдёт для себя нечто новое и ещё более выразительное. Хотя, будем честны, его стиль уже сейчас уникален и узнаваем.

-17
-18

Дитер вырос в культуре, где комиксы — это не просто детское развлечение, а почти национальное достояние. Бельгия дала миру таких героев, как «Счастливчик Люк», «Смурфики», а ещё невероятно популярного во Фландрии героя Гаста Флатера, известного во франкоязычном мире как Гастон Лагафф. Именно «Гастон» был любимым комиксом Дитера в детстве, потому что истории были безумно весёлыми, а рисунок — гениальным. Вдохновение он черпал и у других мировых легенд вроде Мэтта Гронинга («Симпсоны»), Гэри Ларсона («The Far Side») и Билла Уоттерсона («Кельвин и Хоббс»).

-19

-20

Сегодня у Дитера внушительный список клиентов, среди которых банки, страховые компании, муниципалитеты и даже научные организации. Это лишний раз подтверждает, что его юмор ценится не только обычными читателями, но и солидными учреждениями.

-21
-22

Но самое важное — комиксы Беверса просты, понятны и близки каждому. В них почти нет слов, потому что они не нужны: весь смысл в мгновенном визуальном контрасте, в комической ситуации, которая вызывает смех, лёгкое недоумение и желание снова взглянуть, чтобы убедиться — да, это и правда нарисовано именно так!

-23
-24

Quatsch от Дитера Беверса — это остроумные и неожиданные миниатюры, идеальные для тех, кто любит посмеяться над повседневностью, оценить тонкую игру абсурда или просто отдохнуть от тяжёлых мыслей. Это тот редкий случай, когда автор говорит о своём творчестве скромно, но зрители и критики единогласно отвечают ему одобрением и признанием. И если вам нужен повод улыбнуться сегодня — просто откройте любой комикс Дитера. Поверьте, абсурд ещё никогда не был таким симпатичным.

-25
-26

Больше интересного: