Найти в Дзене
Привет из Вьетнама

Секреты советского застолья: чем "угощали" актеров вместо водки и коньяка

В золотую эпоху советского кинематографа на экранах часто разворачивались душевные застолья, где герои лихо опрокидывали рюмки и бокалы. Однако за кадром эти сцены нередко превращались в настоящую алхимию, ведь актерам приходилось изображать опьянение, оставаясь при этом в рабочей форме. Чтобы создать иллюзию распития спиртных напитков, реквизиторы шли на всевозможные хитрости, ловко обманывая зрительское восприятие. Так, например, самый популярный крепкий напиток – водку – в кадре чаще всего играла обыкновенная питьевая вода. Прозрачная жидкость в граненом стакане выглядела настолько убедительно, что зритель ни о чем не подозревал. Благородный коньяк в кинолентах зачастую заменяли крепко заваренным черным чаем. Насыщенный цвет и теплая янтарная палитра чая идеально имитировали вид коньяка в бокале, создавая нужную атмосферу в кадре. А вот роль красного вина с успехом исполняли домашние компоты и ягодные морсы. Их насыщенный рубиновый оттенок ничем не уступал настоящему вину. Александ

В золотую эпоху советского кинематографа на экранах часто разворачивались душевные застолья, где герои лихо опрокидывали рюмки и бокалы. Однако за кадром эти сцены нередко превращались в настоящую алхимию, ведь актерам приходилось изображать опьянение, оставаясь при этом в рабочей форме. Чтобы создать иллюзию распития спиртных напитков, реквизиторы шли на всевозможные хитрости, ловко обманывая зрительское восприятие.

Так, например, самый популярный крепкий напиток – водку – в кадре чаще всего играла обыкновенная питьевая вода. Прозрачная жидкость в граненом стакане выглядела настолько убедительно, что зритель ни о чем не подозревал.

Благородный коньяк в кинолентах зачастую заменяли крепко заваренным черным чаем. Насыщенный цвет и теплая янтарная палитра чая идеально имитировали вид коньяка в бокале, создавая нужную атмосферу в кадре.

А вот роль красного вина с успехом исполняли домашние компоты и ягодные морсы. Их насыщенный рубиновый оттенок ничем не уступал настоящему вину. Александр Демьяненко, исполнитель роли Шурика в "Кавказской пленнице", вспоминал, что во время съемок знаменитой сцены с вином они на самом деле пили сладкий ягодный морс.

Игристое шампанское на экране нередко оказывалось обычным лимонадом. Веселые пузырьки и светлый золотистый цвет создавали иллюзию праздничного напитка. Правда, для эффектного момента открытия бутылки зачастую использовали настоящее шампанское, чтобы брызги и характерный звук были подлинными.

Что касается любимого многими пенного пива, то его часто заменяли квасом. Этот традиционный славянский напиток обладал схожим цветом и образовывал аппетитную пену. Однако квас мог показаться слишком темным, поэтому иногда его разбавляли водой, чтобы добиться более светлого оттенка, привычного глазу любителей пива.

Тем не менее, некоторые режиссеры, стремясь к максимальной достоверности, все же прибегали к использованию настоящего алкоголя в кадре. Леонид Гайдай, известный своим перфекционизмом, однажды не смог найти убедительный безалкогольный аналог пива для фильма "Не может быть!". В итоге на съемочную площадку доставили целый бочонок настоящего пенного напитка, которым съемочная группа насладилась после окончания рабочего дня.

Похожая ситуация произошла и на съемках "Кавказской пленницы". Для знаменитой троицы – Труса, Балбеса и Бывалого – Гайдай распорядился принести настоящее пиво. Юрий Никулин и Евгений Моргунов с удовольствием участвовали в "дегустации", а вот Георгию Вицину, известному своей приверженностью трезвому образу жизни, пришлось буквально через силу сделать глоток ненавистного напитка, что даже отразилось на его лице в кадре.

В душевной картине "Любовь и голуби" дядя Митя и Василий действительно несли и пили настоящее пиво. Режиссер Владимир Меньшов даже пригласил случайного прохожего, наблюдавшего за съемками, выпить пару кружек для эпизода, настолько колоритным он ему показался. Этот спонтанный момент и вошел в окончательную версию фильма.

Однако случались и комичные ситуации, когда актеры, увлекшись "бутафорским" алкоголем, переходили к настоящему. На съемках "Иронии судьбы, или С легким паром!" для банной сцены была приготовлена вода вместо водки. Но актеры решили "согреться" и незаметно заменили реквизит настоящим напитком. К третьему дублю Эльдар Рязанов заметил неладное и приостановил съемку. Впоследствии режиссер лично проверял каждую бутылку.

На съемках "Карнавальной ночи" Сергей Филиппов появился на площадке в нетрезвом виде. Рязанов сначала подумал, что это может быть даже полезно для роли пьяного лектора, но быстро понял, что пьяный актер не способен сыграть пьяного персонажа. Съемку пришлось отложить.

А на съемках "Гардемаринов, вперед!" Михаил Боярский, Дмитрий Харатьян и Татьяна Лютаева, воспользовавшись затянувшимся ожиданием солнечной погоды, решили тайком пропустить по рюмашке. Когда солнце наконец выглянуло, выяснилось, что Лютаева не в состоянии играть. Режиссер Светлана Дружинина была непреклонна и пригрозила актрисе увольнением.

Евгений Евстигнеев также был известен своей любовью к "рюмашке" во время съемок. Обычно на это закрывали глаза, пока это не мешало работе. Но однажды, на съемках "Собачьего сердца", актер после перерыва просто не вернулся на площадку. Его нашли мирно спящим после обильного возлияния. После серьезного разговора с режиссером Евстигнеев больше не позволял себе подобных вольностей.

Эти истории лишь приоткрывают завесу тайны над тем, как создавалась иллюзия застолий в любимых советских фильмах. Зачастую за кадром кипели нешуточные страсти, а находчивость реквизиторов и режиссеров поражает воображение. Если вам известны другие подобные случаи, обязательно поделитесь ими в комментариях!