Найти в Дзене
Odio Veraxos

Почему твой саб-бас должен быть в моно (если ты не хочешь проблем)?

Размышления аудиоинженера за чайником пуэра. Вот ты сидишь, такой довольный, запилил жирный басовый синт или крутую басовую партию, развёл её по панораме, добавил какого-нибудь стерео-хоруса на всё это дело… Ух, звучит широко! Кайф! А потом тебе кто-то говорит: "Чувак, у тебя саб в стерео, это фиаско". И ты такой: "Чёрт возьми, почему?! Я ж столько крутого стерео туда напихал!" Вот это "почему" мы сейчас и разложим. Это не просто аудиофильская прихоть или пережиток прошлого. Это, как я уже сказал, необходимость. И те, кто это правило игнорируют (сознательно или нет), потом имеют бледный вид, когда их трек звучит на клубной системе, по радио или из грёбаного телефона. Начнем с самого фундамента – с того, как мы вообще слышим. Наш мозг определяет положение источника звука в пространстве, сравнивая сигналы, приходящие в левое и правое ухо. Для высоких частот (ну, скажем, выше 1-2 кГц) это в основном разница в уровне громкости (Interaural Level Difference, ILD). Голова "затеняет" звук, и д
Оглавление

Размышления аудиоинженера за чайником пуэра.

"Правило" моно-баса и почему оно бесит новичков

Вот ты сидишь, такой довольный, запилил жирный басовый синт или крутую басовую партию, развёл её по панораме, добавил какого-нибудь стерео-хоруса на всё это дело… Ух, звучит широко! Кайф! А потом тебе кто-то говорит: "Чувак, у тебя саб в стерео, это фиаско". И ты такой: "Чёрт возьми, почему?! Я ж столько крутого стерео туда напихал!"

Вот это "почему" мы сейчас и разложим. Это не просто аудиофильская прихоть или пережиток прошлого. Это, как я уже сказал, необходимость. И те, кто это правило игнорируют (сознательно или нет), потом имеют бледный вид, когда их трек звучит на клубной системе, по радио или из грёбаного телефона.

Наука и физика: почему уши нас подводят на низах?

Начнем с самого фундамента – с того, как мы вообще слышим. Наш мозг определяет положение источника звука в пространстве, сравнивая сигналы, приходящие в левое и правое ухо. Для высоких частот (ну, скажем, выше 1-2 кГц) это в основном разница в уровне громкости (Interaural Level Difference, ILD). Голова "затеняет" звук, и до дальнего уха он доходит тише. Проще простого.

Для средних частот (примерно от 300 Гц до 1-2 кГц) в игру вступает разница во времени прихода сигнала (Interaural Time Difference, ITD) и разница в фазе. Волна доходит до одного уха чуть раньше, чем до другого, и мозг это регистрирует.

А теперь спускаемся вниз, ниже 100 Гц, ниже 80… Тут длина волны становится просто гигантской. На 30 Гц длина волны – больше 11 метров! Что такое наша голова (20-30 см) по сравнению с этим? Да ничто. Волна такой длины просто огибает голову, не создавая заметной разницы в уровне. И разница во времени прихода сигнала на такой длине волны становится меньше периода самой волны, мозг уже не может использовать фазовые сдвиги для точного определения направления.

Суть: на этих частотах наши уши перестают быть точными пеленгаторами. Мы слышим низкие частоты всем телом, чувствуем их, но сказать откуда именно они идут – почти невозможно. Как будто ты пытаешься определить направление землетрясения по дрожи земли. Ты чувствуешь его, но источник не локализуешь.

Так вот, если сама природа не дала нам возможности точно локализовать саб-бас в стерео, зачем пытаться её обмануть? Зачем разводить то, что мозг всё равно слышит как некую "массу" где-то в пространстве?

Фаза: тихий убийца твоего баса

Вот где начинается самое веселье (читай: самое мерзкое). Ты сделал свой стерео-бас. У тебя в DAW он звучит жирно и широко. Но что происходит с этими низкочастотными волнами в левом и правом каналах? Вероятность, что они будут идеально синфазны (то есть "вместе" в каждой точке волны) на всех частотах ниже 100 Гц – примерно такая же, как вероятность встретить единорога в студии звукозаписи.

Даже малейшая разница в записи, обработке (какой-нибудь стерео-хорус на низких частотах – это вообще самоубийство!), реверберации или даже акустике комнаты при записи может вызвать фазовый сдвиг между левым и правым каналами на низких частотах.

А теперь самое главное: что происходит, когда два сигнала с фазовым сдвигом суммируются в моно? Они частично или полностью взаимно уничтожаются. Да, ты не ослышался. Часть твоего драгоценного баса просто исчезнет.

Представь две одинаковые волны, которые идеально противофазны (одна идет вверх, другая ровно в этот же момент вниз). При суммировании (то есть при объединении левого и правого канала в один моно-сигнал) они дадут… тишину. Ноль. Твой бас волшебным образом испарится.

В реальном мире фазовые сдвиги редко бывают идеальными 180 градусов, но даже 30, 60, 90 градусов достаточно, чтобы вызвать серьёзные провалы в низкочастотном спектре при суммировании в моно.

Ты слушаешь на студийных мониторах в стерео – звучит хорошо. А потом включаешь телефон, Bluetooth-колонку, слушаешь в клубе через систему, которая может частично или полностью суммировать низкие частоты, или твой трек попадает в радиоэфир… И твой мощный бас превращается в жалкое подобие самого себя. Вот она, расплата за игнорирование фазы.

Исторические приветы: винил, радио и прошлый век

Некоторые правила рождаются из технических ограничений. Правило моно-баса – яркий пример.

  • Винил: нарезка винила – это вообще отдельная история, граничащая с чёрной магией. Стерео информация на виниловой канавке кодируется как вертикальные колебания. Моно информация – как горизонтальные. Низкие частоты имеют большую амплитуду (они "раскачивают" иглу сильнее). Если у тебя стерео-бас, который вызывает сильные вертикальные колебания на низких частотах, то режущий станок просто не сможет это вырезать, или игла при воспроизведении будет выпрыгивать из канавки. Или, в лучшем случае, инженеру на нарезке придется сильно урезать низкие частоты, чтобы избежать этих проблем. Моно-бас (горизонтальное движение) гораздо более "винило-дружественен" и позволяет вырезать более громкий и жирный бас.
  • Радиовещание: в старых системах FM-стерео кодирования тоже были сложности с передачей точной стереоинформации на самых низких частотах, что могло приводить к проблемам при приёме.

Да, сейчас не все слушают винил или аналоговое радио. Но эти ограничения въелись в культуру сведения. Инженеры научились делать так, чтобы бас работал везде, и моноизация саба стала стандартом. И, как мы увидим, этот стандарт всё ещё очень актуален.

Цифровая эпоха: стриминг, кодеки и суровые реалии

Думаешь, в цифре всё проще? Ага, сейчас!

  • Суммирование в моно: моно-динамики в телефонах, ноутбуках, моно-режим в некоторых Bluetooth-колонках и аудиосистемах – это реальность. Твой стерео-бас будет просуммирован. И фазовые проблемы вылезут наружу.
  • Потоковые сервисы (стриминг): все эти Spotify, Apple Music, YouTube Music используют кодеки с потерями (Ogg Vorbis, AAC и другие вариации). Эти кодеки умны, но они безжалостны. Они анализируют сигнал и выбрасывают ту информацию, которую, по их "мнению", человеческое ухо не сильно замечает. А что человеческое ухо плохо локализует на низах? Правильно, стереоразницу! Кодеки часто сворачивают низкие частоты в моно (или значительно уменьшают их стереоинформацию), чтобы сэкономить биты и уменьшить размер файла. Если ты намешал крутой, но фазово сомнительный стерео-бас, кодек может просто его уничтожить или превратить в что-то невразумительное при кодировании. Чистый, плотный моно-бас кодек, как правило, обрабатывает гораздо лучше и предсказуемее.
  • Кроссоверы в системах: В больших звуковых системах (клубы, концерты) низкие частоты часто выделяются отдельным каналом и отправляются на сабвуферы. А сабвуферов может быть много, и они могут быть расставлены по-разному, но сигнал на них почти всегда подается в моно. Опять же, стерео-бас с фазовыми проблемами, отправленный на такую систему, просто потеряет всю свою мощь.

Практика сведения: зачем нам этот монолит в центре?

Помимо всех этих технических страшилок, моно-бас имеет огромные преимущества в самой практике сведения:

  • Стабильный фундамент: моно-бас создает твёрдую, несгибаемую основу в центре микса. Это как стержень, вокруг которого строится всё остальное. Он даёт миксу вес и плотность. Стерео-бас, даже если он технически "правильный", ощущается более рыхлым, менее сфокусированным.
  • Чёткость и мощность: когда весь саб-контент собран в центре, он становится более сфокусированным, а значит, более пробивным и громким при той же фактической громкости. Не нужно "гнать" его по уровню, чтобы почувствовать.
  • Пространство для остального: если низкие частоты сидят в центре, это освобождает стереополе для инструментов, которые мы действительно слышим в стерео и можем локализовать: гитары, тарелки, пэды, эффекты. Это позволяет создать ощущение широты и объема в миксе без ущерба для фундамента. Попытка сделать бас "широким" на низах обычно приводит к тому, что весь микс звучит мутно и не сфокусировано.
  • Легче контролировать: с моно-басом гораздо проще работать с эквализацией и компрессией. Ты обрабатываешь один сфокусированный сигнал, а не два потенциально конфликтующих.

Мифы: стерео-бас = широкий трек? Ахаха. Нет.

Давай честно. Миф о том, что стерео-бас делает трек "шире", – это бред собачий. Широту треку дают инструменты и эффекты в средне- и высокочастотном диапазонах. Это разведённые гитары, широкие пэды, стерео-реверберация, дилэи, стерео-хорусы (но не на сабе!).

Фундамент должен быть прочным и сфокусированным. Моно саб создаёт контраст с широкими средними и высокими частотами и именно этот контраст формирует ощущение объёма. А если все без исключений элементы микса будут широкими, пространство потеряет объём, как это ни парадоксально.

Моно – это не скучно. Моно – это устойчиво, мощно и надёжно. Скучным может быть сам бас, его партия, его тембр. Но его монофоничность в сабе – это не приговор, а основа для крутого звучания.

Когда правила можно (осторожно!) нарушать

Любое правило создано, чтобы его нарушать… Но с умом и понимая последствия.

Если ты делаешь какой-то экспериментальный эмбиент, звуковую инсталляцию, или музыку, которую будут слушать только в идеальных стерео-условиях (например, конкретная инсталляция в галерее, где ты контролируешь акустику и систему), и тебе нужен специфический, возможно, странный эффект от стерео-саба – да, можешь попробовать. Но ты должен полностью осознавать, что этот эффект, скорее всего, развалится при воспроизведении на любой другой системе, особенно при суммировании в моно или через стриминговые кодеки.

Или, если ты хочешь добавить ощущение широты басу, делай это выше частоты моноизации. Например, можешь добавить стерео-эффекты (лёгкий хорус, стерео-сатурацию) или вторые партии баса/синтов, которые звучат в средне- и высокочастотном диапазоне (гармоники баса, его "тело"), и развести их по панораме. При этом основной саб-тон (ниже 80-100 Гц) держи в моно. Так ты получишь и плотный фундамент, и ощущение широты.

Примеры? Сложно назвать треки, где стерео-саб намеренно сделан так, чтобы он разваливался везде, кроме идеальной системы. Чаще всего, когда он звучит плохо на моно-системах, это ошибка сведения, а не творческий приём. А когда креативно используется стерео в басу, это почти всегда делается выше диапазона моноизации саба.

Вывод: суть моно-баса

Так почему же мы моноизируем саб-бас? Потому что:

  1. Природа: наши уши не могут точно локализовать эти частоты в стерео.
  2. Физика и техника: фазовые сдвиги при суммировании в моно (которое обязательно произойдёт) убивают бас.
  3. Совместимость: винил, радио, клубные системы и стриминговые кодеки лучше "переваривают" моно-саб.
  4. Практика: моно-бас дает плотный, сфокусированный центр и освобождает место для стерео в более высоких частотах.

Это не догма ради догмы. Это правило, рожденное из реальных, измеримых проблем и особенностей человеческого восприятия. Игнорировать его – значит играть в лотерею с тем, как твой трек будет звучать у большинства слушателей.

Так что да, чувак. Держи саб в центре. Своди его в моно. Используй для этого какой-нибудь плагин-моноизатор (вроде iZotope Ozone Imager, FabFilter Pro-L в режиме Mono Low End или просто плагин Utility в Ableton Live или аналоги в других DAW с функцией Mono ниже определённой частоты). А для пользователей FL Studio мы подготовили пресет для Patcher, который можно скачать, установить (инструкция - в комплекте) и добавлять на мастер, чтобы свести саб в моно.

Поверь моему седому волосу и ушам, повидавшим всякое: плотный, сфокусированный моно-бас – это основа мощного и хорошо звучащего трека в любом жанре.

Ну вот. Кажется, всё. Теперь можно и второй чайничек. И думать о следующем миксе.