Найти в Дзене

Трагедия «Максима Горького»: как погиб советский авиагигант

Оглавление

19 мая 1935 года произошла одна из самых громких авиакатастроф в истории СССР. В небе над Москвой разбился самолет-гигант «Максим Горький» — флагман советской авиации, символ технического прогресса и мощи страны. Погибли 49 человек, включая членов экипажа, пассажиров и летчика-истребителя, врезавшегося в крыло воздушного колосса.

Но что на самом деле привело к катастрофе? Несчастный случай, преступная халатность или… политический теракт?

Самолет-легенда
Самолет-легенда

АНТ-20 «Максим Горький» был настоящим чудом инженерной мысли 1930-х. Построенный на народные деньги (собрали 6 млн рублей!), он должен был стать «небесным агитатором» — летающим пропагандистским центром.

Технические характеристики поражали:

Размах крыла — 63 метра (больше, чем у современных Boeing 737).

8 двигателей общей мощностью 6000 л.с.

На борту — киноустановка, типография, телефонная станция, библиотека и даже буфет.

Максимальная скорость — 260 км/ч, экипаж — до 72 человек.

Самолет успел установить мировые рекорды, пролететь над Красной площадью и даже покатать французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Роковой полет

18 мая 1935 года «Максима Горького» решили использовать для прогулочного полета с сотрудниками ЦАГИ и их семьями. На борту оказалось 38 пассажиров, включая семерых детей.

Самолет сопровождали два самолета
Самолет сопровождали два самолета

Самолет сопровождали два самолета:

И-5 (летчик Николай Благин) — для киносъемки.

Р-5 (с кинооператором) — для масштабных кадров.

Что пошло не так?

Благин, несмотря на запрет, начал выполнять фигуры высшего пилотажа рядом с гигантом.

Во время «бочки» он потерял управление и врезался в правое крыло «Максима Горького».

Удар повредил лонжерон, самолет начал разваливаться в воздухе и рухнул на землю.

Кто виноват?

Официальная версия: «Летчик-лихач нарушил дисциплину». Благина назвали единственным виновником, но…

Альтернативные версии:

Приказ сверху? Кинооператоры уговорили Благина выполнить эффектные маневры для съемки.

Диверсия? В эмигрантской прессе появилось «предсмертное письмо» Благина, где он якобы называл самолет «символом коммунистического гнета» и сознательно пошел на таран.

Но факты против теории заговора:

Благин был проверенным летчиком, членом партии с 1918 года.

Его семья не подверглась репрессиям, а получила пенсию.

Рассекреченные документы НКВД подтверждают: пилот действовал по собственной инициативе.

Эпоха тихоходных гигантов закончилась
Эпоха тихоходных гигантов закончилась

Последствия катастрофы

Сталин распорядился построить три новых гиганта, но в итоге создали лишь один — АНТ-20бис, который тоже разбился в 1942 году из-за ошибки пилота.

Эпоха тихоходных гигантов закончилась — на смену пришли скоростные бомбардировщики и пассажирские лайнеры.

Трагедия «Максима Горького» — это история не только о техническом провале, но и о человеческой самонадеянности. Грандиозный самолет, воплотивший мечту о «небесной пропаганде», погиб из-за роковой цепи случайностей и чьей-то жажды эффектного кадра.