19 мая 1935 года произошла одна из самых громких авиакатастроф в истории СССР. В небе над Москвой разбился самолет-гигант «Максим Горький» — флагман советской авиации, символ технического прогресса и мощи страны. Погибли 49 человек, включая членов экипажа, пассажиров и летчика-истребителя, врезавшегося в крыло воздушного колосса.
Но что на самом деле привело к катастрофе? Несчастный случай, преступная халатность или… политический теракт?
АНТ-20 «Максим Горький» был настоящим чудом инженерной мысли 1930-х. Построенный на народные деньги (собрали 6 млн рублей!), он должен был стать «небесным агитатором» — летающим пропагандистским центром.
Технические характеристики поражали:
Размах крыла — 63 метра (больше, чем у современных Boeing 737).
8 двигателей общей мощностью 6000 л.с.
На борту — киноустановка, типография, телефонная станция, библиотека и даже буфет.
Максимальная скорость — 260 км/ч, экипаж — до 72 человек.
Самолет успел установить мировые рекорды, пролететь над Красной площадью и даже покатать французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
Роковой полет
18 мая 1935 года «Максима Горького» решили использовать для прогулочного полета с сотрудниками ЦАГИ и их семьями. На борту оказалось 38 пассажиров, включая семерых детей.
Самолет сопровождали два самолета:
И-5 (летчик Николай Благин) — для киносъемки.
Р-5 (с кинооператором) — для масштабных кадров.
Что пошло не так?
Благин, несмотря на запрет, начал выполнять фигуры высшего пилотажа рядом с гигантом.
Во время «бочки» он потерял управление и врезался в правое крыло «Максима Горького».
Удар повредил лонжерон, самолет начал разваливаться в воздухе и рухнул на землю.
Кто виноват?
Официальная версия: «Летчик-лихач нарушил дисциплину». Благина назвали единственным виновником, но…
Альтернативные версии:
Приказ сверху? Кинооператоры уговорили Благина выполнить эффектные маневры для съемки.
Диверсия? В эмигрантской прессе появилось «предсмертное письмо» Благина, где он якобы называл самолет «символом коммунистического гнета» и сознательно пошел на таран.
Но факты против теории заговора:
Благин был проверенным летчиком, членом партии с 1918 года.
Его семья не подверглась репрессиям, а получила пенсию.
Рассекреченные документы НКВД подтверждают: пилот действовал по собственной инициативе.
Последствия катастрофы
Сталин распорядился построить три новых гиганта, но в итоге создали лишь один — АНТ-20бис, который тоже разбился в 1942 году из-за ошибки пилота.
Эпоха тихоходных гигантов закончилась — на смену пришли скоростные бомбардировщики и пассажирские лайнеры.
Трагедия «Максима Горького» — это история не только о техническом провале, но и о человеческой самонадеянности. Грандиозный самолет, воплотивший мечту о «небесной пропаганде», погиб из-за роковой цепи случайностей и чьей-то жажды эффектного кадра.