Найти в Дзене

Государство и право в Древней Греции

1. Периодизация государственно-правового развития Древней Греции. Греческий полис 2. Эволюция древнеафинского государства 3. Социальная и государственная структура Древней Спарты 1. Периодизация государственно-правового развития Древней Греции. Греческий полис Древняя Греция, а точнее Эллада занимала обширную территорию, которая охватывала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии, Южной Италии и часть Сицилии. Сами греки называли себя эллинами в честь своего божества Эллина, а греками их впоследствии прозвали римляне. В конце III тыс. до н.э. Греция подверглась завоеванию племен ахейцев. Микенское царство стало первым государственным объединением различных племен и родов. Наличие централизованной власти, сосредоточенной в руках вождя, единая система налогообложения и административное деление напоминали организацию власти древневосточных протогосударств. Однако под натиском новых (дорийских) завоеваний Миккенская цивилиза

1. Периодизация государственно-правового развития Древней Греции. Греческий полис

2. Эволюция древнеафинского государства

3. Социальная и государственная структура Древней Спарты

1. Периодизация государственно-правового развития Древней Греции. Греческий полис

Древняя Греция, а точнее Эллада занимала обширную территорию, которая охватывала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии, Южной Италии и часть Сицилии. Сами греки называли себя эллинами в честь своего божества Эллина, а греками их впоследствии прозвали римляне.

В конце III тыс. до н.э. Греция подверглась завоеванию племен ахейцев. Микенское царство стало первым государственным объединением различных племен и родов. Наличие централизованной власти, сосредоточенной в руках вождя, единая система налогообложения и административное деление напоминали организацию власти древневосточных протогосударств. Однако под натиском новых (дорийских) завоеваний Миккенская цивилизация пала.

Процесс последующего возникновения античных государств имел очень важную особенность. Плутарх, знаменитый древнегреческий историк (I в. н.э.) в своих «Сравнительных жизнеописаниях» полагал, что отцом-основателем Спарты был мифический Ликург, который стал царем по ретре, т.е. по устному договору спартанцев с божествами. Таким же основателем Афин, как полагал Плутарх, был богочеловек – Тесей (сын земной женщины и бога Посейдона, который подарил ему божественную власть), совершивший массу сверхъестественных подвигов. Таким образом, Плутарх считал сверхъестественное происхождение античных государств очевидным фактом. Изучая античную государственность, необходимо учитывать это обстоятельство. Исторические личности часто заменяются легендарными, а взамен обоснованных фактов предлагаются их версии.

В науке распространено деление послемикенского этапа древнегреческой государственности на три основных периода:

- гомеровский период – XI–IX вв. до н.э.;

- архаический период – VIII–VI вв. до н.э.;

- классический период – V– V вв. до н.э.

Для гомеровского периода (XI–IX вв. до н.э.) характерно господство родоплеменных отношений, когда в традиционном понимании еще не существовало государственного устройства и преобладала первобытная военная демократия. К концу данного периода родоплеменные отношения окончательно разлагаются, и на смену родовому строю приходит строй рабовладельческий.

В архаический период создается сильное Афинское государство, речь о котором пойдет ниже.

Во времена классического периода происходит расцвет древне-греческого рабовладельческого общества и полисного строя. В V в. до н.э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500–449 гг. до н.э.). Большой вклад в победу над персами внесло объединение греческих полисов (Афин, Коринфа и многих др.) в Делосский морской Союз под главенством Афин. Поэтому союз фактически превратился в афинскую морскую державу – архе, которую некоторые ученые характеризуют как своеобразную античную конфедерацию. Каллиев мир был заключен в 449 г. до н.э. Он стал победным для греков и прекратил греко-персидские войны. Таким образом, первый Афинский морской союз выполнил стоявшую перед ним военно-политическую задачу.

Второй Афинский морской союз был создан в 378 г. до н.э. с целью противостояния Пелопоннесскому союзу, возглавляемому Спартой. Пе-лопоннесский союз представлял собой группировку греческих полисов, в которых преобладали олигархические порядки, и господствовала арис-тократия. После поражения в Пелопонесской войне Афины навсегда утратили свою ведущую роль в истории Древней Греции.

Заметим, что упомянутые крупнейшие древнегреческие города-государства: Афины, Спарта, Коринф - существовали в полисной форме и представляли собой город с прилегающими сельскими территориями. Для истории государства и права наибольший интерес представляют два полиса – Афины и Спарта – как наиболее яркие представители двух государственно-правовых «моделей». В Афинах классического периода преобладал демократический режим, а в Спарте – олигархический.

Что же из себя представлял «полис» как универсальный вид зарождающейся государственности дорийцев, и каков был статус общин-ников? Полис, по Аристотелю, являлся конечным результатом развития семьи, селения, их объединения. Полис был небольшой замкнутой территорией со сравнительно малой численностью населения. В нем существовал институт гражданства, дающего право на земельный участок в городской черте. Кроме того, в любом полисе имелись органы самоуправления – народные собрания и выборные магистратуры.

Как ядро классической цивилизации и часть гражданской общины, древнегреческий полис имел свои характерные признаки и свойства. Экономическую основу его составляло единство города и примыкающих к нему деревень. В период становления полис формировался из территориальных общин; центром были городище, храм, святилище, где часто находилась крепость. Близ нее располагался рынок, – место торговли, там же жили ремесленники. Постепенно это городское поселение превратилось в административный центр. Жители полиса называли себя по имени этого центра. Верхняя часть города называлась акрополем.

В ту эпоху любое из государств Эллады было небольших размеров. Население полиса было малочисленным, т.е. редко превышало десять тысяч человек. Полис мог выжить лишь при небольшом населении и ограниченной территории, и чрезмерная рождаемость властями не одобрялась. Со стен городской крепости можно было окинуть взглядом почти все государство, а граждане полиса знали всех в лицо. Формально полис был своего рода социально-политическим союзом всех граждан, независимо от их социального и материального положения. Фактически же внутри него шла жестокая борьба между демосом и эвпатридами.

Важная функция полиса – поддержание гражданского мира внутри общины. Поэтому полис – это и своеобразное политико-правовое объединение, граждане которого участвуют в законодательной и судебной власти. Полноправный член такого полиса считал себя ответственным за все дела гражданской общины, был социально активным патриотом своего города-государства. Он был обязан служить в ополчении, защищать общее дело полиса. Главную силу ополчения составляли те, кто заседал в народном собрании. Совпадение политической и военной организации было своеобразной формой, в которой шел процесс формирования рабовладельческого государства. Богатые граждане несли еще и материальную повинность, устраивая за свой счет литургию.

Как упоминалось, все граждане полиса в лице глав семей имели право на участок земли (клер), и в принципе, его размер был для всех равен. Частное владение землей в Греции было известно еще во времена Гомера. Земля делилась на две категории: полисную (общинную) и частную.

Античная форма земельной собственности выступает в своеобразной двойственной форме:

а) как собственность полиса (поэтому продать или подарить землю можно только гражданину данного полиса) и одновременно

б) как собственность частная.

Полис запрещал чужакам и иностранцам любые виды сделок с земельной собственностью. Кроме того, община следила за сделками граждан по поводу земельных наделов, утверждала земельный максимум, контролировала справедливость и обоснованность получения земли по наследству, а при отсутствии наследников, забирала в свой фонд выморочные земли и т. д. Утрата участка земли подрывала социальный престиж общинника. Тем не менее, обычаи и традиции полиса не мешали знатным аристократам закабалять общинников-крестьян, присваивать их участки земли. В то же время необходимо учитывать, что самозаклад должника не стал в Аттике распространенным явлением, а реформы Солона в VI в. до н.э. вообще его запретили. Общественное сознание осуждало нищету, разорение своих сограждан так же, как и чрезмерное обогащение. В случае нужды общинник мог рассчитывать на поддержку соплеменников. Стабильность полиса достигалась установлением максимума земельного надела, ограничениями купли-продажи земли, дополнительным обложением богатых граждан. Эти меры имели своей целью не допустить ослабления спло-ченности гражданского коллектива; сохранить слой свободных про-изводителей – собственников. Мелкие и средние крестьяне были главной социальной опорой полиса. С другой стороны, богатые граждане имели приоритет при занятии многих должностей в полисе.

Итак, наличие земельного надела, а позднее – определенного дохода с земельного участка было главным условием обладания гражданином не только военными, но также политическими и гражданскими правами. К ним относились:

- право участвовать в работе народного собрания;

- избирать должностных лиц и контролировать их деятельность;

- призываться к отправлению правосудия.

По внешним признакам полис казался почти идеальной общиной равных людей, но при внимательном анализе обнаруживалось, что полис – это не просто большая община, а весьма устойчивый политический и социальный организм, служивший основой античного общества. Иначе трудно понять причину его живучести на протяжении многих столетий.

2. Эволюция древнеафинского государства

Примерно к XI-X вв. до н.э. на территории Древней Греции возник город, названный в честь его богини–покровительницы Афинами.

Древнегреческая мифология утверждает, что Афинский полис возник, как уже говорилось, в Аттической области юга Балканского полуострова как результат проведения легендарным базилевсом Тесеем объединения обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Этот процесс получил в исторической литературе название «синойкизм». Свободное же население афинской общины было разделено Тесеем на несколько социальных групп:

- эвпатриды – родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков;

- геоморы – земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

- демиурги – ремесленники.

Вместе с геоморами демиурги составляли демос – народ, населявший Аттику. Кроме того, наряду с рабами и свободными людьми существовал также промежуточный слой – метеки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, не-граждане Афинского полиса.

Управлялись Афины ареопагом – советом старейшин (предположительно он существовал с VIII в. до н.э.) и девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами. По мере роста имущественного неравенства и создания межплеменной общности произошли важные изменения в системе органов власти и управления. Базилевс утрачивает реальные властные полномочия, превращаясь в религиозную и судебную второстепенную фигуру. Средоточием же законодательной власти становится народное собрание.

Наиболее отчетливо необходимость социальных преобразований обозначилась в начале VI в. до н.э., когда в Афинском государстве началась «великая смута». В 594 году на должность главного архонта был избран Солон. По мнению современников, он являлся компромиссной фигурой, что доказывалось в последующем его политикой «золотой середины», цель которой заключалась в восстановлении гражданского мира и социальной стабильности.

Важнейшей из реформ Солона стала сейсахтейя, или «стряхивание бремени», что означало прощение всех должников и отмену долгового рабства. Все должники освобождались, а проданные за границу выкупались за общинный или государственный счет. Теперь ответственность по долгам ограничивалась только имуществом, а не личной свободой должника. Солон провел также серию экономических преобразований: установил максимум частного землевладения, ввел свободу завещаний, запретил вывоз хлеба за границу, способствовал вывозу оливкового масла, поощрял развитие греческих ремесел, провел эффективную денежную реформу.

Важнейшим достижением этого периода стала цензовая реформа, нанесшая первый удар по родовому делению древнеафинского общества. Все население страны делилось на четыре разряда в соответствии с имущественным цензом: пятисотмерников, всадников, зевгитов, фетов. Принадлежность к каждому из этих разрядов определялась размером годового дохода («мер зерна») и влияла на объем политических и гражданских прав. Так, например, на должность архонтов могли претендовать только пятисотмерники. Представители же второго и третьего разрядов могли занимать все высшие (кроме архонтов) должности в государстве. Феты могли избирать и быть избранными в новый орган – суд присяжных (гелиэю). Был также – для противовеса ареопагу - создан Совет четырехсот. Он избирался в количестве ста представителей (от первых трех разрядов) из четырех племен сроком на один год. Ареопаг и народное собрание в Древних Афинах продолжали функционировать.

Однако политика Солона, являясь компромиссной, не удовлетворяла ни низшие, ни верхние слои общества. Логическим продолжением преобразований Солона стали реформы Клисфена, пришедшего к власти после низвержения тирании в 509 г. до н.э. Клисфен окончательно ликвидировал остатки родового строя, введя новое административное деление. В Афинах была создана принципиально иная территориальная организация. Все население страны было поделено на сто демов, обладавших самоуправлением. Демы объединялись в 10 фил, управлявшихся выборными органами. От каждой филы избирался стратег. Вместо Совета четырехсот вводится Совет пятисот, формировавшийся уже не по родовому, а территориальному признаку и отстранивший аристократию от давления на органы власти. Процедура остракизма (голосования глиняными черепками в народном собрании), введенная Клисфеном, способствовала демократизации процесса политических изгнаний. В этот период были значительно расши-рены права метеков и других групп населения. Поэтому преобразования Клисфена были последовательно демократическими.

Дальнейшая демократизация политической системы афинского государства была связана с именами Эфиальта и Перикла. Сущность реформы стратега Эфиальта (462 г. до н.э.) заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над коррумпированными членами ареопага, отнял у него право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его суду присяжных – гелиэе. Принадлежавшее ареопагу ранее право контроля над должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию. Одновременно были сужены и судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись только религиозные и некоторые уголовные дела. Ареопаг, таким образом, почти полностью был лишен политической власти. Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) на Агоре для всеобщего ознакомления. Однако знатные и богатые люди не хотели расставаться с определенными привилегиями и льготами, что вызвало их ожесточенное сопротивление всем нововведениям. Проявлением этой борьбы явилось, в частности, успешное покушение на Эфиальта, организованное сторонниками олигархических традиций.

После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл – выходец из знатного афинского рода, прекрасно образованный и одаренный политик. С его именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новых принципов управления обществом, в основе которых – требование политического профессионализма и формирование новой социальной философии. Перикл, бессменно избиравшийся стратегом в 444–429 гг. до н.э., сплотил вокруг себя союз единомышленников, своеобразную политическую и интеллектуальную элиту афинского общества, при поддержке которой он осуществлял все свои внешне- и внутриполитические мероприятия.

Аристотель связывает с именем Перикла два важнейших законодательных новшества:

- о гражданских правах,

- об оплате должностных лиц (судей).

Вводя такое новшество, как оплата труда чиновников (до этого их работа на благо государства была безвозмездной), Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах широкому кругу афинских граждан, в том числе малообеспеченных.

В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам, а также солдатам, матросам и участникам народных собраний, находилась и другая проведенная Периклом реформа – гражданская. В соответствии с ее требованиями гражданином Афин мог считаться лишь тот, чья мать и отец были свободными афинянами. Гражданская реформа Перикла преследовала цель формирования наиболее оптимального по численности гражданского коллектива, в чем в тот период был особенно заинтересован афинский демос.

Таким образом, вследствие многочисленных реформ государственное устройство Древних Афин стало представлять собой демократическую республику с разделением властей, в которой афинские граждане – мужчины пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, первоначальной (до реформ Перикла) безвозмездности.

Основными органами власти и управления Афинского государства являлись: народное собрание; Совет пятисот; гелиэя; коллегия стратегов; коллегия архонтов.

Верховным органом власти было народное собрание – экклесия, которая принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за правильным воспитанием юношей. В народном собрании мог выступить любой участник, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу. В то же время полномочия народного собрания не были безграничными. Проекты законов поступали для рассмотрения в народном собрании только из Совета пятисот. Экклесия также не обладала судебными полномочиями.

Совет пятисот – Булэ – являлся рабочим органом народного собрания. Он избирался по жребию из числа полноправных мужчин старше 30 лет по 50 человек от филы. Один состав совета функционировал в течение одного года. Здесь были представлены все разряды афинского населения. Совет занимался подготовкой предварительных заключений по вопросам, которые рассматривались на заседаниях народного собрания; заслушивал отчеты высших должностных лиц; осуществлял контроль за соблюдением решений народного собрания; курировал деятельность администрации и финансового аппарата. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

К органам исполнительной власти (магистратам) относились коллегия десяти стратегов и коллегия девяти архонтов. Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Высшим судебным органом была гелиэя (суд присяжных), действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Отметим также, что прочими судебными органами в Афинах были другие коллегии, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд по делам о некоторых тяжких умышленных преступлениях); коллегия эфетов (неосторожные убийства); суд диэтетов (гражданско-правовая юрисдикция по большинству дел); коллегия сорока (ограниченная гражданско-правовая юрисдикция); коллегия одиннадцати (суд по делам с участием рабов).

3. Социальная и государственная структура Древней Спарты

Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате синойкизма, т.е. слияния обособленных родовых общин – ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завоеванием. Среди полисов Древней Эллады Спарта занимает особое место. Ее общественная система и политический режим уникальны и даже загадочны. До сих пор не выяснены причины и обстоятельства формирования здесь специфических устоев общества, его своеобразных традиций. Для Спартанского государства характерно классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и военную организацию.

Территория Спарты изначально находилась на юге полуострова Пелопоннес, но постепенно спартанцы захватили всю Лаконику. Нехватка плодородных земель особенно стала ощущаться в VII в. до н.э. Начались войны за захват Мессении, расположенной в центре полуострова. В результате двух Мессенских войн под властью Спарты оказалась обширная территория с многочисленным населением. Здесь проживало 200 тысяч государственных рабов-илотов, 32 тысяч чужестранцев-периэков. Спартанцев (мужчин-воинов) было только 10 тысяч. Войны, грабеж порабощенного народа обогатили знать Спарты; начались раздоры; аристократы стали игнорировать прежние обычаи, традиции; факты беззакония, самоуправства приняли широкие масштабы. Спартанская община оказалась на грани развала.

По преданию, в начале VII в. до н.э. перепуганные правители Спарты несколько раз обращались за помощью и советом к легендарному Ликургу состоявшему в должности опекуна царя. Ликург уже тогда считался знаменитым ученым-законоведом, якобы был лично знаком с Гомером, имел славу способного государственного деятеля и блестящего организатора. Есть основания верить источникам, которые сообщают, что Ликург штудировал законы критских царей о государственном устройстве. Убедив народ принять его законы (ретру) об общественном и государственном устройстве, их автор, по преданию, уморил себя голодом, сочтя свою задачу выполненной.

Реформы Ликурга – это целый комплекс преобразований социально-экономического и правового характера. Очевидна их направленность против аристократов. После реформ знать формально исчезла, как бы растворилась в массе демоса. За короткий срок Ликург навел образцовый порядок, избавил народ от смут и неурядиц. Легенды приписывают ему создание устоев спартанского общества, которые поражали своей стабильностью. В самом деле, четыре столетия (до Пелопоннесской войны) в Спарте не было политических потрясений, смут, заговоров.

По реформам все спартанцы, призываемые в ополчение, были наделены земельными участками (клерами). В Лаконике и Мессении их насчитывалось около 10 тысяч. Клер считался неотчуждаемым, наследственным владением. Земля считалась собственностью государства, то есть участок нельзя было продать, подарить, оформить как наследство. Размеры участков были для всех одинаковы, тем самым как бы утверждалась экономическая основа «общины равных». Участки обрабатывали илоты, обязанностью которых было содержать спартанца и его семью. Илотию можно рассматривать как специфическую разновидность античного рабства. Особенность правового положения илота в том, что он вел самостоятельно хозяйство, пользовался своим скотом и инвентарем. Часть урожая оставалась в его распоряжении. Спартанцы имели над илотами абсолютную власть, но в то же время создавали им некоторые условия материальной заинтересованности. Ряд ученых отнес илотов к категории рабов, некоторые же считают их античными крепостными. Спартанцы не вмешивались в хозяйственные дела своих илотов, но последние отвечали своей жизнью за несвоевременную уплату натурального оброка или подати. Илотов нельзя было отпускать на свободу, продавать за пределы государства. Клеры и илоты считались общинно-государственной собственностью. Такая форма экономически и юридически укрепляла «общину равных», завершала трансформацию полиса из общины в рабовладельческое государство с учетом специфики Спарты. Участки земли получали и так называемые периэки, т.е. свободные не-граждане Спарты. Таких наделов насчитывалось около 30 тысяч. Периэки были свободными, но не имели политических прав. Они платили налоги, подати, а во время войны даже привлекались для службы во вспомогательных частях.

Полноправные спартанцы считались равными, ведь ретра Ликурга предусматривала довольно жесткий кодекс их поведения от рождения до смерти. Младенца после рождения осматривали. Если он имел явные физические недостатки, то подлежал немедленному умерщвлению. Казнь предписывалось осуществлять его отцу. Дети с 7 лет воспитывались в школах (гимнасиях) под наблюдением наставников-педагогов. Их приучали к жестокости. Мальчики содержались в суровых условиях, их подвергали муштре; основная цель обучения – воспитание выносливости, умения беспрекословно повиноваться. Они спали на непокрытом, сухом тростнике, ходили босые, прикрытые одним плащом, каждый день купались в холодных ручьях. По ночам юноши делали засады на дорогах и убивали запоздавших илотов. Девушки регулярно занимались гимнастическими упражнениями с тем, чтобы стать здоровыми матерями. Они учились бегать, прыгать, метать копья, диск. Мальчики и девочки в гимнасиях обычно ходили нагими, реже в коротких туниках. Должностные лица могли сами определять будущую семейную пару: вели «половой отбор», цель которого – усовершенствовать «породу» людей. Такой подход преследовал главную цель – иметь хороших воинов. Обучению грамоте и наукам не придавалось большого значения, т.к. главная цель – подготовка будущего воина. По достижении 14-летнего возраста все подростки подвергались испытаниям (агонам) – жестокой порке перед алтарем Артемиды.

Совместное воспитание полов приводило к ранним бракам. Жених согласно старым обычаям, скрытно выкрадывал невесту. Впрочем, это делалось по обоюдному соглашению родителей. Спрятав ее у своих знакомых, будущий муж тайком навещал невесту, остриженную и одетую в мужское платье. Молодые приносили жертвы Зевсу и его супруге – невеста отрезала локон волос. Перед свадьбой полагалось мытье в бане, а потом пирушка. Приданого невесте не полагалось. Девушек воспитывали с расчетом иметь от них здоровое потомство. При заключении брака учитывалось мнение должностных лиц.

С 20 до 60 лет спартанец считался военнообязанным, должен был систематически совершенствовать свои атлетические и боевые навыки. До 30 лет считался неполноправным, т.е. не имел никаких политических прав, ему надлежало во всем следовать советам своего опекуна, наставника. Спартанцы носили одинаковую одежду, пользовались одинаковой домашней утварью, соблюдали стандартную, общепринятую форму бороды и усов. К 30 годам спартанец должен был жениться, иначе он ежегодно в религиозный праздник подвергался избиению со стороны незамужних женщин. Зато тем, кто имел трех, а тем более четырех сыновей, оказывалось особое уважение, им предоставлялись льготы.

В целом положение женщин Спарты было сравнительно высоким. Практически они не занимались домашним хозяйством, т.к. илоты доставляли продукты, а детей воспитывало государство. Мужья часто гибли в войнах. Женщины конкурировали с мужчинами в понимании отечественных интересов. Знатные жены и вдовы имели приличное материальное обеспечение. Так в их руках в IV в. до н.э. было сосредоточено около 40%, а в III в. до н.э. – 50% богатств Спарты. Возможно, этим объясняются обвинения в адрес спартанских женщин (особенно молодых вдов) в чрезмерной свободе поведения, нравственной раскованности, распущенности, беспутстве и т.д.

Консерватизм правителей Спарты, их упорное сопротивление экономическому прогрессу выявились в жестокой регламентации личной жизни граждан. Стремясь сохранить иллюзию «всеобщего равенства», государство поддерживало особый психологический климат, в котором нормой и идеалом сделалась абсолютная унификация быта: подвергалась суровому осуждению любая экстравагантность в одежде, пище, домашней утвари, устройстве жилищ и т. д. Единство спартанцев обеспечивалось совместными обедами (сисситиями) и групповыми атлетическими упражнениями. Граждане вносили ежемесячно натуральный взнос в общий котел. Тот, кто не мог его внести, считался «опустившимся» и лишался политических прав. Рядовые граждане и цари питались за общим столом (традиционное блюдо спартанцев – похлебка из чечевицы с бычьей кровью). Всякая роскошь осуждалась. Исключение делалось лишь в тех случаях, если зажиточный спартанец содержал за свой счет скаковых лошадей и участвовал в конных состязаниях. Свой дом спартанец мог строить только при помощи топора, пилы и молотка. Из обращения были изъяты золотая и серебряная монеты, вместо них появилась сугубо местная монета в виде длинных железных прутьев (оболов). Обычной стала мелочная регламентация хозяйственной и иной деятельности спартиатов, их досуга, наличие разных «табу». Власти бесцеремонно вмешивались в частную жизнь граждан и даже в семейные отношения. В то же время полис оказывал материальную поддержку малоимущим, нуждающимся гражданам: без этой поддержки они не могли бы участвовать в общественных делах.

Иностранцев поражало общественное спокойствие, беспрекословное подчинение младших старшим, законопослушание спартанцев, их молчаливость, враждебная скрытность в государственных делах. Они удивлялись рьяной приверженности спартанцев к военным занятиям и атлетическим упражнениям, их замкнутости, равнодушию к наукам и искусству. Торговые отношения с другими странами были запрещены еще в VI в. до н.э. Под угрозой смерти спартанцам запрещалось по личным нуждам выезжать за пределы своего государства. Выезд за границу разрешался только военачальникам и послам. В Спарте вообще не было инакомыслящих, не было социальных конфликтов, политических смут. «Казарменный» строй исключал всякую возможность открыто выразить недовольство. При малейшем недовольстве существующими порядками на виновника поступал донос, и его казнили. В обществе царили всеобщая подозрительность и строгий взаимный контроль в отношениях между гражданами. Вмешательство государства во все сферы жизни убивало их инициативу и в конечном счете обусловило застой в социально-экономическом развитии Спарты. Такой политический режим уже в XX-м веке нашей эры восхищал фашистов, сторонников тоталитарного правления.

В то же время внешняя иррациональность общественного устройства Спарты отнюдь не означает ее слабость и неэффективность. В Спарте раньше, чем в других полисах, сложилось четкое деление по сословиям; существовало административное деление по областям; функционировала замкнутая кастовая система граждан-воинов; имелась первоклассная армия, равной которой по выучке и боевому духу не было в Элладе.

У современной науки нет прямых данных о резких противоречиях внутри господствующего сословия. Но есть основание полагать, что среди спартанских граждан имелась элитная группа, состоявшая из наиболее именитых глав семейств. К привилегированной прослойке можно отнести спартанских всадников. Меры по консолидации и сплочению граждан, сохранение архаичных обычаев далекой древности диктовались положением спартанской общины внутри превосходящей массы порабощенного и зависимого населения. Систематически практикуемые избиения, массовые убийства илотов свидетельствовали о том, что система террора была главным средством поддержания классового господства спартанцев. Спарта была не только консервативным государством. Это был очаг политической реакции Эллады, ее граждане были заражены милитаризмом, а политическими правами пользовались только коренные спартиаты. Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство: граждане, которые не могли делать взносы для организации общественных трапез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейонов (так называемых «опустившихся»).

Между тем в Древней Спарте жили также периэки, которые были лично свободными, но не имели гражданских и политических прав. Между тем в других правоотношениях они были вполне правоспособны: могли приобретать собственность и совершать сделки, нести воинскую повинность (на время войны периэки привлекались для службы в качестве легковооруженных воинов). В руках периэков сосредоточились ремесло и торговля, а кое-кто из них наживался на поставках спартанскому ополчению (поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликурга хозяйственной деятельностью не занимались). Армия нуждалась в оснащении оружием, доспехами, поставка которых зависела от труда периэков. Надо полагать, им предоставлялись какие-то льготы – иначе трудно понять, почему в 411 г. до н.э. из Аттики в Спарту перебежало сразу свыше 20 тысяч рабов, главным образом ремесленников. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами (гармостами). Ученые считают, что положение периэков в Спарте было вполне сносным, а их правовой статус в своей основе был схож со статусом афинских метеков.

Представители же побежденных племен становились, как уже говорилось, государственными рабами – илотами. Илоты платили господину оброк, равный 50% урожая, полученного с земли, а также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора, устраивая ежегодные массовые истребления илотов (иногда, однако, илоты могли быть отпущены на волю государством). Предоставив илотам хозяйственную самостоятельность, спартанцы бдительно следили за их настроением, беспощадно пресекая в зародыше всякие попытки к освобождению. В период военных действий илоты привлекались в качестве вспомогательной силы, им давали самое примитивное оружие; по этой причине илоты несли страшные потери при столкновении с хорошо вооруженным противником, а спартанцам это было выгодно. Однако илоты не раз восставали против своих поработителей. В 465 г. до н.э. Спарта была вынуждена просить соседей, в том числе афинское правительство, прислать свои войска для подавления восставших илотов. Однако даже афинский отряд, состоявший из 4 тысяч гоплитов, не смог взять крепость илотов.

В V в. до н.э. Спарта имела самое многочисленное сухопутное войско, опытных полководцев. Отличие в бою давало возможность получить какие-то льготы: известно, что илоты, зачисленные в гоплиты и отличившиеся в бою, получали свободу. При наличии свободной государственной земли они даже могли получить земельный надел. Несмотря на жестокость угнетения в трудный период периэки и илоты не раз проявили себя патриотами. Так, в опасный момент Пелопоннесской войны в 425 г. до н.э. полководец Брасид набрал из этих социальных групп двухтысячный отряд добровольцев и нанес поражение афинскому войску.

Правители Спарты осуществляли грандиозные военные мероприятия, что требовало огромных средств и людских ресурсов и в конце концов, стало причиной быстрого упадка спартанской общины «равных граждан». Во второй половине V в. до н.э. Спарта, опираясь на свою военную мощь, поставила своей целью стать гегемоном в Элладе. В Пелопоннесской войне (431–404 гг. до н.э.) правители Спарты объявили, что спартанцы ведут войну якобы за освобождение греков от власти Афин. Побежденные Афины приняли все условия, продиктованные Спартой, в том числе отменили свой режим демократии и организовали государство по образу и подобию Спарты. Став победителем, Спарта получила большую контрибуцию.

Но результаты победы в Пелопоннесской войне ухудшили ее положение. Много спартанцев погибло. Страна оказалась истощенной. Для Спарты эта победа означала и конец самоизоляции, началось ее втягивание в общегреческие товарно-денежные отношения. Снова появились золотые и серебряные монеты. По словам Плутарха, в этот период все спартанцы «были охвачены стремлением к обогащению, словно влечением к чему-то почетному и великому». Особенно обогащались военачальники. Поток богатств и соблазнов, хлынувший в Спарту, быстро расслоил спартанскую верхушку общества. По закону Эфора Эпитадея, спартанцы смогли продавать, покупать, дарить, завещать свои клеры. Число опустившихся, потерявших землю и имущество (гипомейонов) росло, а число сотрапезников в сисситиях уменьшалось. Спартанская «община равных» двигалась к закату, ее политическая и общественная структура не выдержала напора товарно-денежных отношений. Если в 480 г. до н.э. полноправных спартанцев-воинов насчитывалось 8 тысяч, то в 418 г. до н.э. – только 4 тысячи, а к концу IV в. до н.э. их оставалось меньше тысячи. Большинство спартанцев погибло, их наделы стали объектом купли и продажи.

В мирное время верховным органом власти в Спарте формально считалось народное собрание (апелла), фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, выбор главы военного похода; оно принимало решения в случае возникновения спора о престолонаследии. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, но не обсуждало законов. Они либо принимались, либо отвергались целиком, причем голосование производилось криками либо разделением участников собрания на группы. Апелла могла также решать вопросы войны и мира с другими государствами, однако любые решения народного собрания находились под контролем совета старейшин.

Герусия, или Совет старейшин, была органом власти, унаследованным от спартанской родоплеменной организации. Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили оба архагета. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность. С усилением власти эфоров уменьшалось значение герусии.

Государство возглавлялось двумя царями (архагетами), которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем и коллегией эфоров – высшим контрольным органом, избиравшимся народным собранием.

Важное место в государственном устройстве Спарты занимала коллегия эфоров, которая была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни спартанского общества. Инициатива создания этой коллегии исходила от Ликурга в процессе создания его ретры. Эфоров было пять; они ежегодно избирались народным собранием из числа любых граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. Если первоначально в руках коллегии эфоров находилась только гражданская юрисдикция, то вскоре в их компетенцию вошли созыв и руководство деятельностью герусии и народного собрания; в их ведении оказались вопросы внешней политики и внутреннее управление страной. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью. Впоследствии эти факторы составили основу для олигархического правления в Спарте.

В конце IV в. до н.э. начинается борьба за общегреческую гегемонию. Спарта, победившая в Пелопоннесской войне, не имела сил организовать общегреческую политическую жизнь. Полисная система пришла в упадок, что позволило возвыситься Македонии. Спарта утратила свою самостоятельность, подпала под власть персов, затем македонцев, а с 146 г. до н.э. – Рима.