- Важно отметить, что статья содержит спойлеры, поэтому тем, кто ещё не видел фильм "Анора", рекомендуется прочитать её позже. Для тех же, кто уже познакомился с данной картиной, эта публикация станет ключом к глубокому пониманию сложного и многогранного драматургического замысла автора.
- "Из грязи в князи" и обратно
- Что не заметил зритель?
Фильм «Анора» — лауреат престижной кинопремии «Оскар», вызвавший бурные обсуждения среди зрителей и критиков. Многие зрители недоумевают, почему картина получила столь высокую оценку, ведь сюжет фильма кажется довольно простым и поверхностным. Признаться честно, после прочтения аннотации к фильму у меня тоже сложилось впечатление, что это незамысловатый фильм о женщинах с низкой социальной ответственностью, которые ищут легких денег. Особого желания смотреть этот фильм не было, но любопытство, за что все-таки ему присудили "Оскар" перевесило, к тому же там снимались русские актеры, что крайне неожиданно в связи с текущей политической повесткой.
Важно отметить, что статья содержит спойлеры, поэтому тем, кто ещё не видел фильм "Анора", рекомендуется прочитать её позже. Для тех же, кто уже познакомился с данной картиной, эта публикация станет ключом к глубокому пониманию сложного и многогранного драматургического замысла автора.
"Из грязи в князи" и обратно
Фильм рассказывает историю 23-летней девушки по имени Эни (Майки Мэдисон), оказывающей эскорт-услуги. О детстве героини ничего неизвестно так же, как и нет предыстории, почему она начала заниматься данной сферой деятельности. Только в конце фильма мы узнаем, что настоящее имя девушки — Анора Михеева, а "Эни" - ее псевдоним. У нее есть сестра, с которой она живет в Бруклине, и есть мама, которая проживает с отчимом в Майами.
Ночью Анора зарабатывает себе на жизнь, развлекая клиентов стриптиз-клуба и стараясь извлечь максимальную выгоду от своей профессии. Однажды судьба сводит ее с 21-летним Иваном (Марк Эйдельштейн), сыном русского олигарха, приехавшего в Америку ради учебы. Юный мажор ведет разгульный образ жизни, увлекается психоактивными веществами и легкодоступными женщинами. Между молодыми людьми завязываются отношения, движимые взаимными интересами: Ивану нравится секс, а Эни нравятся деньги семьи Ивана.
Парень выкупает время Эни на неделю и предлагает слетать в Вегас, где пара спонтанно женится. Узнав об этом из СМИ, родители Вани приходят в ярость и велят разобраться в ситуации крестному отцу юноши - армянину Торосу (Карен Карагулян), который должен был присматривать за их сыном в Америке.
Прибыв к Ивану, Торос и его помощники Игорь (Юра Борисов) и Гарник (Ваче Товмасян) застают его с Эни и требуют незамедлительно проехать с ними для оформления развода. Иван сбегает, и Эни остается с ними один на один, до последнего оказывая сопротивление. В конечном итоге они договариваются - девушка помогает им отыскать Ивана и оформить развод, а взамен получает 10 тысяч долларов. Всю ночь они проводят в поисках юноши.
В конечном итоге они застают Ивана в стриптиз-клубе, где прежде работала Эни. Девушка отчаянно пытается объяснить новоиспеченному мужу ситуацию, но он слишком пьян. Молодоженов везут в Лас-Вегас для аннулирования брака. Туда же прилетают и родители Ивана. Эни до последнего пытается убедить всех, что их брак по любви и она не согласна на развод, но Галине Степановне, матери Ивана, такая невестка не по душе и она угрожает ей, что превратит ее жизнь в ад, если та будет сопротивляться. Эни и Иван разводятся.
Торос поручает Игорю выплатить Эни обещанные 10 000 долларов и помочь забрать вещи из дома Ивана. Молодые люди направляются в апартаменты и там проводят ночь вдвоем, дожидаясь открытия банка.
Утром Игорь отдает Эни обналиченные в банке деньги и отвозит её домой. Перед расставанием он также возвращает ей обручальное кольцо, но просит не говорить об этом Торосу. В ответ девушка начинает инициировать половой акт, но при попытке Игоря ее поцеловать, отталкивает его и начинает рыдать. На этом фильм заканчивается.
Что не заметил зритель?
При всей восторженности зарубежных кинокритиков, для российских зрителей картина оказалась не совсем понятна и приятна, ведь русских представляют в таком невыгодном свете: "зажравшиеся" олигархи и их дети-мажоры, продажные русские эскортницы в Америке. Цифры говорят сами за себя: по данным Кинопоиска, мировой рейтинг драмеди "Анора" - 8,5, в то время как в России всего лишь 6,5. Но в этом ли суть? Что же все-таки не заметил зритель?
Как я уже выше писала, тема детства Аноры и ее пути в эскорт-индустрию в фильме не раскрывается, но на протяжении всей киноленты авторы дают зрителям ключевые подсказки.
Одним из таких эпизодов является сцена, когда Эни и Игорь остаются одни в доме и смотрят телевизор. Молодой человек сообщает девушке, что у него вчера было день рождения, тем самым располагая ее к разговору. Далее Игорь затрагивает тему настоящего имени Эни, смотрит в интернете, что оно означает и говорит, что "Анора" ему нравится гораздо больше. Однако девушка с ним не согласна и просит называть ее Эни.
Женщины, занятые в индустрии интимных услуг, нередко прибегают к использованию псевдонимов — эта практика служит мерой защиты личной безопасности и сохранения приватности. Психологически такое поведение может рассматриваться как проявление защитного механизма, известного как диссоциация, характерного для состояний посттравматического стресса. Создавая альтернативную идентичность, женщины стремятся дистанцироваться от эмоциональных последствий регулярных физических и психологических контактов с клиентами-мужчинами.
Причин выбора данной профессии множество, однако независимо от мотиваций каждая женщина неизбежно сталкивается с переживанием насилия в отношении собственной личности. Осознание того, что её тело находится под управлением чужих желаний и потребностей, вызывает глубокие внутренние конфликты и дискомфорт.
Таким образом, можно выделить субличность Аноры Михеевой - слабой девушки, которую некому защитить, которая вынуждена зарабатывать своим телом на жизнь, чтобы сводить концы с концами, и есть субличность Эни - расчетливой, жадной и циничной эскортницы, которая тщательно скрывает и оберегает первую от душевных терзаний.
Игорь сумел точно определить уязвимое место Эни, и это отчетливо проявляется в её реакции — девушка резко переходит в наступление, заявляя, что имя «Игорь», мягко говоря, ей тоже не нравится. Парень же ловко парирует, поясняя значение своего имени — «защитник». Это простое замечание неожиданно обнажает ещё одно уязвимое место героини и дает ей осознать, что все это время только Игорь искренне сочувствовал и заступался за нее.
До этого момента Эни воспринимала его только как объект опасности и держала оборонительную позицию: кричала и вырывалась, когда Игорь пытался ее удержать, обзывала насильником, хотя таких помыслов у парня не было. Вероятно, в такие моменты, происходил перенос негативного опыта из прошлого, и девушка оказалась жертвой сексуального насилия гораздо раньше, чем пришла в эскорт.