Это рассказ о домашних родах.
Сразу поясню: домашние роды автор ни в коем случае НЕ поддерживает и НЕ рекомендует.
Автор против мракобесия в любом его проявлении, споров и диалогов на эту тему НЕ ведет, так как считает, что каждый должен заниматься своим делом.
А что касается истории-она просто есть.
Ведь и так тоже бывает.
Карина была самой обычной женщиной, во всех отношениях далекой от медицины.
Таких, как она, на первый взгляд-сотни тысяч: в детстве была привита «по возрасту», хронических заболеваний не имела, на учетах нигде не состояла и никогда не задумывалась о том, что в словах или действиях врачей можно сомневаться.
В ее системе координат были базовые установки, вроде «небо сверху, земля под ногами»: учителя учат, повара готовят, ну а врачи, соответственно-лечат.
И логично, что именно узким специалистам своего дела виднее, как именно следует выполнять свою работу-так и чего, спрашивается, лезть в то, что не понимаешь?
Ее отношение к жизни вообще, и к своему здоровью-в частности, было довольно легким, и знать что-то лишнее она совсем не стремилась. Ей было достаточно того, что обычно она хорошо себя чувствовала, а если вдруг и заболевала-то прилежно выполнив все назначения лечащего врача, Карина до сих пор всегда выздоравливала. Так чего еще хотеть? Она ничего и не хотела.
И так бы и могла остаться история ее материнства одной из миллионов ничем не примечательных, в хорошем смысле этого слова, жизненных историй, если бы судьба не свела ее с Ильей.
Вселенная любит создавать супружеские пары по своим чертежам, и частенько смешивает в одном семейном проекте полнейшие противоположности.
Именно поэтому муж Карины оказался человеком весьма своеобразным.
Легкость и простота самой Карины резко контрастировала с жесткостью и холодностью Ильи.
Он был спокоен и расчетлив, ему доставляло удовольствие все решать и всех контролировать, и поначалу Карине это даже нравилось: «каменная стена», защита и опора-лучший муж на свете! Он вполне гармонично уравновешивал ее эмоциональность и брал на себя абсолютно все семейные решения. Ей определенно повезло.
И хотя у Ильи и не было медицинского образования, да и опыта пациента практически тоже не было-повезло, не болел особо, все равно к врачам он относился очень настороженно.
И когда вскоре после свадьбы Карина забеременела, у них произошел их первый семейный конфликт.
Новость о положительном тесте на беременность она сообщила супругу за завтраком, мимоходом упомянув, что уже записалась на прием в женскую консультацию.
И, неожиданно для себя, встретила очень бурную реакцию со стороны Ильи.
Впрочем, на бурную реакцию Карина как раз-таки рассчитывала-правда, немного не в этом стиле.
Улыбки, объятия, победные крики, слезы счастья- от будущего отца Карина ожидала чего угодно в ответ на новость о своем положении, но она никак не могла ожидать, что Илья, довольно спокойно приняв сам факт ее беременности, вдруг неожиданно будет против посещения женской консультации. Да еще и в каких выражениях «будет против»!
Илья довольно темпераментно, но внятно объяснил Карине свою позицию прямо тогда же, за завтраком: беременность не болезнь, она молодая-здоровая, он-тоже, так что врачи им обоим едва ли нужны.
На робкие возражения Карины, что мол это ее первый опыт и у нее есть множество вопросов по беременности, и особенно-по родам, Илья отмахнулся: до родов еще так далеко!
А ходить по поликлиникам, собирая инфекции, лишь бы оформить бумажки-ну совершенно не стоящая идея.
Вон, лучше погуляй на свежем воздухе лишний час.
А ответы на свои вопросы поищи в интернете, благо там сейчас чего только нет.
Все, тема закрыта.
И в тот момент Карина с ним как-то даже согласилась, ведь это и впрямь можно было принять за заботу, особенно если очень хотеть эту заботу там увидеть. А Карина очень хотела. И она успокоила себя тем, что действительно: срок пока что совсем маленький, ее ничего не беспокоит. Информации же о том, что будущей маме есть и пить, сколько именно гулять и спать, и как лучше справиться с тошнотой по утрам, в интернете было достаточно-и она расслабилась.
Решила для себя: потом пойду к врачам, все еще успеется.
Тем более, раз так хочет Илья.
И вставать на учет Карина не пошла.
А сидя дома, погрузилась в изучение различных сайтов и форумов на тему беременности и родов. Оказалось, что это целый отдельный мир!
Информации было много. Выискивая интересные для себя темы, она то и дело натыкалась на отзывы о негативном опыте посещения женских консультаций. И вот как раз читая их, Карина постепенно становилась все более уверенной в своем решении никуда не обращаться. И даже была благодарна Илье за такую настойчивость в этом вопросе.
По советам форумчан она скачала одно полезное приложение, которое позволяло самостоятельно считать сроки, и даже вести дневничок самочувствия.
Купила простой тонометр и напольные весы, так как прочитала, что именно это делают в консультации каждый прием.
В частной лаборатории по соседству она регулярно сдавала мочу и даже проверяла гемоглобин, радуясь тому, что все так просто-можно сделать любое исследование и анализ, были бы деньги.
А деньги в молодой семье как раз были.
Примерно в двадцать недель она сходила на УЗИ и узнала, что в ее животе растет мальчик. Согласно тому, что еще, помимо половых принадлежностей, доктор разглядел на экране-мальчик был вполне здоров, да и у самой Карины проблем вроде бы не наблюдалось.
Правда, врач спросил ее тогда про обменную карту, но Карина сослалась на рассеянность-мол, дома забыла. Но это никого не смутило-в частном центре этот вопрос был скорее формальным, и Карина благополучно получила свой протокол на руки.
Беременность протекала без осложнений.
И в положенный срок Карина дома в ванной родила своего мальчишку, даже не успев по сути понять, что произошло, и толком испугаться.
Роды были довольно быстрыми и легкими, схваток она долго не ощущала, а когда отошли воды-сразу же начались потуги, и буквально за несколько минут Карина родила сына, которого Илья принял сам.
Идиллия, чего ж еще хотеть?!
«Скорую» они вызвали потом, сославшись на стремительные роды, мол-мы просто не успели.
Про карту Карина сказала, что карта в принципе есть, но забыта в гостях у родителей-вот надо же! Но муж сейчас же поедет и попозже ее привезет, вот куда скажете-туда и привезет! Паспорт и полис у нее были в наличии, и даже тонкая папочка с исследованиями присутствовала-те самые анализы и одно УЗИ. Поэтому на бригаду она произвела вполне благоприятное впечатление, ей поверили.
И вместе с малышом забрали в родильный дом, а уже там Карина одним махом отказалась от всех видов вмешательств, кроме осмотра гинеколога и контрольного УЗИ, и получив их- ушла домой под отказ тем же вечером. Главное было сделано: ребенок есть, справка для получения свидетельства о рождении-тоже есть.
Все, можно выдохнуть.
Прошло три года.
К моменту своей второй беременности Карина изменилась.
Она уже не была той юной девочкой, которой все в новинку-она была опытной матерью.
С сыном особенных проблем у нее не было, правда к врачам они предпочитали не ходить-к этому времени такой подход стал сознательным выбором их семьи.
Ребенок у педиатра не наблюдался, прививок ему не делали, лечили обычно народными методами-благо, особенно он и не болел.
И вторую беременность Карина абсолютно сознательно решила провести ровно так, как и первую-схема была ей уже понятна. Убедившись на своем опыте в том, что опасность домашних родов очевидно преувеличена, а функция женской консультации во время беременности сводится к тонометру и взвешиванию, Карина пошла по известному ей маршруту: ответы на вопросы-на форумах, УЗИ и изредка-анализы в частной лаборатории, и никаких амбулаторных учетов и прочей бюрократии-плавали, знаем. Все проще, чем вы все там себе думаете.
Правда, ближе к тридцатой неделе у Карины начал немного падать гемоглобин. Потом слегка подросло давление. Потом она стала чаще и быстрее уставать.
Но все это ей казалось не страшным: для гемоглобина есть гранаты, от давления нужно просто поспать, а усталость-ну так она уже дважды мама, что тут странного?
Чуть позже к ее жалобам прибавилась постоянная изжога и небольшие отеки, и уже здесь Карина решила вспомнить о том, что врачи существуют-но тут резко возразил Илья,
напомнив ей, что в их семье все здоровы, беременность-не болезнь, а жена должна слушать, что ей говорит муж.
И вот тут Карине впервые стало страшно.
Она осторожно уточнила-а когда можно к врачам? Как это определить и кто именно это решает? Вот например сейчас она бы уже пошла…
И тут в ответ Илья впервые ее ударил.
Правда, тут же обнял: «прости, ну я ведь люблю тебя и просто очень переживаю!»
Карина была в шоке.
Первым порывом было заплакать, убежать, позвать на помощь, но…
Возможно, сказались несколько лет, проведенные вместе. Карина стояла в объятиях мужа, ощущая себя как будто под гипнозом, не в силах отличить реальность от собственных эмоций. Может, она слишком остро реагирует? Ну это же Илья, он-мой муж, он родной и не страшный, и он не может желать мне зла.
И возможно, эти мысли наложились на какие-то базовые характеристики личности Карины. Возможно, дополнительно сыграли роль «беременные» гормоны. Трудно судить.
Но так или иначе: Карина Илью простила, и к врачам не обратилась.
А об этом инциденте между ними никому ничего не сказала, да и сама решила забыть.
Срок родов приближался.
Карина чувствовала себя неважно, впрочем-про врачей заговаривать она уже не решалась, старалась обойтись советами из интернета. О предстоящих родах Карина почему-то думала со страхом.
Илья же, напротив, был уверен в том, что все будет отлично: опыт у них уже был, ведь роды были вторые. Карина знает, что и как, и он тоже все это уже проходил.
И вообще: роды-процесс естественный. Раньше вон- в поле рожали. И все были здоровы. Так что и нечего нагнетать.
Когда начались ее вторые роды, Карина была на кухне.
Внезапно у нее отошли воды и почти сразу же начались такие мощные схватки, что Карина от неожиданности забыла, как дышать. Медленно, держась за стены, она двинулась в сторону ванны, крикнув Илью-началось!
Илья пришел тут же, помог ей раздеться, включил теплую воду и Карина блаженно погрузилась в ванну-так было немного легче. Схватки шли буквально одна за одной, почти что без перерыва, совсем не давая ей отдохнуть.
В первых родах все было совсем не так. А сейчас у нее сильно кружилась голова и все плыло перед глазами, и Карина запаниковала, попросив Илью вызвать ей «скорую» прямо сейчас.
Но Илья крепко схватил ее за руки, сверкая глазами и тихо выдохнул в лицо: «ты хочешь все испортить?»
Ответить Карина не успела-пришла новая волна боли.
Эти роды она запомнила плохо. В бесконечном потоке почти непрерывной боли в животе и дикой усталости, уже не находя ни положений, в которых ей было бы хоть немного легче, ни моральных и физических сил- в какой-то момент она вдруг ощутила мощное давление на промежность, и поддавшись порыву, сильно напрягла мышцы. Услышала крик Ильи: головка! И продолжила толкать своего малыша наружу, уже практически не слыша подсказок Ильи-все только на рефлексах.
Еще несколько минут мощных усилий, упираясь пятками в бортик ванны, крича и рыча в голос, и вдруг-пустота.
И внезапно больше нет ни давления, ни боли.
Зато есть громкий крик нового человечка, и мокрое прикосновение его нежной кожи, и запах смазки младенца, и тонкие мягкие ноготки на пальчиках, рефлекторно царапающие мамину грудь, и губки бантиком, ищущие сосок.
Но почему же так шумит в голове, плывет в глазах картинка и все звуки, как будто бы издалека?
Ее взгляд непроизвольно скользнул вниз, на воду, в которой она все еще находилась.
А вода была ярко-красная.
И больше она ничего уже не видела.
*****
Карину привезли в роддом со «светомузыкой», с предварительным звонком из бюро: третий период родов, задержка последа, кр@вотечение, геморрагический шок-1. Необследованная.
Благодаря звонку мы мгновенно «развернулись» и внизу ждали «скорую» всей бригадой: врачи, акушерки, анестезиолог.
Прямо «с колес» белую с желто-серым отливом Карину бегом подняли в операционную, ребенка забрали на детское.
Когда Карину увезли, я сразу села заполнять ее историю, попросив у фельдшера хоть какие-то документы: ладно, что необследованная. Но хоть паспорт у нее есть?
А документов нет, сказала фельдшер, которая в это время заполняла свои бумажки-«на адресе» ей было не до того, а у них ведь тоже своя отчетность.
Там, продолжила коллега, вообще полиция была: женщину нам муж не отдавал, и мы вообще ее едва не «потеряли». И потому нам было не до паспорта-успеть бы вытащить.
Ого.
-Это КАК вообще?!-обалдев от информации, спросила я.
И мне рассказали-как.
*****
Когда Карина пожаловалась на головокружение и слабость, Илья все еще надеялся, что обойдется.
Но когда он увидел ярко-красную воду, нервы его очевидно все же сдали и бригаду он вызвал.
Примчались быстро, благо были недалеко и от получения вызова до адреса прилетели за семь минут.
Илья открыл им двери с ребенком на руках, завернутым в полотенце. С полотенца на пол капала кр@вь.
*****
Из воды Карину вытащили в состояния оглушения: это между ясным сознанием и обмороком, приблизительно где-то посередине, но ближе к обмороку.
Из Карины медленно и уверенно текла кр@вь.
Вы знаете, что такое акушерское кр@вотечение?
Это одна из самых страшных вещей в мире, и кто видел его хоть однажды-не забудет уже никогда.
В матке очень-очень много сосудов, и часть из них-довольно крупные.
Плацента, прикрепляясь к стенке матки, связана с этими сосудами очень тесно.
В норме, когда рождается ребенок, матка продолжает сокращаться, и именно благодаря этому отделяется и выходит наружу послед. И сразу после этого матка должна сократиться максимально-то есть, по сути, очень-очень крепко «сжаться», и остаться на время в таком состоянии, чтобы все открытые сосуды немедленно закрылись, а женщина не теряла лишнюю кр@вь.
Кстати, сокращению матки способствует гормон окситоцин-и когда ребенок прикладывается к груди, он с одной стороны получает полезные первые капли молозива, а с другой-защищает маму от излишней кр@вопотери. Природа все действительно предусмотрела, не придерешься.
Но не стоит забывать, что такая схема работает при условии, что все ДО этого шло идеально.
И чтобы не рисковать и не полагаться на естественный отбор, именно окситоцин (или его аналоги) женщине обязательно вводят сразу же после рождения ребенка, как раз с целью профилактики разных неприятностей.
И в норме матка благополучно сокращается, плацента с оболочками отлично отделяются от стенок и полностью выделяются наружу, и акушеры танцуют от счастья.
И вот именно после этого мы говорим женщине: «Поздравляем! Ваши роды закончены!»
Но к сожалению, иногда этим слаженным процессам что-то мешает, и вот тогда развивается оно: акушерское кр@вотечение. Самый страшный наш сон, пожалуй.
Кр@вь из матки может течь со скоростью воды из крана.
А учитывая, что в человеке не так уж и много этой самой кр@ви (всего-то порядка 4-5 литров), попробуйте посчитать-как быстро можно потерять критичный для жизни объем? Женщина попросту «вытекает», потому что все, что мы льем в нее-льется медленнее, чем то, что течет из нее наружу. Наступают осложнения, связанные с кр@вопотерей, и это очень сложная цепочка, к сожалению.
Особо вдаваться не буду, но кому сильно интересно- можно погуглить про ДВС-синдром.
Разумеется, работники «скорой» все это отлично знают, а потому, увидев Карину, бурную деятельность развили прямо в коридоре на полу, нести ее в друге место было попросту некогда.
Давление 80/50. Тахикардия. Бледность.
По капельнице в каждую руку, «льем» в две вены одновременно. Запрашиваем ближайшее место. Заворачиваем в одеяло, грузим. Следим за показателями.
Дайте документы! Выносим, скорее!
Но тут на пороге появляется Илья и преграждает путь на выход: лечите ее здесь. Моя жена в больницу не поедет!
Ну, и как говорится-занавес.
Вообще, по инструкции, «скорой» не полагается отстаивать право на лечение пациента у неадекватных родственников с помощью приемов рукопашного боя.
Однако, был бы там фельдшером мужчина покрупнее-лично я думаю, что Илья бы все же схлопотал.
Но увы-и врач, и фельдшер были довольно миниатюрными женщинами. Поэтому они, хотя и хотели договориться с ним на месте методом прикладывания табуретки к его упрямой голове, но все же сдержались. И пока врач продолжала оказывать всю возможную помощь Карине, фельдшер попросту вызвала полицию.
Конечно, это привело к некоторой задержке отъезда в роддом, но к счастью-полиция отреагировала и быстро, и правильно. «Метод табуретки» применили уже они.
И Карину смогли увезти.
Правда, когда нам о ней сообщали-обещали «шок-1», а вот когда привезли-то бригада анонсировала уже «шок-2». Спасибо дорогому супругу.
Но хорошо, что в принципе они успели приехать.
И отлично, что дело было в центре города, а не в таком месте, где уже время не Московское. Такие места вон в нескольких новых районах есть: попробуй в часы-пик выберись из Мурино или из Кудрово! Тот еще аттракцион.
Так что в целом-судьба была на стороне Карины.
Но вот, к сожалению, детей у нее больше не будет.
Впрочем, это уже придирки.
В таких обстоятельствах жизнь-сама по себе уже Чудо.