Найти в Дзене
Записки актёра

Не ожидал от Якубовича такой смелости: немного об ужасах, которые мы заслужили

Здравствуйте! Вот это удивил Леонид Якубович! Мало кто ожидал, что скоро мы увидим бессменного ведущего "Поле чудес" в новом образе - в главной роли фильма ужасов, да ещё весьма, как обещают, мерзкого. И эта новость вызвала бурные обсуждения и осуждения Якубовича в сети и даже среди артистов. А мне это всё видится интересным - и сам фильм, и новый образ Якубовича, и то, какую реакцию всё это вызывает. Обсудим и обменяемся мнениями. Дорогие читатели, напомню, что своё мнение я, никому не навязываю, а ваши очень жду в комментариях. В российском кино разгорается скандал, причём — как ни странно — на стадии съёмок. Валерия Гай Германика, режиссёр с репутацией провокатора и художника, не боящегося табу, запускает фильм ужасов под рабочим названием «Ням-ням». Но бурю в сети вызвало не столько само наличие проекта в жанре боди-хоррора, сколько... главная роль. Её исполнит никто иной, как Леонид Якубович. Да-да, тот самый бессменный ведущий «Поля чудес», добродушный, усатый символ вечной пя
Оглавление

Здравствуйте! Вот это удивил Леонид Якубович! Мало кто ожидал, что скоро мы увидим бессменного ведущего "Поле чудес" в новом образе - в главной роли фильма ужасов, да ещё весьма, как обещают, мерзкого. И эта новость вызвала бурные обсуждения и осуждения Якубовича в сети и даже среди артистов. А мне это всё видится интересным - и сам фильм, и новый образ Якубовича, и то, какую реакцию всё это вызывает. Обсудим и обменяемся мнениями.

Леонид Якубович
Леонид Якубович

Дорогие читатели, напомню, что своё мнение я, никому не навязываю, а ваши очень жду в комментариях.

В российском кино разгорается скандал, причём — как ни странно — на стадии съёмок. Валерия Гай Германика, режиссёр с репутацией провокатора и художника, не боящегося табу, запускает фильм ужасов под рабочим названием «Ням-ням». Но бурю в сети вызвало не столько само наличие проекта в жанре боди-хоррора, сколько... главная роль. Её исполнит никто иной, как Леонид Якубович.

Да-да, тот самый бессменный ведущий «Поля чудес», добродушный, усатый символ вечной пятницы на Первом канале. Символ телевизионного уюта, почти дедушка из детства — вдруг оказывается в пугающем и физиологически омерзительном кино с рейтингом 18+. С кровью, слизью, деформацией тела и сознания. Интернет просто взорвался: «Зачем ему это?», «Как можно играть в такой мерзости?», «Потерялся, старик?».

Тарелка проекта "Ням-ням"
Тарелка проекта "Ням-ням"

А мне, признаться, больно это читать. Потому что вся эта волна осуждения демонстрирует, насколько плоско общество по-прежнему воспринимает актёра. И как болезненно воспринимает попытку выйти за рамки привычного амплуа.

Актёр — не должник вашего ожидания

Начнём с очевидного: Леонид Якубович — прекрасный драматический актёр. Те, кто когда-либо видел его в театре, это знают. Я был на его спектаклях дважды — на «Лавре» и «Скупом» — и оба раза выходил с ощущением, что видел не «того самого с барабаном», а артиста высочайшего уровня: точного, трогательного, сдержанного, но глубоко переживающего. В нём есть и сила, и ирония, и внутренняя боль — качества, крайне важные для героя трагикомедии или хоррора.

Якубович в спектакле "Скупой"
Якубович в спектакле "Скупой"

Да, Якубович застрял в образе ведущего. Но это не его вина. Это болезнь нашего телевидения: превращать актёров в телевизионные тени самих себя. Он стал заложником своего успеха — и вот, когда человек на закате карьеры решает рискнуть, сделать нечто неожиданное, его же и травят.

Почему, спрашивается, мы аплодируем тем же западным актёрам, которые делают то же самое? Робин Уильямс в «Фото за час», Энтони Хопкинс в «Молчании ягнят», Дэми Мур в той самой «Субстанции», с которым сейчас сравнивают «Ням-ням». Почему там это «перевоплощение», а у нас — «позор»?

Германика, хоррор и наша беда с жанрами

Валерия Гай Германика
Валерия Гай Германика

Жанр ужасов в России — особая тема. Его будто и не существует. Не потому, что у нас нет страхов. Потому что у нас боятся быть страшными. Кино боится пугать по-настоящему, рисковать, заходить в темноту. Большинство наших "ужастиков" — это жалкие кальки с западных сюжетов: деревня, где водится ведьма; старый дом с проклятием; забытый пионерлагерь.

Но хороший хоррор — это всегда метафора. Это кино о страхе, стыде, телесности, старении, боли, одиночестве. Именно поэтому, кстати, работает боди-хоррор — от Кроненберга - упомянутая «Субстанция». Потому что телесное — самое интимное. Если Валерия Гай Германика берётся за это — это уже событие. Она умеет рассказывать о боли, грязи, унижении и человеческом в человеке, даже в аду.

Дэми Мур в фильме "Субстанция"
Дэми Мур в фильме "Субстанция"

И вот, в этом аду — Якубович. Как образец распада привычного, как символ противостояния прошлому. И мне лично это кажется гениальным ходом, если всё сделано не ради хайпа, а ради смысла. Если это не "Якубович в кишках", а "человек, изъеденный собственной телерепутацией". Если этот хоррор — не о плоти, а о сути.

Сравнения с Западом — ловушка вторичности

Единственное, что смущает меня как зрителя — это наша привычка снимать "ответки". Увидели, что в мире гремит The Substance с Деми Мур — и давай снимать Ням-ням. Увидели, что страшное и мерзкое можно продавать как искусство — и побежали в ту же сторону. А ведь у нас так много своего ужаса. Истории отечественных сумасшествий, одиночества, превращений, телесных и ментальных распадов — хватит на десятки уникальных сценариев.

Кадр из шоу "Поле чудес"
Кадр из шоу "Поле чудес"

Мне бы хотелось, чтобы это был не ответ Деми Мур, а самостоятельный голос. Чтобы «Ням-ням» не был "нашим Кроненбергом", а стал нашим и новым. Без оглядки. Без оправданий. Потому что, как только мы начинаем копировать — теряем всё.

Якубович — свободный человек

И в конце концов — давайте уважать выбор человека. Леонид Аркадьевич сам говорил в интервью, что устал от «Поля чудес». Что не хочет слышать это словосочетание даже дома. Что отказывается от корпоративов и юбилеев, где его просят крутить барабан. Он уже был символом эпохи. Он уже был частью культуры. И теперь — хочет быть актёром. Хочет сыграть то, что ему интересно. Не зрителю. Не федеральному каналу. Себе.

И разве не это признак настоящего артиста?

И я искренне не могу понять тех, кто сейчас льют негатив в адрес Якубовича. Никто же не заставляет их смотреть этот фильм, не тащит силком в кинотеатры. Более того, этого не будет в эфире федеральных каналов, а только в кино и на платформах с пометкой 18+.

А вы бы посмотрели такой фильм с Якубовичем?
А вы бы посмотрели такой фильм с Якубовичем?

Я искренне желаю, чтобы у них с Германикой получилось. Чтобы Якубович получил роль, за которую его будут вспоминать по-новому. Чтобы фильм был не пародией, а страшным, сильным, взрослым высказыванием.

И чтобы зрители поняли наконец: актёр — не кукла, не «дедушка с барабаном», не должник ваших ностальгий. А человек, который живёт, растёт и — если ему повезло — всё ещё хочет удивлять.

А вы что думаете? Готовы ли увидеть Якубовича в новом свете? Или лучше оставить всё, как было? Пишите, пожалуйста, в комментариях.

И приглашаю вас в мой Телеграм канал - там ещё больше закулисных историй, каждый день выходят выпуски наших рубрик о кино и театре. Вы очень поддержите канал, подписавшись на Телеграм "Записки актёра"

Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:

Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!

Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

До встречи!