«Значение любовных утех сильно переоценено: поза нелепая, удовольствие минутное, а расходы огромные»
Лорд Ф. Честерфильд
Есть давно ушедшая в народ, медицинская шутка о том, что все болезни от нервов и только некоторые от любви…
Болезнями от нервов и от неразделенной любви в СИЗО занимается врач-психиатр, а с болезнями от разделенной любви разбирается врач-дерматовенеролог.
Ранее, при описании процедуры обследования поступивших в СИЗО, уже указывалось на обязательность осмотра и исследования на заразные кожные и венерические заболевания. Согласно старым и новым приказам по медицинскому обеспечению содержащихся под стражей, все доставленные (заключенные под стражу и прибывшие осужденные, в том числе следующие транзитом), при поступлении в СИЗО обязательно осматриваются медицинским работником. Им проводится телесный осмотр с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи.
Осматриваются кожные покровы, в том числе волосистой части головы для выявления заразных кожных заболеваний, вызываемых насекомыми: чесоточными клещами (чесотка) и вшами (педикулез). Каждый, кто хоть раз лечился в какой-нибудь больнице, мог видеть на первом листе запись – «Ped at scab abs», что означает «вшей и чесотки нет». В тюрьме тоже самое.
В старые (90-е и нулевые) годы бывало и такое: при осмотре поступающих заключенных, у части из них на коже спины обнаруживались характерные линейные дорожки укусов клопов, по которым медицинские работники опытным взглядом безошибочно определяли, что данный заключенный прибыл из городского милицейского изолятора временного содержания. Тогда в ИВС обитали очень дисциплинированные клопы, которые кусали строго линейно и только вдоль спины. Видимо свои жилища, клопы размещали между досками спальных настилов. Один из соавторов, в те непростые годы службы, несколько раз выигрывал споры с сотрудниками СИЗО о том, что угадает, откуда прибыл заключенный, просто посмотрев на его спину. Фактически они уже поступали в тюремную полосочку, с визуально подтвержденным статусом «сиделец». Сейчас такие случаи уже не встречаются.
Выявленные с подозрением на заразное кожное (инфекционное) заболевание заключенные, представляющие эпидемическую опасность для окружающих, после осмотра медицинским работником незамедлительно изолируются в предназначенные для этих целей помещения для обязательного лечения.
Из пенитенциарной врачебной практики: при осмотре кожных покровов выявляется сыпь характерная для чесотки.
Обычный врач уверенно выставит привычный диагноз и изолирует пациента на весь период положенного лечения.
Ну а что же тюремный врач? Он в первую очередь вспомнит, что признаки чесотки успешно имитируются нанесением повреждений (проколов) на кожу живота, предплечий и бедер, металлической или зубной щеткой, торцом металлического троса, стекловатой и при наличии времени (а его за решеткой более чем достаточно) и терпения - обыкновенной иглой. И только по известным ему и неизвестным им признакам (наличие сыпи в доступных местах, несоответствие элементов сыпи ходам чесоточных клещей, отсутствие следов расчесов и обратимости проявлений в условиях изоляции) опытный специалист уверенно распознает симулянта.
Вообще в отношении собственной кожи фантазия заключенных безгранична и не только по поводу татуировок. Речь идет об имитации серьезных кожных заболеваний. При этом места для нанесения искусственных самоповреждений характерны – это ноги, левая рука и живот, однако при участии сокамерников возможны любая (даже самая неожиданная) локализация.
Из пенитенциарной врачебной практики: накладыванием на руки, ноги повязок из шерстяной ткани с солью или спичечной серой или жеваным клеем со спичечной серой или солью довольно удачно можно симулировать экзему.
Чтобы вызвать воспалительные изменения на коже, характерные для такого распространенного заболевания как дерматит, тюремные естествоиспытатели разработали и используют:
- механические способы – втирание в кожу соли, песка, синтетических волокон, соды, стирального порошка;
- термические способы – поверхностные ожоги различной локализации путем прижигания спичкой; раскаленной иглою, проволокой, гвоздем;
- химические способы – аппликации на кожу химических (прижигающих) веществ: монеты с уксусной, азотной, соляной, серной и другими доступными кислотами; хлорной извести; технических масел с грязью; керосина; бензина; солярки; фенола; доступных щелочей (до перевода в категорию прекурсоров широко применялись кристаллы перманганата калия);
- инфекционные способы – аппликация биологических материалов (моча, кал, мокрота, слюна);
- аллергические способы – прикладывание растительных аллергенов, таких известных как амброзия и малоизвестных, таких как едкий лютик (куриная слепота). На месте прикладывания внешне симпатичного лютика-цветочка образуется болезненный волдырь, как при термическом ожоге, после которого на многие месяцы остается бурая пигментация.
Приятно, наверное, писать о любви, об удачной разделенной любви, но и в обычной жизни, и в следственном изоляторе врач-дерматовенеролог чаще имеет дело с ее последствиями. С советских времен и по настоящее время выявление и лечение заразных кожных и передающихся половым путем заболеваний, является обязательной функцией любой медицинской части. Все поступившие в СИЗО в трехдневный срок в обязательном порядке проходят лабораторное обследование на сифилис, а отдельные категории заключенных, в том числе несовершеннолетние еще и на гонорею. При выявлении этих злых инфекций, больные незамедлительно изолируются от здоровых, им проводится стандартный курс лечения ничем не отличающийся от того лечения, которое они бы получали в специализированном кожно-венерологическом диспансере. Разница только в одном – в СИЗО лечение получают все, в обязательном порядке и абсолютно бесплатно.
Полезный совет: Осторожность не бывает лишней. Сифилис передается преимущественно при половых контактах. Однако существует вероятность передачи инфекции через кровь, например у наркоманов (при пользовании общими принадлежностями для внутривенного введения веществ) или заражения в быту при пользовании не своей зубной щеткой или бритвой.