Найти в Дзене
Memento mori

Волосы на память

Кто знает, сколько веков традиции сохранить на память локон любимой женщины или прядь волос ребёнка? А с каких древнейших времен волосы в принципе имели почти сакральное, магическое значение? В Древней Греции отрезали и сжигали прядь волос, чтобы ознаменовать начало новой жизни (или не-жизни) — смерть, брак, получение гражданства. Начало новой жизни и до наших дней ознаменуют некоторые обряды, связанные с волосами, — например, монашеский постриг.
Самсон лишился своей силы, когда Далила отрезала 7 прядей его волос. На Руси всю жизнь женщины складывали вычесанные волосы в особый мешочек, который потом клали им под голову во время похорон. А поговорка "Режь наши головы, но не трожь наши бороды", говорят, появилась во времена, когда Петр I начал активно лишать мужчин этой важной части внешнего облика. Но я сейчас не задаюсь целью рассказать подробно о значении и даже магической силе волос, которую приписывали и приписывают до сих пор практически во всех странах мира. Речь пойдёт о мемори

Кто знает, сколько веков традиции сохранить на память локон любимой женщины или прядь волос ребёнка? А с каких древнейших времен волосы в принципе имели почти сакральное, магическое значение?

В Древней Греции отрезали и сжигали прядь волос, чтобы ознаменовать начало новой жизни (или не-жизни) — смерть, брак, получение гражданства. Начало новой жизни и до наших дней ознаменуют некоторые обряды, связанные с волосами, — например, монашеский постриг.
Самсон лишился своей силы, когда Далила отрезала 7 прядей его волос. На Руси всю жизнь женщины складывали вычесанные волосы в особый мешочек, который потом клали им под голову во время похорон. А поговорка "Режь наши головы, но не трожь наши бороды", говорят, появилась во времена, когда Петр I начал активно лишать мужчин этой важной части внешнего облика.

Но я сейчас не задаюсь целью рассказать подробно о значении и даже магической силе волос, которую приписывали и приписывают до сих пор практически во всех странах мира.

Речь пойдёт о мемориальном использовании вопрос. Я встречала в сети отсылку на "Откровение Иоанна Богослова", в котором, по мнению британской исследовательницы Марсии Пойнтон, содержится обещание: по пряди волос можно будет найти родного человека там, в загробной жизни. Марсия приводит этот факт как объяснение тому, что постепенно появилась традиция сохранять на память волосы умерших. Впрочем, я перечитала "Откровение" пару раз, и не нашла этого фрагмента.
Может, имелся ввиду иной религиозный текст?.. Но объяснение кажется логичным, как и то, что оно нашло отклик в сердцах людей, познавших боль утраты. А уж в то, что волосы сохраняют некую магическую связь с человеком даже будучи отрезанными, верило (и верит) огромное количество людей.

Примерно с XIV века волосы, которые сохранялись на память, начали превращать в украшения, — чтобы дорогой человек всегда был рядом. По большей части это касалось живых: например, носили прядь волос ребенка или супруга, заключенные в медальоне.
Наивысшего расцвета это искусство достигло в Викторианскую эпоху — период правления английской королевы Виктории, с 1837 по 1901гг. Надо сказать, что супруг и консорт королевы, принц Альберт Саксен-Кобург-Готский, при жизни любил самостоятельно придумывать дизайны памятных украшений с волосами, которые дарил потом супруге. А она любила носить такие украшения, чувствуя при этом своих близких рядом.
Это не было внезапными фантазиями Альберта: повторюсь, к этому времени изготовление украшений с волосами было широко распространено. И с детскими зубами, кстати, тоже активно делали броши и прочие прелести. И не только в Англии. Так, например, у Гоголя в повести "Невский проспект" (1834г.) читаем:

Как мила ее грациозная походка! как музыкален шум ее шагов и простенького платья! как хороша рука ее, стиснутая волосяным браслетом!

(Справедливости ради, это мог быть браслет и из конского, например, волоса, были у нас в России и такие украшения для небогатых).

Браслет для королевы Виктории: с Альбертом, детьми и сплетенными прядями их волос
Браслет для королевы Виктории: с Альбертом, детьми и сплетенными прядями их волос

В 1861 году принц Альберт скончался, и его супруга облачилась в траур до конца своих дней. Вместе с ней облачилась в траур вся страна, да и колонии тоже. Это время считается расцветом мемориальной моды: ещё ни один период не дарил миру такое количество условностей и правил для демонстрации скорби.

И тогда на первый план вышли именно украшения из волос усопших. Сама Виктория до конца своих дней носила браслет, сплетенный из волос почившего супруга. Вообще в период траура стали допускаться только украшения из волос, или ещё из чёрных камней (например, гагата). Мода тогда поменялась стремительно. На смену заполонивших кладбища и церкви скелетов и черепов, напоминавших о memento mori, пришли элегичные ангелы, обелиски и плакучие ивы. На смену богобоязненным стихам о гневе Божьем — лирические стихи о вечной любви. Как, например, у Альфреда Де Мюссе:

Я завернул остатки счастья эти
в обрывок бурого сукна.
Среди недолговечного на свете,
пожалуй, прядь волос вечна.

Мода на украшения из волос усопшего быстро распространилась, и не только по Англии. Например, в "Унесённых ветром" (действие происходит в 1860х) читаем:

Вдова обязана носить омерзительное черное платье без единой ленточки, тесемочки, кусочка кружев, — даже цветок не должен его оживлять, даже украшения, — разве что траурная брошь из оникса или колье, сплетенное из волос усопшего.

Стоит также заметить, что индустрия по изготовлению украшений из волос развернулась в Викторианскую эпоху по полной программе, даже выпускались специальные журналы (как со схемами для вязания, только по плетению из волос). Так что мода быстро вышла за пределы дорогих особняков и распространилась среди малообеспеченного населения.
Только с началом Первой Мировой войны, когда значительно упростилась жизнь, когда стали отказываться от излишних ритуалов, волосяные украшения постепенно утратили популярность и сейчас, в наше время, выглядят по меньшей мере странно, не правда ли?

Но давайте покажу наконец украшения, снимки из Новосибирского музея Погребальной культуры:

Одновременно появилась мода не только на украшения, но и на мемориальные панно. Они посвящались усопшим, обыкновенно сопровождались фотографией и размещались на видных местах в гостиных домов.
При этом традиция сосуществовала параллельно с тем самым стремлением хранить прядь волос на память от ещё живых родных и близких: и тогда появлялись панно, изображавших, например, родовое древо, куда постепенно добавлялись новые ветви — пряди волос родившихся детей.

Фотографии панно оттуда же, из музея:

Такая вот история.
Хочу заметить напоследок, что желание оставить на память частичку ушедших актуально и в наши дни. Только технологии шагнули вперед, да и кремация становится всё более популярной. Поэтому выбор остаётся за человеком (и его кошельком): можно приобрести кулон для частички праха, к примеру, на любом маркетплейсе (от 200-300 рублей), а можно и создать из праха или волос бриллиант (примерно от 200 тысяч).

Засим спасибо за внимание и до новых рассказов.
Не забывайте заходить в
ТГ-канал.