Продолжаем говорить о развитии СМИ в России в рамках проекта «Эволюция новостей». Проект подготовлен совместно с Дзеном и посвящён Дню славянской письменности.
В прошлый раз мы рассмотрели этап, на котором у новостей появился не только голос, но и картинка: в нашу жизнь вошло телевидение. А спустя несколько десятков лет у телевидения возник мощный конкурент, объединивший миллионы людей по всему миру. Имя ему — интернет.
Первые новости в интернете
Прототипом интернета были первые локальные сети, связывавшие ЭВМ. Они разрабатывались в научных целях, чтобы исследователи могли быстро обмениваться информацией в рамках одного института, а позже — с коллегами из других учреждений. Именно их развитие привело к тому, что уже в 1969 году в США появился первый аналог интернета — компьютерная сеть ARPANET.
Первый в мире веб-сайт был зарегистрирован в 1991 году, а первые российские сайты относятся к 1993 году. Мало кто знает, что Советский Союз успел даже получить свой домен SU, который после распада сменил национальный домен RU. Дата его регистрации — 7 апреля 1994 года — считается днём рождения российского интернета, который для краткости именуют «Рунетом».
С этого момента интернет в России начинает стремительно развиваться. Первые веб-ресурсы создавали научные и исследовательские организации, потом к ним присоединились другие компании. Трудно представить, что до внедрения поисковых систем нужный сайт можно было найти, лишь имея на руках его адрес.
Первым поиском, резко изменившим ситуацию в России, в 1996 году стал Рамблер. Причём этот сервис сразу включал не только поиск, но и электронную почту, новости и другой контент. В 1997 году список поисковых систем дополнил Яндекс, развитие которого привело к возникновению сервисов, без которых мы сейчас не представляем свою жизнь.
Появление поиска сделало интернет проще и доступнее. Интерес обычных людей к глобальной сети спровоцировал переход традиционных новостных СМИ на новую платформу. В мае 1995 года первым среди информационных агентств открыло свой веб-сайт издание «РосБизнесКонсалтинг» («РБК»). В 1998 году, когда произошел финансовый кризис, «РБК» стал самым популярным сайтом Рунета. С 1999 года публиковала новости в режиме реального времени Лента. ру, тем самым формируя новую привычку потребления свежей информации.
В том же году компанию «Ленте» составила Газета.ру, предлагавшая читателям не только новости, но и аналитический взгляд на происходящее. Появляются общественно-политические онлайн-издания Полит.ру, Вести.ру и другие. Не заставили себя долго ждать и газеты, до этого выходившие только на бумаге: «Комсомольская правда», «Известия», «Аргументы и факты». Вторят им и информагентства вроде РИА «Новости» и «Русское бюро новостей». На их фоне рождается новый формат СМИ, известный нам как агрегатор новостей: эти издания не создают свои публикации, а собирают самые интересные сведения с других площадок.
К началу нулевых становится понятно, что игнорировать новую площадку не получится: количество пользователей уже превышает миллион человек и продолжает расти. Причём эти пользователи учатся не только узнавать информацию и обмениваться ею в электронном формате. Происходит то, что раньше было невозможно представить: читатель становится автором и основателем собственного медиа.
Блоги как новый источник информации
Первым способом вести публичный дневник стал LiveJournal, или «Живой Журнал», в котором каждый пользователь мог делиться своими мыслями. «ЖЖ» появился в начале нулевых и вырастил немало блогеров, быстро набравших огромную аудиторию. Это была первая площадка, объединившая статьи обычных пользователей и деятелей, которые уже были известны публике.
Параллельно с «ЖЖ» начали развиваться социальные сети. Первой из них в России были «Одноклассники», разработанные в 2006 году для поиска старых знакомых и поддержания связей. В том же году общедоступной становится социальная сеть «ВКонтакте», широкий набор функций которой был направлен на поиск новых друзей и создание групп по интересам. Теперь у каждого пользователя была своя страничка — рупор, из которого можно вещать на весь интернет.
Блоги и социальные сети превратились в ещё один вид независимых СМИ — место, где можно поделиться личными новостями, высказать непопулярное мнение, предложить отличную от официальной точку зрения и открыто критиковать события и явления.
Блогеры стали людьми, чьё мнение имеет вес и авторитет для определённой группы лиц, и это быстро начали использовать в разных целях, включая электронную коммерцию. Сегодня мы имеем множество платформ, где каждый быстро и просто может создать блог — маленькое личное СМИ. На одной из таких площадок вы читаете эту статью.
Где мы сегодня узнаём новости?
Сегодня основными источниками информации нам служат газеты, телевизионные каналы, радио, социальные сети, блоги и региональные издания. Мы смотрим новости по ТВ, слушаем радио и листаем ленту социальных сетей, выбирая наиболее удобный источник информации. Как ни странно, интернет не вытеснил СМИ, существовавшие до него. Но он превратился в самый оперативный источник новостей, поступающих в него непрерывно.
На современном этапе интернет делает всё, чтобы подобрать новости по нашим интересам. Подробнее об этом мы поговорим в следующий раз. Подпишитесь на мой блог, чтобы не пропустить заключительную статью проекта «Эволюция новостей».