Найти в Дзене
Вояж по феншую

Бесплатная выставка в Мариинском-2, посвященная артисту балета Аскольду Макарову

Аскольд Макаров – один из наиболее ярких бриллиантов в диадеме под названием «русский балет». Блестящий артист, который жил искусством. По его словам, балет без души – это механика и гимнастика. И правда – сколько танцоров, имея безукоризненно точную технику, так и не смогли подняться до вершины балетного Олимпа? Не смогли завоевать хоть каплю зрительских симпатий? В декабре 2025 года исполнится 100 лет со дня рождения Аскольда Макарова (1925 – 2000 годы). И в Мариинском-2 можно совершенно бесплатно посмотреть выставку, посвященную настоящему патриоту и одному из лучших танцоров Кировского театра (так в советское время назывался Мариинский). В одном из интервью Макаров признавался: его приглашали работать в Большой, но он отказался. Сохранить хореографию Мариуса Петипа, которую чтят в Мариинке, – дело чести. «Ведь никто не посмеет заменить ноты у Чайковского или слова у Пушкина. Для нас, балетных, Петипа – наш Чайковский и Пушкин», – говорил Аскольд Анатольевич в разговоре с журна

Аскольд Макаров – один из наиболее ярких бриллиантов в диадеме под названием «русский балет». Блестящий артист, который жил искусством.

По его словам, балет без души – это механика и гимнастика. И правда – сколько танцоров, имея безукоризненно точную технику, так и не смогли подняться до вершины балетного Олимпа? Не смогли завоевать хоть каплю зрительских симпатий?

-2

В декабре 2025 года исполнится 100 лет со дня рождения Аскольда Макарова (1925 – 2000 годы). И в Мариинском-2 можно совершенно бесплатно посмотреть выставку, посвященную настоящему патриоту и одному из лучших танцоров Кировского театра (так в советское время назывался Мариинский).

Мариинский театр. Вид из окна Мариинского-2
Мариинский театр. Вид из окна Мариинского-2

В одном из интервью Макаров признавался: его приглашали работать в Большой, но он отказался. Сохранить хореографию Мариуса Петипа, которую чтят в Мариинке, – дело чести.

«Ведь никто не посмеет заменить ноты у Чайковского или слова у Пушкина. Для нас, балетных, Петипа – наш Чайковский и Пушкин», – говорил Аскольд Анатольевич в разговоре с журналистом газеты «Смена», 1998 год.

Он серьезно, можно сказать дотошно готовился к каждому выступлению. А когда получал новую роль, то буквально перевоплощался в персонажа и в обычной жизни, дабы «на все 100» раскрыть его на сцене.

-4

Актерское мастерство – важная составляющая в работе артистов балета. Правда, по словам самого маэстро, нынче молодежь не уделяет этому должного внимания...

-5

Так, будучи первым исполнителем «Спартака» Якобсона, он ходил в «Эрмитаж» для просмотра пергамского алтаря, изучал бой титанов, читал роман «Спартак», часами просиживал в Публичной библиотеке, изучая всевозможные материалы, и даже ездил в Италию по наводке самого Хачатуряна! Рим, Ватикан, Помпеи – все ради роли.

-6

Даже стоя под холодным душем, приговаривал себе: «Стой! Стой! Спартак бы выдержал. Выдержишь и ты!».

-7

Во время генеральной репетиции «Спартака» артист поранил колено. Врачи настоятельно рекомендовали перенести премьеру, но Макаров твердо решил выступать. Косметолог во время каждого антракта промывал ему рану.

«Течет кровь? Пусть! Спартак бы на такой пустяк внимания не обратил», – вспоминал Аскольд.
-8

Дабы прочувствовать Владимира Маяковского, читал книги о нем, ездил на родину поэта под Кутаиси, беседовал с Лилей Брик. Проделывал колоссальную подготовительную работу!

-9

Примечателен случай, как ему удалось обойти удалась обойти цензуру при Сталине. Партийная конференция, Ленинград, 1952 год. Артисты балета готовились к выступлению перед делегатами. Специально для этого мероприятия Якобсон подготовил Макарову роль Прометея. И вот несчастье – комиссия сняла номер, поскольку «много там такого, что 18+».

Аскольд в свою очередь написал записку первому секретарю обкома: «Классики марксизма-ленинизма высоко ценили героя древнегреческого эпоса Прометея. Луначарский сказал о Прометее: “Прометей-революционер, пострадавший за критику Зевса”. Поэтому-то мы и хотим подарить делегатам партийной конференции концертный номер “Прометей”».

Вот и все! Танцевать разрешили.

Важно отметить, что, помимо таланта и трудолюбия, Аскольд обладал превосходными внешними данными. Поцелованный богом человек. Жаль, что сейчас таких очень-очень немного.

Благодарю за просмотр! ❤️