Сто лет назад, 18 мая 1925 года, родился Народный художник СССР, один из основоположников так называемого «сурового стиля» в советской живописи, – Пётр Павлович Оссовский (1925-2015). Именно его работа «Три поколения» дала название этому художественному течению. Искусствовед А. А. Каменский, описывая эту картину после выставки «Советская Россия – 1» окрестил манеру художника «суровым стилем».
А на свет будущий живописец появился в небольшом селе Малая виска Зиновьевского округа Одесской губернии Украинской ССР. Его мать была казачка, а отец – поляк, которого в 1931 году стали обвинять в контрреволюционной деятельности. Семье пришлось броситься в бега, сначала они отправились в Нижний Новгород, а через пару лет в Москву. Но у художника на всю жизнь остались теплые чувства к своей малой родине.
«Впечатления раннего детства так сильны в моей памяти, что я вспоминаю события того времени с поразительной ясностью, которая не исчезает с возрастом», – Пётр Павлович Оссовский
Оказавшись в Москве, мальчик, любивший рисовать и к тому же имевший художественные способности, в 1939 году поступил в Московскую среднюю художественную школу. Эта школа как раз в это время была открыта знаменитыми художниками Игорем Грабарем, Константином Юоном и Сергеем Герасимовым. Через эту школу прошли многие московские сверстники Оссовского, ставшие потом известными художниками.
Выпускник школы, также из первого набора, заслуженный художник России Люциан Шитов оставил книгу воспоминаний о всех учившихся вместе с ним одаренных детях – «Лучи детства». Про Оссовского он написал:
«Петя Оссовский не мог не стать художником. Уже первые, довоенные, написанные маслом на крохотных картонках эскизы исторической тематики, решенные в свето-воздушном колорите, свидетельствовали об одаренности автора. Он с детства обладал легкой в живописи и рисовании рукой. К тому же был усидчив в работе, имел характер уравновешенный, расположенный к дружескому участию, а ум – к неспешному размышлению о происходящем в жизни и искусстве»
Вместе со школой 25 сентября 1941 года Петр Оссовский был эвакуирован в башкирское село Воскресенское. А по возвращению из эвакуации в 1943 году поступил на первый курс Московского художественного института имени В.И. Сурикова. Институт Оссовский окончил в 1950-м в мастерской Сергея Васильевича Герасимова и остался преподавать. Но через год его попросили «по собственному желанию», так как он был учеником обвиненного в формализме Герасимова.
Петр Оссовский начал активно участвовать в ежегодных выставках молодых художников, вместе с Дмитрием Жилинским, Виктором Ивановым и Гелием Коржевым, с которым Петр был очень дружен ещё с художественной школы.
«Я по себе знаю, как много для нас значили ежегодные молодежные выставки. Для меня и моих товарищей серьезнейшей школой были и подготовка к ним, и обсуждение работ, и обмен мнениями... Выставки воспитывали у молодежи свое отношение к искусству, к жизни. Была самостоятельность, была решимость высказать по-своему то, что чувствуешь и что пережил. Выставки давали чувство локтя», – Пётр Павлович Оссовский
Художник много путешествовал. Побывал в Италии, Великобритании, Мексике, на Кубе и многих других зарубежных странах. Все они нашли отражение в творчестве Петра Павловича.
Но особую любовь он испытывал к Псковской земле, где художник черпал вдохновение и прожил более сорока лет.
«Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры», – Пётр Павлович Оссовский
Живописец создавал целые серии картин, что позволяло ему более полно раскрыть каждую тему. Он писал храмы и исторические сооружения на фоне вечности, позже разрабатывал тему значимых событий в истории России, Древней Руси.
Начиная с 1970-х годов художник регулярно демонстрировал свои работы на персональных выставках. Искусство Петра Оссовского было признано в художественной среде. Он получил Государственную премию СССР за серию картин о Московском Кремле в 1985 году, а в 1988-м ему было присуждено звание «Народный художник СССР» и он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.
«Всю жизнь ищу свое истинное место…Оказывается, я самый музейный художник моего поколения – можно в книгу рекордов записывать. В любом большом городе России зайдите в музей и спросите картину Оссовского…Они могут не висеть на стенах, но в запасниках обязательно будут – говорю так, потому что знаю, где находятся мои работы, проверяю по каталогу», – Пётр Павлович Оссовский
22 февраля 2013 года Пётр Оссовский был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Получая награду, он сказал:
«Я верю, что у русского реализма есть будущее, ибо народ наш не может жить без искусства духовного, делающего жизнь человека богаче и ярче, наполненного чувствами и мыслями, возвышающими его самого и его воистину великую землю»
К концу жизни с юности активно занимавщийся спортом Петр Павлович уже с трудом передвигался, а работать мог только полулежа. Но тем не менее сохранял бодрость и продолжал творить.
«Я не природный талант. Я талант, ограненный упорным трудом на всю созидательную жизнь», – Пётр Павлович Оссовский
Умер художник 1 августа 2015 года в Пскове, был похоронен в Изборске на Труворовом городище.
Предлагаю вам познакомиться с частью того огромного художественного наследия, которое оставил мастер:
С любовью, ваша Света В.
Эта статья из серии моих публикаций «100 лет тому назад», которые выходят у меня в Телеграм-канале. Там же есть ещё много всего интересного для позитивного настроения и каждый день я показываю одну из замечательных картин русских художников: