Найти в Дзене

«Оказывается, я самый музейный художник моего поколения…», – Пётр Павлович Оссовский. К 100-летнему юбилею художника

Сто лет назад, 18 мая 1925 года, родился Народный художник СССР, один из основоположников так называемого «сурового стиля» в советской живописи, – Пётр Павлович Оссовский (1925-2015). Именно его работа «Три поколения» дала название этому художественному течению. Искусствовед А. А. Каменский, описывая эту картину после выставки «Советская Россия – 1» окрестил манеру художника «суровым стилем». А на свет будущий живописец появился в небольшом селе Малая виска Зиновьевского округа Одесской губернии Украинской ССР. Его мать была казачка, а отец – поляк, которого в 1931 году стали обвинять в контрреволюционной деятельности. Семье пришлось броситься в бега, сначала они отправились в Нижний Новгород, а через пару лет в Москву. Но у художника на всю жизнь остались теплые чувства к своей малой родине. «Впечатления раннего детства так сильны в моей памяти, что я вспоминаю события того времени с поразительной ясностью, которая не исчезает с возрастом», – Пётр Павлович Оссовский Оказавшись в Москв

Сто лет назад, 18 мая 1925 года, родился Народный художник СССР, один из основоположников так называемого «сурового стиля» в советской живописи, – Пётр Павлович Оссовский (1925-2015). Именно его работа «Три поколения» дала название этому художественному течению. Искусствовед А. А. Каменский, описывая эту картину после выставки «Советская Россия – 1» окрестил манеру художника «суровым стилем».

Петр Оссовский. Три поколения. 1959 год, холст, масло, 73 х 97. Частное собрание
Петр Оссовский. Три поколения. 1959 год, холст, масло, 73 х 97. Частное собрание

А на свет будущий живописец появился в небольшом селе Малая виска Зиновьевского округа Одесской губернии Украинской ССР. Его мать была казачка, а отец – поляк, которого в 1931 году стали обвинять в контрреволюционной деятельности. Семье пришлось броситься в бега, сначала они отправились в Нижний Новгород, а через пару лет в Москву. Но у художника на всю жизнь остались теплые чувства к своей малой родине.

«Впечатления раннего детства так сильны в моей памяти, что я вспоминаю события того времени с поразительной ясностью, которая не исчезает с возрастом», – Пётр Павлович Оссовский

Оказавшись в Москве, мальчик, любивший рисовать и к тому же имевший художественные способности, в 1939 году поступил в Московскую среднюю художественную школу. Эта школа как раз в это время была открыта знаменитыми художниками Игорем Грабарем, Константином Юоном и Сергеем Герасимовым. Через эту школу прошли многие московские сверстники Оссовского, ставшие потом известными художниками.

Выпускник школы, также из первого набора, заслуженный художник России Люциан Шитов оставил книгу воспоминаний о всех учившихся вместе с ним одаренных детях – «Лучи детства». Про Оссовского он написал:

«Петя Оссовский не мог не стать художником. Уже первые, довоенные, написанные маслом на крохотных картонках эскизы исторической тематики, решенные в свето-воздушном колорите, свидетельствовали об одаренности автора. Он с детства обладал легкой в живописи и рисовании рукой. К тому же был усидчив в работе, имел характер уравновешенный, расположенный к дружескому участию, а ум – к неспешному размышлению о происходящем в жизни и искусстве»

Петр Оссовский. Историческая композиция. 1940. Картон, масло, 8 х 11
Петр Оссовский. Историческая композиция. 1940. Картон, масло, 8 х 11

Вместе со школой 25 сентября 1941 года Петр Оссовский был эвакуирован в башкирское село Воскресенское. А по возвращению из эвакуации в 1943 году поступил на первый курс Московского художественного института имени В.И. Сурикова. Институт Оссовский окончил в 1950-м в мастерской Сергея Васильевича Герасимова и остался преподавать. Но через год его попросили «по собственному желанию», так как он был учеником обвиненного в формализме Герасимова.

Петр Оссовский. Автопортрет. 1947. Холст, масло. 38 х 35
Петр Оссовский. Автопортрет. 1947. Холст, масло. 38 х 35

Петр Оссовский начал активно участвовать в ежегодных выставках молодых художников, вместе с Дмитрием Жилинским, Виктором Ивановым и Гелием Коржевым, с которым Петр был очень дружен ещё с художественной школы.

«Я по себе знаю, как много для нас значили ежегодные молодежные выставки. Для меня и моих товарищей серьезнейшей школой были и подготовка к ним, и обсуждение работ, и обмен мнениями... Выставки воспитывали у молодежи свое отношение к искусству, к жизни. Была самостоятельность, была решимость высказать по-своему то, что чувствуешь и что пережил. Выставки давали чувство локтя», – Пётр Павлович Оссовский


Художник много путешествовал. Побывал в Италии, Великобритании, Мексике, на Кубе и многих других зарубежных странах. Все они нашли отражение в творчестве Петра Павловича.

Петр Оссовский. Мексика. Полдень. 1960-е. Картон, масло. 43 х 30. Частное собрание
Петр Оссовский. Мексика. Полдень. 1960-е. Картон, масло. 43 х 30. Частное собрание

Но особую любовь он испытывал к Псковской земле, где художник черпал вдохновение и прожил более сорока лет.

«Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры», – Пётр Павлович Оссовский

Петр Оссовский. Псковский кремль. 1974. Холст, масло. 65 х 95. Частное собрание
Петр Оссовский. Псковский кремль. 1974. Холст, масло. 65 х 95. Частное собрание

Живописец создавал целые серии картин, что позволяло ему более полно раскрыть каждую тему. Он писал храмы и исторические сооружения на фоне вечности, позже разрабатывал тему значимых событий в истории России, Древней Руси.

Начиная с 1970-х годов художник регулярно демонстрировал свои работы на персональных выставках. Искусство Петра Оссовского было признано в художественной среде. Он получил Государственную премию СССР за серию картин о Московском Кремле в 1985 году, а в 1988-м ему было присуждено звание «Народный художник СССР» и он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

Петр Оссовский. Московский Кремль зимой. 1984. Холст, масло. 80 х 120
Петр Оссовский. Московский Кремль зимой. 1984. Холст, масло. 80 х 120
«Всю жизнь ищу свое истинное место…Оказывается, я самый музейный художник моего поколения – можно в книгу рекордов записывать. В любом большом городе России зайдите в музей и спросите картину Оссовского…Они могут не висеть на стенах, но в запасниках обязательно будут – говорю так, потому что знаю, где находятся мои работы, проверяю по каталогу», – Пётр Павлович Оссовский

22 февраля 2013 года Пётр Оссовский был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Получая награду, он сказал:

«Я верю, что у русского реализма есть будущее, ибо народ наш не может жить без искусства духовного, делающего жизнь человека богаче и ярче, наполненного чувствами и мыслями, возвышающими его самого и его воистину великую землю»

К концу жизни с юности активно занимавщийся спортом Петр Павлович уже с трудом передвигался, а работать мог только полулежа. Но тем не менее сохранял бодрость и продолжал творить.

Петр Оссовский. Автопортрет. Белый квадрат холста. 2002. Оргалит, масло. 100 x 95. Государственный Русский музей
Петр Оссовский. Автопортрет. Белый квадрат холста. 2002. Оргалит, масло. 100 x 95. Государственный Русский музей
«Я не природный талант. Я талант, ограненный упорным трудом на всю созидательную жизнь», – Пётр Павлович Оссовский


Умер художник
1 августа 2015 года в Пскове, был похоронен в Изборске на Труворовом городище.

Предлагаю вам познакомиться с частью того огромного художественного наследия, которое оставил мастер:

Петр Оссовский. Лошадь в стойле. 1952. Картон, масло
Петр Оссовский. Лошадь в стойле. 1952. Картон, масло
Петр Оссовский. Улица. 1956. Холст, масло. Псковская картинная галерея
Петр Оссовский. Улица. 1956. Холст, масло. Псковская картинная галерея
Петр Оссовский. В районном центре. 1956. Холст, масло. Кировский художественный музея им. В. и А. Васнецовых
Петр Оссовский. В районном центре. 1956. Холст, масло. Кировский художественный музея им. В. и А. Васнецовых
Петр Оссовский. Сиеста. 1962. Холст, масло. 73 х 108. Частное собрание
Петр Оссовский. Сиеста. 1962. Холст, масло. 73 х 108. Частное собрание
Петр Оссовский. Панорама Гаваны (из серии работ «Куба»). 1963. Холст, масло. Частное собрание
Петр Оссовский. Панорама Гаваны (из серии работ «Куба»). 1963. Холст, масло. Частное собрание
Петр Оссовский. Рыбаки псковского озера. 1967. Картон, масло, 70 х 111. Частное собрание
Петр Оссовский. Рыбаки псковского озера. 1967. Картон, масло, 70 х 111. Частное собрание
Петр Оссовский. Возвращение домой. 1969. Холст, масло, 45 х 53. Кировоградский областной художественный музей
Петр Оссовский. Возвращение домой. 1969. Холст, масло, 45 х 53. Кировоградский областной художественный музей
Петр Оссовский. Черные лодки. Из цикла «На земле древнего Пскова». 1973.  Бумага на картоне, масло, 49 х 79. Частное собрание
Петр Оссовский. Черные лодки. Из цикла «На земле древнего Пскова». 1973. Бумага на картоне, масло, 49 х 79. Частное собрание
Петр Оссовский. Солнце над полями. 1977. Картон, масло. 61 х 104 Частное собрание
Петр Оссовский. Солнце над полями. 1977. Картон, масло. 61 х 104 Частное собрание
Петр Оссовский. Изборск. 1985. Картон, масло. 59 x 99. Киевский национальный музей русского искусства
Петр Оссовский. Изборск. 1985. Картон, масло. 59 x 99. Киевский национальный музей русского искусства
Петр Оссовский. Салют Победы. 1985. Холст, масло
Петр Оссовский. Салют Победы. 1985. Холст, масло
Петр Оссовский. Голубые купола, Суздаль. 1989. Доска, масло. 55 x 59,5. Частное собрание
Петр Оссовский. Голубые купола, Суздаль. 1989. Доска, масло. 55 x 59,5. Частное собрание
Петр Оссовский. Солнце над Красной площадью. 1995. Холст, масло. 120 х 172
Петр Оссовский. Солнце над Красной площадью. 1995. Холст, масло. 120 х 172

С любовью, ваша Света В.

Эта статья из серии моих публикаций «100 лет тому назад», которые выходят у меня в Телеграм-канале. Там же есть ещё много всего интересного для позитивного настроения и каждый день я показываю одну из замечательных картин русских художников:

Света В Литературе и Искусстве