15 мая 2025 года Московскому метрополитену исполнилось 90 лет. Именно в этот день в 1935 году торжественно открылась первая линия, Сокольническая, где запустили регулярное движение подземных поездов.
Вопрос о строительстве метрополитена в Москве неоднократно возникал ещё в самом начале 20 века. Однако проекты, представляемые в Московскую городскую думу, власти неизменно складывали в долгий ящик, не будучи заинтересованными в создании нового массового вида транспорта.
В 1931 году ЦК ВКП(б) по инициативе Лазаря Моисеевича Кагановича принял решение о строительстве Московского метрополитена для улучшения транспортной ситуации в столице СССР. 23 августа 1931 года на основании резолюции пленума был образован Метрострой. Руководителем назначили главного инженера Днепростроя Павла Павловича Ротерта.
В ноябре 1931 г. наметили первую шахту метро на Русаковской улице и начали организационно-подготовительные работы, изыскания, проектирование, проходку опытного участка, подготовку к началу основных работ. (1)
Строительство «подземки» осуществлялось в 1933-1935 годах. Это был один из крупнейших и сложнейших объектов своего времени, в строительстве которого приняли участие тысячи комсомольцев, рабочих и инженеров, массово проявивших трудовой героизм при сооружении метрополитена.(1)
На плакате Густава Клуциса «Вся Москва строит метро» (1934г.) мы видим сложность строительства тоннелей.
А на фотографии Ивана Шагина, сделанной 4 февраля 1935 года, видно, что первыми пассажирами Московского метрополитена стали сами рабочие-метростроевцы. (2)
А вот что вспоминает житель Москвы Михаил Селькин: «Мой дед, Селькин Владимир Федорович (1913-1992) строил первое московское метро, в том числе станцию "Площадь Революции". Семейная легенда гласит, что когда он работал, отлетел камешек и случайно попал в окно кабинета к самому Всероссийскому Старосте Михаилу Ивановичу Калинину. Все окружающие были уверены, что за это парня ждут лагеря. Но М.И. Калинин лично дал указание не наказывать его и продолжить такую важную для престижа страны работу». (2)
Первая очередь метро в Москве, проходившая между станциями «Сокольники» и «Парк культуры», была запущена 15 мая 1935 года. В 6 часов 48 минут двери вестибюлей открылись для пассажиров.
Люди всю ночь стояли у павильонов, мечтая оказаться в числе первых пассажиров. Пассажиром, купившим билет № 1 на станции «Сокольники», стал рабочий завода «Красный пролетарий» Петр Николаевич Латышев.
Билет стоил 50 копеек и действовал только 35 минут. Это было сделано, чтобы горожане не катались в вагоне целый день. А билеты были красного или жёлтого цвета, в зависимости от направления движения. «Есть метро!» — лозунг тех дней.
После открытия станции метро "Сокольники" в 1935 г. была выпущена открытка с видом наземного вестибюля станции. Примерно такие открытки выпускались и в другие годы.
Поначалу метро воспринимали больше как аттракцион, нежели как транспорт. Его доля в перевозке столичных пассажиров не превышала 2%. Вся длина подземной дороги составляла чуть более 11 километров. Москвичи очень гордились своим новшеством.
В последующем Московский метрополитен обрел большую популярность среди жителей столицы благодаря скорости и комфорту передвижения. Московское метро быстро расширялось: в конце 1930-х годов начала работу вторая линия метро, а в 1944 году – третья. Постепенно метрополитен, охватив большинство районов столицы, стал самым доступным и надежным видом общественного транспорта. Темпы строительства стали расти: за первые десять лет в метро проложили 24,2 километра линий и построили 22 станции. За неполный век метро превратилось в настоящий символ города, помнящий много его секретов и подвигов, с одной стороны, и всегда готовый к инновациям, — с другой.
В честь 90-летнего юбилея метро в мае 2025г. в столице прошли различные праздничные мероприятия.
Много мероприятий было около станции «Сокольники». Здесь оживили атмосферу 1935 года с реконструкцией событий при открытия метро.
Сначала посмотрим, что происходило 15 мая 2025г. в подземном вестибюле станции. На входе была установлена старая касса, в которой раздавали первые желтые билеты того времени. Все работники метро были одеты в форму работников метрополитена 1935 года.
На новой станции «Сокольники» БКЛ были представлены образцы этой формы: машинист электропоезда и дежурная по станции.
Вестибюль первой станции красной линии московского метро «Сокольники» был украшен плакатами того времени.
А теперь поднимемся наверх, на аллею к парку Сокольники, где тоже была представлена атмосфера 1935 года. Рядом с наземным вестибюлем установили юбилейный голубой вагон типа «Г». Такие вагоны выпускались с 1939 по 1955 год. В эксплуатации в метро их можно было встретить до начала 1980-х. По данным пресс-службы АО «Метровагонмаш», всего на заводе было выпущено 425 таких вагонов. Они считаются первыми моторными. Сине-голубые поезда собирали 1939 года. 20 июня 1940 года первый вагон привезли для тестирования в метро. Он совершил пробный рейс на участке от «Сокольников» до парка культуры и отдыха им. Горького. Когда на заводе изготовили еще четыре вагона, из них составили единый поезд. Он работал на Горьковской линии, в честь которой и получил свое сокращенное наименование «Г».(6)
На Сокольнической площади стоял грузовик ГАЗ АА выпуска 1932г., с которого к жителям обращались современные артисты как писатели и партийные работники в одежде тех лет с приветствиями по поводу открытия метро в городе. Старые сцены открытия были повторены в 2025г.
Рядом расположился легковой автомобиль Opel Kadett k38 (данная машина 1938г. выпуска). На таких машинах приезжали представители властей к торжественному открытию станции метро «Сокольники». Потом эти машины стали выпускать в городе как «Москвич».
По современной аллее к парку носилась повозка с извозчиком, распугивая многочисленных прохожих. Она проезжала под музыку и песню в исполнении Леонида Утесова «Песня старого извозчика».
Эх, подружка верная, ты, старушка древняя,
Встань, Маруська, в стороне.
Наши годы длинные, мы друзья старинные,
Ты верна как прежде мне.
Я ковал тeбя железными подковами,
Я коляску чистым лаком покрывал,
Но метро, сверкнув перилами дубовыми,
Сразу всех он седоков околдовал.
Художники Евгений Гуров и Юрий Черепанов в альбоме карикатур «Москва (вчера, сегодня, завтра)» изобразили всю историю Москвы, её прошлое, настоящее и будущее. Открытие метро в 1935 году в альбоме изображено так: «В 1935 году многочисленное племя извозчиков было обеспокоено: пассажиры как сквозь землю провалились». (2)
За порядком на аллее смотрели милиционеры в форме того времени как пешие, так и конные. Так что можно было в наши дни посмотреть форму милиции далёких 1931 – 1937 годов.
На аллее были расставлены старые киоски печати и рядом на стендах были представлены образцы газет тех лет. Очень интересно было почитать газеты и увидеть, что интересовало москвичей в те годы.
Вечером на аллее состоялось шествие «Есть метро!» как и 15 мая 1935 года, а также большой праздничный концерт.
С утра 15 мая мэр Москвы Сергей Собянин тепло поздравил метростроителей и всех работников метро с 90-летним юбилеем. Сегодня московское метро — главный перевозчик и визитная карточка столицы. Это бесценный памятник архитектуры и гордость многих поколений москвичей, а также высокотехнологичный вид транспорта. (4)
Хочу также привести некоторую статистику по метрополитенам разных стран. (5)
Москва Токио Нью-Йорк Лондон
Население 13млн чел 14 млн чел 8 млн чел 10 млн чел
Год открытия
метро 1935 1927 1904 1863
Станции 302 286 424 272
Линии 16 13 36 11
Протяженность,
км более 550 328 399 402
Ср. стоимость
проезда 57р 114р 220р 280р
Пассажиропоток,
чел/сут более 8,2 млн более 8 млн 5,5 млн 5 млн
В Москве за последние 15 лет открыто в 6 раз больше станций метро, чем в Лондоне и Токио, вместе взятых. (5)
Тем, кто интересуется историей метро, города и района Сокольники, предлагаю посмотреть фильм
Как строили станцию «Сокольники»
https://dzen.ru/video/watch/623eb5ab69859713852f8a64
или прочитать сообщение
Как строили станцию «Сокольники»
https://dzen.ru/a/Y2CCXkssrRiPbym4
Использованные источники:
1. Ирина Сергеева. Где у метро начало. М. Детская литература. 1989.
2. Александр Майсурян. Исторические хроники. «90 лет назад. Как в Лондоне смеялись над московским метро». https://dzen.ru/a/aCY5ROmF4h-Fj9AI
3. Как строилась первая очередь московского метро? 15 фото к 90-летнему юбилею. https://dzen.ru/a/YMeb3CuLFlicmUMD
4. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. 15 мая в 08:06. Московскому метрополитену исполнилось 90 лет — Сергей Собянин.
5. Газета «Метро», 15 мая 2025, №18 (87/5626).
6. Г.Сахаджи. Юбилейный голубой вагон. Москва Вечерняя, 13 мая 2025, №51 (1751).
7. Личный архив И.Хомутова.
15 мая 2025, г.Москва