Найти в Дзене
severok1979

Норильск 1937 года в очерке Рудольфа Бершадского

Довоенные публикации о довоенном же Норильске от авторов, лично побывавших в Норильске тех лет давно стали редчайшим краеведческим материалом. Тем интересней для нас очерк "Дудинка-Норильск" Рудольфа Бершадского, опубликованный в журнале "Советская Арктика" № 3 за 1937 год. Судя по времени публикации и некоторым косвенным признакам в тексте, очеркист побывал в Норильске, примерно, осенью 1936 года и рассказал нам о незнаменитом "дозавенягинском" Норильске времен Владимира Матвеева. Упомянуты купцы Сотниковы и геолог Николай Урванцев. Хотелось-бы "подсветить" некоторые моменты, упомянутые в очерке. В Норильск Бершадский прибыл достаточно комфортным по тем временам способом - на поплавковом самолёте с бортовым номером "Н-131" он прилетел из Дудинки в гидропорт Валек, а до Норильска добрался в вагоне узкоколейной железной дороги. Действительно, в состав Игарской авиагруппы Управления полярной авиации Главного управления Северного морского пути (УПА ГУ СМП) входил гидросамолет типа Г-1 с

Довоенные публикации о довоенном же Норильске от авторов, лично побывавших в Норильске тех лет давно стали редчайшим краеведческим материалом. Тем интересней для нас очерк "Дудинка-Норильск" Рудольфа Бершадского, опубликованный в журнале "Советская Арктика" № 3 за 1937 год.

Судя по времени публикации и некоторым косвенным признакам в тексте, очеркист побывал в Норильске, примерно, осенью 1936 года и рассказал нам о незнаменитом "дозавенягинском" Норильске времен Владимира Матвеева. Упомянуты купцы Сотниковы и геолог Николай Урванцев.

Хотелось-бы "подсветить" некоторые моменты, упомянутые в очерке. В Норильск Бершадский прибыл достаточно комфортным по тем временам способом - на поплавковом самолёте с бортовым номером "Н-131" он прилетел из Дудинки в гидропорт Валек, а до Норильска добрался в вагоне узкоколейной железной дороги.

Действительно, в состав Игарской авиагруппы Управления полярной авиации Главного управления Северного морского пути (УПА ГУ СМП) входил гидросамолет типа Г-1 с бортовым номером СССР-Н131 (гражданская версия бомбардировщика ТБ-1/АНТ-4). Фото именно этого самолета я не нашёл, но удалось установить, что фамилия пилота-командира экипажа могла быть Еременко или Смирнов. Так как самолет относился к полярной авиации, то его схема окраски должна была быть примерно такой.

Самолеты этого типа были и в составе авиаотряда Норильского комбината.

-2

Узкоколейная железная дорога, фото 1930х годов.

Карта Норильска и его ближайших окрестностей 1930х годов.

-4

Подборка фотографий довоенного Норильска 1930х годов.

Здание конторы "Норильстроя".

-5

Радиостанция.

-6
-7

Общие виды Норильска 1930х.

Малый металлургический завод (ММЗ). Первыё штейн и файнштейн будут получены именно на нём.

Электростанция ВЭС-1.

-10

Буровые вышки в окрестностях Норильска.

-11

Сотрудники мерзлотной станции Норильскстроя с сотрудниками Комитета по изучению вечной мерзлоты АН СССР около здания станции, август 1937 года.

-12

Сенокос в районе сегодняшней площади Октябрьская.

-13

Очерк "Дудинка-Норильск" Рудольфа Бершадского, опубликованный в журнале "Советская Арктика" № 3 за 1937 год.

Несколько слов об авторе очерка. Увы, нашлась только одна фотография уже в весьма зрелом возрасте. Бершадский Рудольф Юльевич. Годы жизни 1909-1979, советский поэт, прозаик, военный журналист.

Бершадский Рудольф Юльевич
Бершадский Рудольф Юльевич

ОГЛАВЛЕНИЕ КАНАЛА severok1979 ЗА 2019-2024 ГОДЫ:

Полное оглавление канала severok1979 за 2019 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2020 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2021 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2022 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2023 год

Полное оглавление канала severok1979 за 2024 год