Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Харбинский метрополитен. В России был бы 3-м по размеру, как и Харбин - 3-й по размеру город, основанный русскими

В 1927-87 годах Харбин оглашал звон редких в Китае трамваев. Небольшую (14км) систему построила гамбургская фирма "Фалькенред" (1882-1999), самым известным творением которой стал трамвай Осло. В 1950-х немецкие вагоны заменили даляньскими, а дальше всё это не вписалось в рынок... Та же участь постигла работавший в 1958-2008 годах троллейбус. Поводом к его закрытию стала, видимо, закладка метро, ну а теперь оно - фасад всей современности этого города. По китайским меркам не новое (пущено в 2013 году) и небольшое - при сравнимом с Петербургом населении, в Харбине метрополитен на треть меньше по длине (92км) и числу линий (3) и в нём лишь чуть-чуть больше станций (78). Изначальная красная линия (26км, 22 станций) уходит далеко на юг, в Пинфан к музею "Отряда-731" - этого "японского Освенцима". Зелёная (с 2021 года, 19 станций на 28км) ведёт за Сунгари с длинными перегонами под речным дном и островами. Оранжевая, пущенная в 2017 году (37км, 36 станций) - и вовсе кольцевая, но замкнули её

В 1927-87 годах Харбин оглашал звон редких в Китае трамваев. Небольшую (14км) систему построила гамбургская фирма "Фалькенред" (1882-1999), самым известным творением которой стал трамвай Осло. В 1950-х немецкие вагоны заменили даляньскими, а дальше всё это не вписалось в рынок...

Та же участь постигла работавший в 1958-2008 годах троллейбус. Поводом к его закрытию стала, видимо, закладка метро, ну а теперь оно - фасад всей современности этого города. По китайским меркам не новое (пущено в 2013 году) и небольшое - при сравнимом с Петербургом населении, в Харбине метрополитен на треть меньше по длине (92км) и числу линий (3) и в нём лишь чуть-чуть больше станций (78).

Изначальная красная линия (26км, 22 станций) уходит далеко на юг, в Пинфан к музею "Отряда-731" - этого "японского Освенцима". Зелёная (с 2021 года, 19 станций на 28км) ведёт за Сунгари с длинными перегонами под речным дном и островами. Оранжевая, пущенная в 2017 году (37км, 36 станций) - и вовсе кольцевая, но замкнули её лишь в ноябре-2024, через полгода после нашей поездки.

-2

Первая фишка Харбометро - ажурные винтажные павильоны над входами:

-3

У многих станций это самая красивая часть:

-4

Особенно у станции "Museum of Heilongjiang province" на главной площади:

-5

Внутри уходит вниз обычный эскалатор:

-6

Автоматы выдают карточки с силуэтом Софийского собора:

-7

Типовая станция в Харбине (на фото - верхний зал) - это простейший пластиковый интерьер, но с чугунными фонарями на стенах и потолочными лампами в виде изразцов:

-8

Стилизации под витражи и изразцы...

-9

...и ажурная ковка - лицо Харбинского метро:

-10

Станции просты и однообразны, но часто с хоть минимальной фантазией - как "Harbin Railway Station" в форме моста:

-11

Некоторые украшены отличными мозаиками, часто с местным колоритом и зданиями:

-12

А то и с отсылками в Россию по Великому Чайному пути через Монголию на станции "Conference and Exhibition Center":

-13

Мне запомнилось несколько станций. Например, "Harbin Railway Company" на красной линии:

-14

Или "Sun island" на зелёной с почти уникальным для Китая двухярусным залом под искусственным небом:

-15

Соседняя "Shamiao street" за Сунгари, откуда ездят на автобусе в Парк Тигров...

-16

...посвящена часам и компасам:

-17

Её верхний зал провожает очень атмосферным панно с панорамой реки:

-18

"People's Goverment of Heilonjiang province" помпезна:

-19

А что правительство НАРОДНОЕ - напомнит панно:

-20

Ещё народнее вот эти мозаики, вроде бы на пересадочной "Zhujiang street".