Как-то густо пошли ко Дню Победы фильмы на так называемую "военно-патриотическую тему" - "На сопках Маньчжурии", "Аллигатор", "По следу зверя", "Укрощение "Пантеры", "Значит нам туда дорога", "Солдатская мать", "Таганрог", "В списках не значился", "Отряд светлячков", "Почтарь", "Каруза", "Группа крови". "Пять сыновей Марии", "Рослый". "Топор-5" , "Операция "Карпаты"-2", "Самогон", "Нюрнбергская история". Это только то, что было показано за апрель-май.
Как пишут в СМИ
Современный кинематограф продолжает осмысление событий Великой
Отечественной войны, открывая новые страницы истории. От героической
обороны Брестской крепости до трагических историй матерей, потерявших сыновей — юбилейные фильмы создают многогранную картину войны.
Восемьдесят лет, отделяющие нас от Победы, не уменьшают значения тех событий. С течением времени мы все глубже понимаем масштаб народного подвига и цену, заплаченную за мир. Новые фильмы — это мост между поколениями, позволяющий сохранить правду о самой страшной войне XX века.
И вот чтобы узнать как же современный кинематограф "продолжает осмысление событий Великой Отечественной войны, открывая новые страницы истории", как наводится этот самый мост между поколениями, решили мы посмотреть один из образцов этого "осмысления". Выбор, как видите богатый, один только "Топор-пять", еще одна франшиза с Андреем Смоляковым, который изображает бывшего белоказачьего офицера, из тайги, где он прятался 17 лет от Советской власти, подавшегося на Великую Отечественную войну одним топором убивать немцев, чего стоит. Вот так с 1941 г. этот самый Иван Родин рубил, рубил немцев и дорубился до 1945 г. Немцев всех дорубил, переключился на японцев
Лето 1945 года. Советское командование перебросило на Дальний Восток часть высвободившихся на западе войск для наступления на Японскую армию в Маньчжурии. В расположение одной из дивизий пробирается Алексей Хламов, русский эмигрант, заражённый оспой. Он рассказывает, что японские военные содержали его в так называемом "Отряде 731".
Для выяснения достоверности показаний беглеца в тыл к японцам отправляют разведгруппу Кравцова, Родина и резидента в Японии Чена. Возглавляющий охрану лаборатории полковник Такеси Танагути всеми силами пытается помешать советским войскам обнаружить секретные разработки. На помощь разведгруппе приходят послушники близлежащего буддистского монастыря.
В принципе, можно было бы и это посмотреть, но Андрей Смоляков стоит у нас в плане про свежайший "Мосгаз-11", где отставной майор Черкасов никак не может позволить себе спокойной пенсионерской жизни. И описывать суровые мужские морщины и Ивана Родина, и Ивана Черкасова, а больше про Смолякова в этих фильмах и писать нечего - это уже перебор.
Поэтому посмотрели мы новейший мини-сериал, 4 серии, "Спасение капитана Максимова". Название явно навеяно голливудским "Спасти рядового Райана", хит Стивена Спилберга 1998 года, завоевавший пять "Оскаров".
И вот этот американский "Райан" явно вдохновил авторов нашего " Максимова". И если в плане "дорого-богато-технично" "Райан", конечно, недосягаем, то в части фэнтезийности и абсурдности сюжета наш "Максимов" кроет американцев как... в общем, разнообразно и безжалостно. Авторы фильма могут с чистой совесть сказать - "Всё что смогли. Другие пусть попробуют превзойти, если у них ещё и получится".
Значит, что мы видим в прологе. Осень 1943 г. Белорусский фронт. Да, тут авторы фильма не накосячили. Белорусский фронт, преобразованный из Центрального, станет Первым Белорусским только весной 1944 г.
И вот посреди бела дня через линию фронта летит наш "небесный тихоход" У-2 с неким усатым капитаном в качестве пассажира. Усы у него, конечно, очень мощные и меховые, как у кота Базилио. Наверное, этот тот самый Максимов, которого и будут спасать.
И тут из-за тучек выскакивает немецкий истребитель и сбивает У-2. И правильно, нечего среди бела дня на этом тихоходе в немецкий тыл лететь. Самолетик задымил и упал где-то во вражеском лесу.
А вот это командир группы нашей полковой разведки, другой капитан, Петр Степанов, наблюдает, как У-2 падает. Играет его Александр Устюгов.
Обрит наголо, наверное снимался сразу после фильма "Любовь Советского Союза", где его обрили, чтобы смог в парике сыграть т. Сталина. Кто не видел этот "шыдевр" - можете прочитать у нас.
Устюгов то обрит, а вот старший сержант Ольга Васнецова, его заместительница по разведгруппе и одновременно любовница, наоборот, патлы распустила. Вот так, с такими патлами она весь сериал и будет промышлять по немецким тылам. И это самое яркое впечатление от сериала - распущенные патлы фронтовой разведчицы Васнецовой.
Играет эту патлатую, брутальную разведчицу Аглая Шиловская. На наш взгляд, Аглая талантливая актриса, но вот только носиться с такими патлами, изображая брутальную, мужеподобную разведчицу, не её. Кстати, была в этом фильме роль именно для неё - гламурной любовницы немецкого офицера Клауса - Людки-модистки, но об этом ниже.
Что характерно, Александр Устюгов и Аглая Шиловская на сегодняшний день, что называется, " в отношениях". И скорее всего, Роман Георгиевич Шилов поставил условие, чтобы подругу лихого разведчика капитана Степанова играла подруга жизни Александра Устюгова.
Самолётик упал, а группе Степанова и приданной ей роте штрафников в числе 25 человек надо заниматься своим делом - провести разведку боем и взять пленного немецкого офицера. Что они с успехом и делают. Ольга с распущенными патлами гоняет немцев по окопам и заодно из ППШ их косит.
А командир Степанов ищет офицера. Но тут он допускает косяк. Врывается в блиндаж, а там офицер, вот он, бери-хватай. И протягивает немец капитану руку с советской "лимонкой". Ну, Степанов и расслабился.
Видит, что "лимонка" то чёрного цвета, то есть учебная, и стоит себе спокойно, смотрит, ждёт, что дальше будет. Зачем ему немецкая лимонка, тем более учебная, а него их своих до...
А немец то оказался не так прост. Он, наверное, специально покрасил зелёную боевую "лимонку" в чёрный цвет, чтобы обмануть когда-нибудь Степанова, когда он придёт брать его в плен, но ведь "немецкие не сдаются!" Вот Степанов и расслабился. Стоит, смотрит на немца, а он спусковой рычаг отпустил и через 4 секунды, а Степанов всё стоит, граната и взорвалась.
Так, непонятки. Как же так, в самом начале фильма козырной туз всего сериала Александр Устюгов погибает смертью храбрых. Странно это. А кто же там дальше играть то будет? Ведь больше ни одного первача в картине нет.
Ладно, смотрим дальше. А дальше переносимся в Москву. В Ставку Верховного Главнокомандования. Некий генерал-армии Константин Константинович, явно Рокоссовский, ( тут у художника по костюмам косяк - у Рокоссовского был орден Суворова 1 степени, а в фильме второй)
дал команду своим особистам доставить к нему в его роскошный кабинет, некоего лейтенанта. Вот такие тогда были кабинеты в Ставке. Прямо какая-то дворцовая зала 19 века с фресками. Мебель, правда, производства середины 70-х годов 20 века.
И тут выясняется, что капитан на том сбитом У-2 вовсе и не капитан, а генерал Семагин из оперативного управления Генштаба РККА, главный разработчик будущей операции "Багратион". И переодевшись капитаном Максимовым, решил он слетать в тыл к немцам, к белорусским партизанам, чтобы договориться о взаимодействии при нашем наступлении, которое начнется только через год.
Что-то очень похожее потом написал в своих мемуарах заместитель т. Сталина маршал Жуков о том, как он в 1943 г. решил прокатиться на Малую землю, чтобы потолковать с начальником политотдела 18 армии полковником Брежневым, посоветоваться с ним как воевать дальше.
А лейтенант, которого вызвал Рокоссовский, - сын этого самого Семагина. Корреспондент "Красной звезды", известный детский писатель, знакомый и с т. Сталиным и даже Гитлера живьем видел, во время довоенной поездки в Германию с группой советских писателей. Такой ботан со значками парашютиста и "ворошиловского стрелка". Странно, что у реквизиторов для этого ботаника не нашлось даже какого-нибудь завалященького "Знака Почёта", не говоря уж о "Красной Звезде". Только значки парашютиста и "ворошиловского стрелка", которые на третьем году войны никто уже из офицеров не носил.
Играет лейтенанта Денис Нурулин. Парень видать неплохой, но вот все эти роли голубых героев ( голубых в хорошем, прежнем, человеческом смысле) испортят ему всю карьеру. Так и будет до старости ботанов недоделанных играть.
А зачем он Рокоссовскому? А надо. Папа лейтенанта исчез во вражеском тылу. Наверняка, где-то прячется в лесах. И надо папу срочно разыскать, пока он к немцам не попал. Поэтому в тыл к немцам на его поиски посылается наша разведгруппа. Но поскольку немцы постоянно маскируются под наших, то генерал может не выйти на контакт с разведчиками. Поэтому писатель пойдет вместе с разведгруппой. Папа увидит сынка, поймет, что это свои, и выйдет из леса на контакт. А что, толково придумано.
А где взять эту разведгруппу? А на Белорусском фронте. После гибели Степанова его любовница Ольга в тоске лежит на койке в блиндаже. Тут её вызывает начальник штаба полка и предлагает ей, старшему сержанту, стать командиром группы разведчиков вместо Степанова. И при этом недвусмысленно намекает на то, что ей придется стать к нему более благосклонной. Но Ольга в расстройстве, и сразу же скрутила нахала соответствующим приемом самообороны.
И тут в кабинет заходит полковник-особист от Рокосссовского и лейтенант-писатель. Полковник сразу понял что к чему. И добавил начштаба ударом под дых. То есть хоть и особист, но с пониманием.
А потом сообщил Ольге, что она назначается командиром разведгруппы для осуществления специального задания. О целях задания знает вот этот ботаник-писатель, который пойдет с её группой. Ей пока знать подробности необязательно. Ольга, как всегда патлатая, отвечает: "Слушаюсь. Разрешите приступать".
Тут что ещё нужно добавить, был во время войны, можно сказать, аналогичный случай. 20 апреля 1942 г. начальник ГРУ Генштаба РККА генерал-майор Александр Самохин был назначен командующим 48 армией Брянского фронта. До мая 1941 Самохин работал резидентом советской военной разведки в Белграде под оперативным псевдонимом "Софокл".
21 апреля 1942 г. Самохин для вступления в должность командарма-48 вылетел из Москвы в штаб Брянского фронта, имея при себе секретные документы для командующего Брянским фронтом генерала Голикова. Во время полёта пилот самолета сбился с маршрута, самолет был сбит зенитным огнём немецкой артиллерии в районе Мценска. Была совершена вынужденная посадка на территории врага, Самохин захвачен в плен. В плену он находился до 1945 г., пока не был освобожден американцами.
После возвращения на Родину Самохин был арестован и находился под следствием, пока в 1952 г. не был осужден за измену Родине к 25 годам лишения свободы. Однако через год, в июле 1953 г., уже после смерти т. Сталина, приговор в отношении Самохина был отменен и он полностью реабилитирован.
Очень распространена версия пленения Самохина, что это была спецоперация советской разведки. Что самолет Самохина специально совершил посадку на вражеской территории, так как у Самохина с собой были документы со стратегической дезинформацией для немцев о планах советского командования в кампании 1942 г.
И ещё насчет патлатой разведчицы Ольги Васнецовой. Наличие в разведгруппах фронтовой разведки женщин было очень редким явлением. И, естественно, никто из вышестоящего начальства не допустил бы, чтобы в разведке находились вот такие патлатые, гламурного вида дамочки. Вот как выглядели настоящие советские девушки-разведчицы.
А вот это знаменитая разведчица Анастасия Вшивцева
Молоденькая учительница Липовской сельской школы Духовницкого района Саратовской области. Весной 1942-го всё-таки ушла добровольцем на фронт. Двадцатилетнюю Настю определили батальонным писарем, но дело было ей не по душе. Разведка – вот её место. Изо дня в день Анастасия настойчиво просила командование зачислить к разведчикам, и добилась своего. «Девчонка, учительница, писарь. Какой из неё разведчик?» – наверняка эта мысль мелькала у бойцов, пока не увидели её в деле. Когда Насте удалось спасти жизнь командиру отделения и взять в плен немецкого офицера, даже бывалые солдаты признали в ней свою.
Смелость и дерзость, выдержка и умение молниеносно ориентироваться по обстоятельствам – все качества, нужные в разведке, были развиты в
девушке сполна. Это она доказала не раз. Одна из вылазок в тыл врага
едва не стала роковой. Ранило в обе ноги, но она сумела не только
вернуться обратно, но и донести на себе едва живого товарища. Как такое
возможно? Оказалась – возможно. Но и это было лишь начало испытаний на
крепость духа.
После госпиталя Анастасию перевели в 287 гвардейский стрелковый полк 95 гвардейской стрелковой дивизии. А в сентябре 1943 года с ней попрощались боевые друзья. Со слезами на глазах они стояли у свежевырытой могилы, провожая девушку в последний путь. Вспоминали разведвыход, то, как их обнаружили немцы, и как Анастасия срезала очередью трёх немцев, которые хотели взять её живьем. А затем упала. Два ранения в голову. С такими не живут. На плащ-палатке разведчики дотянули Настю до расположения, чтобы похоронить.
Из воспоминаний генерал-майора Андрея Олейникова, командира 95 гвардейской стрелковой дивизии: «…И вот она лежит на краю вырытой могилы, и через несколько минут над нею вырастет земляной холм, прогремит винтовочный залп, которого она не услышит…. Николаю Конову, командиру одной из групп, только вчера шедшей в разведку вместе с Вшивцевой, стало нестерпимо больно от этой мысли. …И вот он наклонился к ней, чтобы проститься. Вытер платком запекшуюся на лице кровь. И резко отшатнулся, растерянно посмотрел на окружающих.
– Мне показалось, – сказал он, запинаясь, – что она дышит!
– Да ты что!
Один из солдат недоверчиво глянул на Конова:
– Две пули в голову и дышит?
Но обоих оттолкнул Павел Тюкин. В руке его блеснуло маленькое зеркальце.
Он приложил его ко рту Вшивцевой и потом бережно поднял. Поверхность
зеркальца словно запотела.
– Дышит!
Строй сломался, кто-то побежал за санинструктором. Прошло несколько минут, и носилки, на которых лежала Анастасия, уже погрузили в кузов
медсанбатовской машины».
Почти месяц без сознания. Когда Анастасия очнулась, то ничего не видела, не могла ни двигаться, ни говорить… Битва за жизнь продолжалась. Разведчицу эвакуировали в Острогожск, где сделали сложнейшую операцию. Затем было лечение в Ереване. Она стремилась восстановиться. И делала это так же упорно, как когда-то рвалась на фронт.
Говорить, читать, двигать руками и ногами – всё нужно было учиться делать заново. Другой бы сдался, мол, разве это жизнь? Так, жалкое существование. Но это мог быть кто угодно, только не она. Накануне 9 мая 1945 года сослуживцы получили письмо от Насти: «Лежу в постели парализованная, но заверяю вас: пока бьется мое сердце, пока по жилам течет кровь, я буду приносить пользу Родине».
В начале марта 1945 года Анастасия вернулась домой с двумя орденами
Красной Звезды, славой бесстрашной разведчицы, но… инвалидом первой
группы.
Весной 1949 года ей впервые удалось пройти по улице на костылях. Это была победа! Но борьба за право жить полноценной жизнью, учиться и работать продолжалась. Анастасия Семеновна добилась, чтобы её приняли в Саратовский педагогический институт. Вступила в ряды КПСС.
Потом была череда сложных операций. Но испытания не сломили дух отважной разведчицы. Гвардии старший сержант. Заслуженный учитель РСФСР. Она ходила на работу на костылях и никогда не жаловалась. Преподавала историю в Духовницкой вечерней школе сельской молодежи. Умерла в 1988г. Её имененм названа улица в Духовницком.
Наверное, на всем Белорусском фронте всего и оставалось фронтовых разведчиков, что группа из четырех человек под командованием лохматой старшего сержанта Васнецовой. Но особисту-полковнику от Рокоссовского деваться некуда. Пришлось отправлять этих пятерых вместе с детским писателем в немецкий тыл для выполнения особого задания.
А дальше началась самая настоящая советская детско-юношеская военно-спортивная игра "Зарница", иначе это не назовешь. Но о ней в следующей части.