Найти в Дзене
Павел Гуня

Расширенное краткое содержание комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума

Буду благодарен за подписку😉 **Действующие лица и контекст эпохи:** Действие происходит в Москве 1820-х годов, в эпоху после Отечественной войны 1812 года, когда в обществе назревали идеи декабристов. Главный конфликт разворачивается между прогрессивным дворянством и консервативным «фамусовским» обществом. **Павел Афанасьевич Фамусов** — хозяин дома, чиновник, для которого важны родственные связи, чинопочитание и сохранение устоев. Его монолог о дяде, Максиме Петровиче, который «падал, да вставал с кровью» ради милости императрицы, символизирует идеал службы для Фамусова: раболепие ради карьеры. **Софья Павловна** — дочь Фамусова. Образованная, романтичная, но воспитанная в лицемерной среде. Её увлечение Молчалиным — не только наивность, но и бессознательный протест против давления отца и общества. Она ценит в Молчалине мнимую скромность, противопоставляя его резкому Чацкому. **Александр Андреевич Чацкий** — главный герой, вольнодумец, вернувшийся из Европы с идеями про

Буду благодарен за подписку😉

**Действующие лица и контекст эпохи:**

Действие происходит в Москве 1820-х годов, в эпоху после Отечественной войны 1812 года, когда в обществе назревали идеи декабристов. Главный конфликт разворачивается между прогрессивным дворянством и консервативным «фамусовским» обществом.

**Павел Афанасьевич Фамусов** — хозяин дома, чиновник, для которого важны родственные связи, чинопочитание и сохранение устоев. Его монолог о дяде, Максиме Петровиче, который «падал, да вставал с кровью» ради милости императрицы, символизирует идеал службы для Фамусова: раболепие ради карьеры.

**Софья Павловна** — дочь Фамусова. Образованная, романтичная, но воспитанная в лицемерной среде. Её увлечение Молчалиным — не только наивность, но и бессознательный протест против давления отца и общества. Она ценит в Молчалине мнимую скромность, противопоставляя его резкому Чацкому.

**Александр Андреевич Чацкий** — главный герой, вольнодумец, вернувшийся из Европы с идеями просвещения. Его едкие реплики («Служить бы рад — прислуживаться тошно») и критика крепостничества («Тот Нестор негодяев знатных, толпою окружённый слуг») делают его изгоем в доме Фамусова.

**Алексей Молчалин** — секретарь Фамусова. Его жизненный принцип — «умеренность и аккуратность». Он лицемерно ухаживает за Софьей, чтобы сохранить место, а втайне флиртует со служанкой Лизой.

**Второстепенные персонажи:**

- **Полковник Скалозуб** — карьерист, мечтающий о генеральском чине. Олицетворяет военную верхушку, где «вакансии открыты: то старших выключат, другие, смотришь, перебиты».

- **Репетилов** — пародия на псевдо-прогрессиста, болтун, прикрывающий пустоту модными словами о «тайных собраниях».

- **Хлёстова** — своенравная старуха, символ косности и ханжества.

---

**Завязка: Возвращение Чацкого**

Чацкий, три года путешествовавший по Европе, приезжает в дом Фамусова, чтобы встретиться с Софьей. Он полон надежд на взаимность, но девушка холодна. Чацкий не понимает, что за время его отсутствия Софья увлеклась Молчалиным, чьё «робкое молчание» она принимает за искренность.

**Конфликт мировоззрений**

За ужином Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Он высмеивает культ чинов («Чины людьми даются, а люди могут обмануться») и крепостное право, вспоминая помещика, обменявшего верных слуг на борзых собак. Фамусов, в ответ, защищает старые порядки, приводя в пример дядю-придворного, который «перед всеми знав поклон».

**Бал и клевета**

На званом вечере Чацкий, раздражённый равнодушием Софьи, обрушивается с сатирой на гостей:

- Скалозуба он называет «хрипун, удавленник, фагот» за тупость и карьеризм.

- Хлёстову высмеивает за её барские замашки.

- Репетилову бросает: «Шумите вы — и только?»

Софья, желая отомстить за насмешки над Молчалиным, бросает невзначай: «Он не в своём уме». Гости мгновенно подхватывают сплетню, находя «доказательства» безумия в его речах о свободе и науке. Даже Фамусов восклицает: «Всё врут календари!» — отказываясь принимать идеи Чацкого.

**Разоблачение: сцена у дверей**

Чацкий случайно подслушивает, как Молчалин признаётся Лизе в лицемерии: «Мне завещал отец: угождать всем людям без изъятья». Софья, застав Молчалина с Лизой, прогоняет его. Чацкий, потрясённый её слепотой, упрекает её: «Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее созданье!»

**Финал: «Карету мне, карету!»**

Чацкий произносит финальный монолог, обличая общество:

- «Век нынешний» против «века минувшего».

- «Дым Отечества» оказался удушающим.

- «Здесь будут рады дурачить меня вечно!»

Он уезжает, оставляя Фамусова в страхе за репутацию, Софью — в слезах, а гостей — в праздном шепоте.

---

**Символизм и ключевые цитаты**

- **«Дом Фамусова»** — микрокосм консервативной России.

- **«Счастливые часов не наблюдают»** — ирония Софьи, которая сама стала жертвой обмана.

- **«А судьи кто?»** — вызов Чацкого лицемерным моралистам.

**Итог и историческое значение**

Чацкий терпит поражение, но его слова — зерно будущего протеста. Грибоедов через комедию показывает трагедию человека, опередившего своё время. Финал открыт: уезжая, Чацкий бросает: «Пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок!» — что становится намёком на грядущие перемены.