Найти в Дзене
Первый ярус

"За Волгой для нас земли нет", - к 80-летию фильма-победителя Каннского фестиваля

Победные майские дни, уважаемые читатели, дают полное право вспомнить и триумфальные военные фильмы, получившие высокие награды международных кинофестивалей. Как раз грядет 80-летний юбилей кино "Великий перелом". В сентябре 1946-го советская картина получила Гран-при Каннского фестиваля. Главная награда "Золотая пальмовая ветвь" появилась только десятилетие спустя. А той осенью на Лазурном берегу, радуясь мирной жизни, без особого шика чествовали военное кино. Всего было представлено 46 кинопроизведений, 11 фильмов одержали безусловную победу. Каннский фестиваль задумывался еще в 1939-м. Аккурат 1-го сентября должно было состояться открытие. Французский кинофорум создавался в противовес итальянскому. В Венеции главный приз носил имя Муссолини, а лауреатство получали часто откровенно нацистские фильмы. Но развязанная фашистами Вторая мировая война отодвинула праздник сначала на 10-е число, а затем и вовсе стало ясно, что в ближайшее время будет совсем не до конкурсов. От
Постер фильма, режиссер Фридрих Эрмлер. Фото - Яндекс-кртинки
Постер фильма, режиссер Фридрих Эрмлер. Фото - Яндекс-кртинки

Победные майские дни, уважаемые читатели, дают полное право вспомнить и триумфальные военные фильмы, получившие высокие награды международных кинофестивалей.

Как раз грядет 80-летний юбилей кино "Великий перелом". В сентябре 1946-го советская картина получила Гран-при Каннского фестиваля. Главная награда "Золотая пальмовая ветвь" появилась только десятилетие спустя. А той осенью на Лазурном берегу, радуясь мирной жизни, без особого шика чествовали военное кино. Всего было представлено 46 кинопроизведений, 11 фильмов одержали безусловную победу.

1946 год. Канны. Фото - Яндекс-картинки
1946 год. Канны. Фото - Яндекс-картинки

Каннский фестиваль задумывался еще в 1939-м. Аккурат 1-го сентября должно было состояться открытие. Французский кинофорум создавался в противовес итальянскому. В Венеции главный приз носил имя Муссолини, а лауреатство получали часто откровенно нацистские фильмы.

Но развязанная фашистами Вторая мировая война отодвинула праздник сначала на 10-е число, а затем и вовсе стало ясно, что в ближайшее время будет совсем не до конкурсов.

Открыть фестиваль удалось только 20 сентября 1946-го. В Канны прибыли делегации заокеанских и европейских стран. Италии, правда, не было, хотя о противостоянии с Венецией речь уже не шла. Отказом на приглашение ответила и Германия.

Сергей Герасимов, Александр Птушко, Марина Ладынина, Сергей Юткевич, Михаил Калатозов, Галина Водяницкая, Фридрих Эрмлер, Борис Чирков на Каннском фестивале. Фото- Яндекс-картинки
Сергей Герасимов, Александр Птушко, Марина Ладынина, Сергей Юткевич, Михаил Калатозов, Галина Водяницкая, Фридрих Эрмлер, Борис Чирков на Каннском фестивале. Фото- Яндекс-картинки

По правилам нового кинофорума каждая страна-участница имела представительство в жюри, от СССР в конкурсную комиссию вошел режиссер Сергей Герасимов. Страна- хозяйка участвовала в творческом состязании на равных.

Советские кинематографисты делегировали в Канны восемь человек. К слову, тот несостоявшийся праздник кино 1939 года вдруг откликнулся эхом в 2019-м. В Орлеане состоялось чествование его лауреатов. Специальным призом отметили фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский", а лучшей актриса названа Марина Ладынина за роль в картине Ивана Пырьева "Трактористы".

Приглашение в Канны-46 получили страны, где к тому времени была хорошо развита киноиндустрия. По регламенту представлялось от шести до десяти картин. Определенным новшеством можно счесть, что конкурсные пулы формировались и по национальному принципу, то есть определялся лучший фильм страны-участницы. Потому, собственно, и вышло несколько главных наград.

Советский Союз представляли кинопроизведения "Зоя", "Каменный цветок", "Здравствуй, Москва", "Человек N 217", "Глинка", "Белый клык", "Великий перелом". После 12-летнего отсутствия на международном экране СССР показал сразу семь картин.

Постер  фильма. Фото - Яндекс-картинки
Постер фильма. Фото - Яндекс-картинки

Советская киноэпопея получила одну из одиннадцати главных наград. Вместе с "Великим переломом" победу разделили такие известные фильмы как "Рим - открытый город" Роберто Росселлини и "Потерянный уик-энд" Билли Уайлдера, названный, к слову, режиссером Герасимовым настоящим бриллиантом.

Фридрих Эрмлер (третий слева) на набережной Круазетт. Фото - Яндекс-картинки
Фридрих Эрмлер (третий слева) на набережной Круазетт. Фото - Яндекс-картинки

Именно с Каннского фестиваля 1946-го в обиход вошло четкое определение авторства. Главным в команде создателей стал режиссер. Постановщик нашей картины Фридрих Эрмлер за время войны снял еще один фильм - "Она защищала Родину" с Верой Марецкой. Он был горячо принят советским зрителем.

Над "Великим переломом" режиссер тоже работал, когда еще вовсю шли боевые действия. Съемки завершились до 9 мая 1945-го. Ленинградский фронт стал местом, где вновь ожили картины Сталинградского сражения. И техника была самая настоящая. И роли врагов исполняли немцы - военнопленные.

Рабочее название фильма "Генерал армии" прокатным не стало. Хотя авторы поставили перед собой задачу рассказать как раз о важности военной стратегии, за которую отвечает, как известно, командный состав. Но смысл великого перелома, конечно, выше.

Мысль снять кино о философии боя, теории победы возникла у режиссера сразу после разгрома вермахта под Москвой. Но реализировать идею получилось только после завершения Сталинградской битвы.

Фильм сразу снимался с прицелом на международную аудиторию. В ней намеренно много упоминаний о Втором фронте, звучат названия европейских стран и есть даже упоминание об африканском театре военных действий.

В действительности, наверное, танки в пустыне все-таки последнее, о чем могли размышлять наши полководцы, когда нужно было думать, как не оказаться сброшенными в реку под натиском врага.

Но философски все определено верно. Освобождая свою землю, наш воин шел к миру во всем мире. И символические образы Реки, Города, Мира - из одного концептуального ряда.

Случайная встреча командующего фронтом с женой. Фото - Яндекс-картинки
Случайная встреча командующего фронтом с женой. Фото - Яндекс-картинки

Внимательный зритель обратит внимание, что даже своего ребенка жена генерала, военный врач, встретившаяся ему на фронтовой дороге, не называет дочкой. Спрашивает: - "Как девочка?" Словно и здесь за личным и маленьким стоит одно общее и большое понятие "Дети". И солдаты наши носят самые народные фамилии Ивановых и Сидоровых. И даже радиопозывной звучит как самый главный символ: - "Победа."

И наличие погон в середине 1942 года тоже из той же продуманной концепции. Европа запомнила своих освободителей - русских красавцев - солдат, молодых лейтенантов, боевых майоров с блестящими звездами победителей на плечах. И разрушать сложившийся образ надо ли было.

"Клятва на берегу Волги", художник Илья  Лукомский. Фото - Яндекс-картинки
"Клятва на берегу Волги", художник Илья Лукомский. Фото - Яндекс-картинки

Картину Эрмлера вообще отличает множество художественных особенностей. В центре киноповествования реальная битва, военное событие высочайшей значимости. О том, что речь идет о Сталинграде 1942-1943 годов не вызывает никакого сомнения. Собственно, само название указывает на тот переломный момент в Великой Отечественной войне, каким и стало историческое сражение.

Художник Е.И. Комаров "За Волгой для нас земли нет", 1946 год. Фото - Яндекс-картинки
Художник Е.И. Комаров "За Волгой для нас земли нет", 1946 год. Фото - Яндекс-картинки

"За Волгой для нас земли нет!" - решающий лозунг тех дней звучит и в картине. Известно, что авторство принадлежит снайперу 62-й армии Василию Зайцеву. Но следуя принципу военно-исторической обобщенности, создатели убрали из слогана и Волгу: - "На том берегу для нас земли нет!" Город и Река - вот и все административно-географические доминанты.

В наши дни правомерность такого решения вызывает определенное сомнение. Тогда, наверное, режиссер и сценарист имели свои доводы. Возможно, одним из них стало отсутствие на тот момент исчерпывающей историко-политической оценки. Многое предстояло еще осмыслить со всех точек зрения. Победная битва-то только-только завершилась.

Начальные кадры кинокартины. Фото - Яндекс-картинки
Начальные кадры кинокартины. Фото - Яндекс-картинки

Но в картине на самом деле все так прозрачно и логично, что проследить ход событий не составляет никакого труда.

Действие фильма начинается в августе 1942 года. Называются конкретные даты и реальные события тех дней.

Как раз 8 августа 1942-го произошла смена командующих фронтом. Без всякого сомнения под собирательным образом генерал-полковника Муравьева кроется и один из прототипов - Андрей Иванович Еременко. Сначала генерал-полковник, сменив Василия Николаевича Гордова, возглавил Юго-Восточное объединение войск, а через два дня произошло и слияние фронтов в один - Сталинградский.

Командующий фронтом генерал-полковник Муравьев и начальник укрепрайона генерал-лейтенант инженерных войск Пантелеев. Фото - Яндекс-картинки
Командующий фронтом генерал-полковник Муравьев и начальник укрепрайона генерал-лейтенант инженерных войск Пантелеев. Фото - Яндекс-картинки

Вот с этого момента и начинается киноповествование. Кирилл Степанович Муравьев прибывает к месту службы, сразу осматривает укрепрайон, заезжает в расположение 21-й армии, которой командует его друг генерал-лейтенант Кривенко. И оставляет своего предшественника генерал-полковника Виноградова начальником штаба фронта.

Но даже при таком точном следовании хронологии искать в образе главного героя Муравьева только Еременко вряд ли оправданно. Как и в Виноградове видеть только опального позднее Гордова смысла нет. Впрочем, как и искать прототипов других героев. Это действительно художественные персонажи, собирательные портреты.

Не в правилах военного кино тех лет показывать конкретные исторические персоналии. Война вовсю шла, герои Сталинградской битвы еще и с фронта не вернулись. Снижает ли такой художественный подход интерес современного зрителя к картине? Вряд ли.

Кадры из фильма. Фото - Яндекс-картинки
Кадры из фильма. Фото - Яндекс-картинки

События развиваются в картине, как и в истории, с катастрофической скоростью. За полтора часа показана битва со всеми ее штабными и окопными перипетиями. Драматургически сюжет завязан по всем правилам художественного действия. Представлены все главные герои, обозначена основная тема. Пик повествования пришелся на прорыв врага в Город.

Немцы оказались в Сталинграде уже 23 августа 42-го. Кровопролитные городские бои длились больше пяти месяцев. Вторжение вермахта на северную окраину Города показано в картине особенно драматично. Засомневался в верности своих действий даже вдумчивый и хладнокровный генерал-полковник Муравьев.

Командующий фронтом генерал-полковник Муравьев в расположении резервных формирований. Фото - Яндекс-картинки
Командующий фронтом генерал-полковник Муравьев в расположении резервных формирований. Фото - Яндекс-картинки

Он уже держал в уме генеральный план Ставки по накоплению резервов вдоль флангов 6-й армии Паулюса ( в картине фон Клаус), но все равно мучился сомнениями. Слишком грозные надвигались события, что-то иногда шло своим путем вопреки ожиданиям.

Да и среди командного состава единства мнений не было. Тот же горячий генерал-лейтенант Кривенко настаивал то на отводе войск за Реку, то на немедленном использовании резервов, то раскаивался в своих ошибках.

В таких условиях командующему фронтом приходилось принимать и крайне жесткие решения. Так, он отстранил от командования 21-й армией своего друга: - "Если генерал Кривенко не верит в возможность удержания города, то пусть лучше не верят генералу Кривенко."

Ранение генерала Кривенко. Фото - Яндекс-картинки
Ранение генерала Кривенко. Фото - Яндекс-картинки

Командование 21-й армией в один из самых тяжелых моментов принимает генерал-лейтенант Пантелеев. Бывалый царский офицер, прошедший Первую мировую войну, ни на минуту не сомневался в возможности отстоять Город.

Мягкий и человечный Иван Анисимович проявлял необыкновенную решительность и твердость в деле: - " Генерал Пантелеев ничего о вокзале не слыхал, - заявил он в ответ на донесение о сдаче важного стратегического объекта. - Когда возьмете его назад, тогда и доложите."

Немецкие трофейные танки использовались на съемках. Фото - Яндекс-картинки
Немецкие трофейные танки использовались на съемках. Фото - Яндекс-картинки

В общем смятении при прорыве немцев в Город он сохранял убежденное спокойствие. Опытный оборонец увидел слабость вермахта в условиях разбитого города, в грудах кирпичей вражеские танки потеряли маневренность. Он дельно растолковал и про набережную с ларечком, вспомнил Крутой овраг, который и помог в удержании позиций.

В фильме совсем не звучит 62-я армия генерала Василия Чуйкова. Она как раз и вела городские бои, удерживала плацдарм на берегу Волги. И за железнодорожный вокзал держалось тоже это легендарное формирование. И территорию от Крутого оврага до вокзала удерживала в действительности 13-я гвардейская дивизия в ее составе.

Ну вот так решили создатели - без личностной конкретики, но в соответствии с событийным ходом сражения.

Генерал-лейтенант инженерных войск Пантелев и генерал-лейтенант Кривенко. Фото - Яндекс-картинки
Генерал-лейтенант инженерных войск Пантелев и генерал-лейтенант Кривенко. Фото - Яндекс-картинки

Генерал Пантелеев один из самых обаятельных образов в картине. Хотя отрицательных персонажей в фильме нет вовсе. Актер Малого театра Александр Зражевский вырисовал тип настоящего окопного военачальника. Бывший царский офицер , обращающийся к подчиненным "голубчик", к равным по званию "батенька", словно воплощение всех лучших человеческих качеств.

Инженер, большой специалист по обороне, постигший опыт еще в Первую мировую. Мыслит быстро, глубоко и верно, действует решительно. При этом по-человечески мягок и по-житейски мудр.

Уютные валенки, в них генерал расхаживает в своем расположении, и домашнее варенье, которым он потчует главнокомандующего, словно завершают образ душевного человека. Он даже чай пьет не из граненого стакана, а из эмалированной кружки с цветочком. Великолепный художественный типаж.

Батальные сцены из фильма. Фото - Яндекс-картинки
Батальные сцены из фильма. Фото - Яндекс-картинки

Кажется, что в этом фильме вообще нет мелочей. Ряд военных событий показывается с хронологической точностью и усиливается художественными эффектами. Действие выстроено логично и динамично, совещания в штабе перемежаются кадрами уличных боев.

Кадр из диафильма на основе картины "Великий перелом". Фото- Яндекс-картинки
Кадр из диафильма на основе картины "Великий перелом". Фото- Яндекс-картинки

Перелом в сражении, переход из оборонительной фазы в наступательную показан как раз со штабного ракурса. Главная мысль фильма все-таки в определении огромной роли верных стратегических решений. За каждым шагом простого бойца на фронте стоит мысль генерала или отсутствие оной.

Тревожная ночь в ожидании наступления немцев, сомнения в правильности своего расчета - все показано драматургически верно. И ликование от успеха.

Тот артиллерийский удар, предзнаменовавший победное наступление под Сталинградом, так и остался в историческом календаре в честь той победы. 19 ноября - День ракетных войск и артиллерии.

Дальнейшие события развивались по восходящей. Хотя до капитуляции Паулюса оставалось еще больше двух месяцев. Самая кровопролитная в истории человечества битва завершилась победой Красной армии. Она изменила ход войны, повлияла на отношение союзников. Недаром все-таки генералы без конца упоминали Второй фронт. А фильм вышел настоящим памятником советскому солдату и полководцу.

Завершается кинокартина капитуляцией врага. Немецкие солдаты в рванье складывают оружие и, перешагивая через падающих, бредут в плен.

Режиссер Фридрих Эрмлер в монтажной мастерской. Фото- Яндекс-картинки
Режиссер Фридрих Эрмлер в монтажной мастерской. Фото- Яндекс-картинки

Прежде Каннского фестиваля фильм был награжден Сталинской премией первой степени. Режиссер Фридрих Эрмлер, сценарист Борис Чирсков, оператор Аркадий Кольцатый, главный художник Николай Суворов, актеры Александр Зражевский и Михаил Державин-старший получили высшую на тот момент творческую награду.

При обсуждении фильма, которое состоялось на киностудии "Ленфильм" 24 ноября 1945 года, Григорий Козинцев сказал: - "Это большая, абсолютно честная и принципиальная работа". А на Каннском фестивале французский историк кино Жорж Садуль назвал картину лучшей работой, выполненной в конце войны. Сценарист Борис Чирсков по мотивам картины написал чуть позже пьесу "Полководцы". Она с успехом шла в Москве и в Ленинграде.

Народ картину не забыл, хотя в кинотеатрах она давно не идет да и на телевизионных экранах не мелькает. Но есть превосходная загрузка в You Tube, где множество благодарных комментариев зрителей со всего постсоветского пространства.

Водитель Минутка - актер Марк Бернес. Фото - Яндекс-картинки
Водитель Минутка - актер Марк Бернес. Фото - Яндекс-картинки

Спасибо, с вами было интересно. Подписывайтесь на канал, возможно, найдете что то полезное и для себя. Приятных просмотров хорошего военного кино!

К прочтению с почтением, автор канала Яна Никитина

Ссылка на другие публикации канала о фильмах-юбилярах здесь: