Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Внеклассное чтение. "Россия в 1839 году" - размышления о многом. ЧАСТЬ XXIV

ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ ЦИКЛА "Россия в 1839 году" - размышления о многом" - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно! Сегодня, я пожалуй, обойдусь вовсе без авторских предуведомлений, ибо некоторые пассажи де Кюстина столь красноречиво вопиют сами за себя, что мне буквально нечего к ним добавить. Авторская монохромная офтальмия к последней трети его путешествия всё усиливается, а отсутствие хотя бы какой-нибудь толики доброжелательности к России ярче и ярче свидетельствует, что наш маркиз попросту... устал. От всего. От впечатлений. От "варварства". От "искусств" в которых "царит дурной вкус" (сдаётся, он вовсе или не знаком с русскими "искусствами", или заранее убежден, что все они прямо списком дурны либо заимствованы). От людей, которые - едва не поголовно - ниже его самого духовно и умственно в разы. От ужасных дорог. Пример? Даже удивительно становится - как вообще до сих пор (чита

ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ ЦИКЛА "Россия в 1839 году" - размышления о многом" - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

Сегодня, я пожалуй, обойдусь вовсе без авторских предуведомлений, ибо некоторые пассажи де Кюстина столь красноречиво вопиют сами за себя, что мне буквально нечего к ним добавить. Авторская монохромная офтальмия к последней трети его путешествия всё усиливается, а отсутствие хотя бы какой-нибудь толики доброжелательности к России ярче и ярче свидетельствует, что наш маркиз попросту... устал. От всего. От впечатлений. От "варварства". От "искусств" в которых "царит дурной вкус" (сдаётся, он вовсе или не знаком с русскими "искусствами", или заранее убежден, что все они прямо списком дурны либо заимствованы). От людей, которые - едва не поголовно - ниже его самого духовно и умственно в разы. От ужасных дорог. Пример?

  • ... Я уже говорил и еще буду говорить в других местах о византийском стиле в живописи, который словно игом гнетет воображение художников, делая из них ремесленников; ограничусь ныне только наблюдениями над материальным устройством жизни… Ни перепаханное поле, ни изрытый ямами луг, ни песчаная колея, ни бездонная прорва грязи, с чахлым редколесьем по бокам, — все это нельзя назвать дорогою; а еще по временам встречается бревенчатая гать, этакий сельский паркет, вдребезги разбивающий повозки вместе с седоками, которые скачут вверх и вниз как на качелях, — столько упругости заключено в этих колодах. Таковы дороги. Обратимся к жилищам. Назовете ли вы трактиром рассадник насекомых, кучу мусора? Меж тем дома, стоящие вдоль этой дороги, ничего иного собою не представляют: из каждой поры их стен сочатся гады; днем вас кусают там мухи, ибо решетчатые ставни почитаются южною роскошью и почти никому не ведомы в сих краях, где перенимают лишь то, что блестит; ночью же… вам уже известно, что за враги подстерегают путешественника, решившегося спать не у себя в экипаже… Хотя пшеница в здешнем климате растет на славу, в селах не знают белого хлеба. Вино в трактирах — обыкновенно белое и именуемое «сотерном» — встречается редко, стоит дорого, а качества дурного; вода почти во всех частях России скверная — можно потерять здоровье, если пить ее, положившись на заверения местных жителей и не обезвреживая ее шипучими порошками. Правда, во всех крупных городах найдете вы сельтерскую воду — изысканное заграничное питье, чем и подтверждается все сказанное выше о скверном качестве местной воды... Что до пейзажей, то в них немного разнообразия; жилища же настолько схожи на вид, что кажется, будто на всю Россию есть только одна деревня и один крестьянский дом. Расстояния тут немереные; правда, русские их сокращают своею манерой путешествовать; из экипажа они выходят лишь по прибытии на место, а все время пути спят, как будто у себя в постели; их удивляет, что нам не по нраву такой способ кочевать во сне, позаимствованный ими от предков-скифов...

Даже удивительно становится - как вообще до сих пор (читай - до 1839 года) может существовать такая Империя - при столь внушительном наборе отрицательных сторон жизни? Как мы французов-то победили? Клопами и "скверной водой"? Про "пейзажи" - и вовсе уж толковать не хочется. Напомню - маркиз сейчас катит в Ярославль, места - кто знает - удивительные. К примеру, раз побывав в Плёсе, я едва ли смогу забыть его. Но разве это аргументы для нашего вояжёра? Ну и, сударь, Бог вам судья!..

-2
То, что предрекали мне в Москве, уже сбывается, а меж тем я едва проделал четверть своего пути. К прибытию в Ярославль ни одна часть моей коляски не осталась в целости; ее будут теперь чинить, но вряд ли она довезет меня до конца пути.

А это, сударь, точно вам ответочка прилетела... очередная. Рискну предположить, что с такими настроениями у вас до самого возвращения в просвещенную Европу ещё не одна такая прилетит. А как же вы хотели? Мысль, сударь, очень даже материальна!

  • Погода стоит осенняя; здесь говорят, что такою она и должна быть об эту пору; за один день всю летнюю жару смыло холодным дождем. Теперь, говорят, жарко уже не будет до будущего года; но я настолько привык к неудобствам летнего зноя — пыли, мухам, комарам, — что мне даже не верится, чтобы одна-единственная гроза могла избавить меня от всех этих напастей… я убежден, что мы еще застанем дни жаркие и душные, ибо на Севере зной бывает не столько резкий, сколько давящий.    Город, куда я прибыл, служит важною перевалочного станцией во внутренней торговле России. Через него Петербург сообщается также и с Персией, Каспийским морем и всею Азией. Здесь протекает Волга — великий и оживленный природный путь, и Ярославль служит национальною столицей водных сообщений, умело налаженных и образующих предмет гордости русских и один из главных источников их благосостояния. К Волге примыкает обширная сеть каналов, составляющих богатство России. Город Ярославль, столица одной из самых примечательных губерний во всей империи, заметен уже издалека, как и предместья Москвы. Подобно всем провинциальным городам в России, он обширен и кажется безлюдным. Обширность его — не столько от многочисленности обитателей и домов, сколько от огромной ширины улиц и площадей и оттого, что здания здесь обычно расположены далеко друг от друга, так что жителей почти и не видать. От края до края империи царит один и тот же архитектурный стиль. Вот вам пример того, насколько ценят сами русские свои псевдоклассические здания.
-3

Сейчас, наверное, пришло время нам обижаться! Или - не стоит? Что уж с него взять-то - с убогого?

  • Да, влияние на вас монголов оказалось долговечнее их владычества!! Неужто вы прогнали завоевателей лишь затем, чтобы следовать их вкусам? Хуля других, не продвинешься далеко ни в искусствах, ни вообще в просвещенности. В наблюдениях своих вы недоброжелательны по недостатку чувства современной красоты. Вам не сравняться со своими образцами, пока вы не перестанете им завидовать. Да, империя ваша огромна; но чем в ней можно восхититься? Не могу же я любоваться колоссом, изваянным обезьяной. На беду ваших художников, в основания обществ, предназначенных просвещать род людской, Бог заложил отнюдь не только повиновение да державную власть... Могу лишь радоваться, что приехал в Россию ненадолго; от более длительного пребывания в этой стране у меня пропало бы мужество, да и желание говорить правду о том, что я здесь вижу и слышу....

За "обезьяну" - спасибо, учтем, непременно-с... А вот с трактовкою вашей, сударь, понятия "мужество" поспорить очень даже возможно прямо сейчас. Уж не уверен, что можно назвать "мужеством" писание злых карикатур спустя несколько лет и в безопасном отдалении от... оригинала. Но совершенно точно - ни к чему путать "мужество" с "мужеложеством". Не знаю, как там во Франции, а в России это понятия диаметрально разного порядка.

Однако, мы несколько отвлеклись от главной цели сегодняшней части путешествия... Впрочем, виною тому - сам автор, беру уважаемого читателя в свидетели!

  • ... Цветные и золоченые главы ярославских церквей, которых здесь немногим меньше, чем домов, видны путнику издалека, как и в Москве, но сам город менее живописен, нежели старая столица империи. Рядом с ним протекает Волга, и со стороны реки город заканчивается высоким, обсаженным деревьями набережным бульваром. Ниже этого широкого бульвара пролегает подъездной путь, спускаясь, от города к реке и пересекая под прямым углом бечевую тропу. Этот необходимый для хозяйственных и торговых нужд путь не прерывает собою набережной, переходящей в красивый мост. Скрытый под прогулочною аллеей, мост этот заметен лишь снизу; в целом получается недурная картина, которая имела бы внушительный вид, будь в ней еще и движение и свет; однако город, несмотря на свое торговое значение, настолько плосок, настолько правильно расчерчен, что кажется вымершим; в нем пусто, печально и тихо; впрочем, другой, сельский берег реки, который виден с набережной, еще более пуст, тих и печален. Я почитаю своим долгом представлять вам воочию все, что вижу сам, — и потому опишу этот пейзаж, рискуя показаться неоригинальным и навеять вам тоску, какую испытываю я сам при его созерцании. Огромная серого цвета река, с берегами крутыми, словно утесы, но песчаными, невысокими, а наверху переходящими в бескрайнюю серую равнину с пятнами сосновых и березовых лесов, — другие деревья на здешней холодной почве не растут; серо-металлическое небо, где сквозь монотонные свинцовые тучи, отражающиеся в жестяного цвета воде, местами проглядывают серебристые полоски, продуваемые ветром и дождем; вот такие холодные и суровые картины ожидали меня в окрестностях Ярославля!.. Впрочем, край этот наилучшим образом возделан, и русские хвалят его как самый богатый, и живописный во всей, империи, за исключением Крыма... Внутреннее устройство русских жилищ весьма разумно; внешний же их вид, а равно общий план городов этой разумности лишены. Разве не высится в Ярославле колонна наподобие петербургской, а напротив нее — несколько зданий с аркой: внизу, подражающих Генеральному штабу в столице? Все это отличается самым дурным вкусом и странно не соответствует строению церквей и колоколен; здания эти словно принадлежат не тому городу, для которого их возводили...
-4

Ну, коли Ярославль с его "дурновкусием" тоже не потрафил нашему гостю (в очередной раз приходится констатировать - ожидаемо!), давайте хоть порадуемся за него, получившего офтальмологический пряник в виде... ярославцев.

  • Чем ближе подъезжаешь ж Ярославлю, тем более поражает красота местных жителей... Я любовался их тонкими лицами и благородными чертами. Повторяю уже в который раз: если не считать женщин калмыцкой расы, горбоносых и скуластых, русские чрезвычайно красивы. Другая свойственная им приятная черта — это мягкий голос; он звучит всегда густо и звонко, без усилия. Русские делают музыкальным язык, который становится грубым и шипящим, когда на нем говорят чужие; мне кажется, это единственный язык в Европе, который в устах людей благовоспитанных нечто теряет. Уху моему приятнее уличный русский говор, чем салонный; на улицах это язык родной, в салонах же и при дворе — свежезаимствованный на стороне и предписанный придворным политикою государя.

Дайте-ка я, маркиз, вновь расплачусь за "обезьяну" вашей же звонкой монетою - тем более, что вы сами тут изрядно... саморазоблачаетесь. Мы уже давно осведомлены о ваших предпочтениях, и даже предполагаем, что впридачу к "тонким лицам" и "узким талиям" русского ямщика "уличный русский говор" возбуждает вас более всего. Только прошу - ведите себя как можно благопристойнее! Не уверен, что РРЪ читают дети (да и что бы им тут делать?), но у нас подобные пристрастия... как бы деликатнее-то?.. не в почете.

  • А пока займемся простонародьем... (Ну?.. Ну?.. Смелее, маркиз! - "РРЪ") Русские крестьянки обыкновенно ходят босыми; мужчины же чаще всего носят нечто вроде башмаков, грубо сплетенных из тростника (Опять этот загадочный "тростник"! Мы ещё помним ваших, маркиз, крестьян в "тростнике" и с "павлиньими перьями" на шляпах на пути из одной столицы в другую! Разве что "мерси боку" не кричали - "РРЪ"); издали обувь эта отчасти походит на античные сандалии. Одеты они в широкие штаны, складки которых, перехваченные у щиколотки повязкой на античный лад, заправлены в башмаки. Такой наряд совершенно напоминает статуи скифов, исполненные римскими ваятелями. Женщин же варварских в их одежде эти художники, кажется, никогда не изображали.
Ещё один пример портрета "варварской женщины" кисти неизвестного художника первой половины XIX века
Ещё один пример портрета "варварской женщины" кисти неизвестного художника первой половины XIX века

"Кажется"?.. Довольно, вы, сударь, сами того не ведая, сумели таки нас позабавить, а потому, еле переводя дух, предлагаю отложить до сентября следующую часть путешествия с вами. Теперь я понимаю, отчего современники так разобиделись на сочинение де Кюстина, а противники и недоброжелатели России до сих пор носятся с "Россией в 1839 году" как с застиранным и проеденным молью штандартом: у первых попросту недостало чувства юмора, с каким только и надобно читать сие сочинение, а вторые, полагаю, лишь... листали его, обводя красным карандашом нужные места и напрочь пропуская спорные или вовсе вздорные. Вот такой "секрет"! Как там незабвенного Бумбараша учили читать "Капитал" Карла Маркса? "Картинки и таблицы пропускаем, в суть пролетарскую вникаем" - примерно в таком духе русофобы и пользуют маркизово сочинение.

А чтобы хоть как-то перебить оставшийся после декюстиновых текстов душок, предлагаю поместить ниже стихотворение 1839 года князя Петра Андреевича Вяземского с удивительным названием "Любить. Молиться. Петь". Смутно знакомое что-то, да? Ах, ну, конечно: была такая заграничная книжоночка в этих нулевых - "Есть, молиться, любить". Кажется, наделала смешного шумишки средь дамочек-миллениалов, даже экранизацию заслужила. Любопытная философия, однако... Занятно, что у нас, у "варваров", на первом месте значится "любить", а у "коллективного запада" там же - процесс телесного насыщения через ротовое отверстие, посредством которого далее последует пункт второй и, не исключено, даже третий. Ну, это так... к слову.

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье
Души, тоскующей в изгнании своем,
Святого таинства земное выраженье,
Предчувствие и скорбь о чем-то неземном,
Преданье темное о том, что было ясным,
И упование того, что будет вновь;
Души, настроенной к созвучию с прекрасным,
Три вечные струны: молитва, песнь, любовь!
Счастлив, кому дано познать отраду вашу,
Кто чашу радости и горькой скорби чашу
Благословлял всегда с любовью и мольбой
И песни внутренней был арфою живой!

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ИЗБРАННОЕ. Сокращённый гид по каналу