Сегодня, когда мы слышим слово "сожительство", чаще всего представляем себе вполне современную пару, решившую жить вместе без официального оформления брака.
Но мало кто догадывается, что в Древнем Риме этот термин имел гораздо более драматичный смысл — с юридическими последствиями, от которых женщины были вынуждены спасаться бегством.
Да-да, настоящим бегством.
Свободной римлянке, проживавшей с мужчиной без официальной церемонии брака, приходилось каждый год на три ночи покидать дом, в котором она жила с ним.
Но зачем?
Сейчас разберёмся подробнее, как именно это работало и чем было вызвано.
Римские законы
Древний Рим был обществом, где на протяжении всей истории доминировала власть мужчины — pater familias, главы семейства. Он имел практически неограниченный контроль над своим домом (domus), включая землю, рабов, детей и даже свою супругу.
Всё это регулировалось правом собственности — dominium, и женщины в этом контексте рассматривались, по сути, как часть хозяйства мужчины.
В Древнем Риме также существовала правовая форма брака под названием usus — буквально "по обычаю", или брачная давность.
Согласно этому римскому праву usus, если женщина проживала с мужчиной в течение одного полного года без перерывов, она автоматически переходила под власть (manus) мужчины — даже если никакой свадьбы или официального оформления союза между ними заключено не было.
Это означало, что женщина становилась частью семьи мужчины и теряла связь со своей настоящей фамилией — вместе с тем теряя любые имущественные и юридические права. Мужчина мог распоряжаться имуществом своей официальной жены по своему усмотрению, а также детьми от предыдущих браков. Более того, он имел право отдать жену или её детей в залог или даже во временное рабство для покрытия долгов.
По сути, женщина становилась объектом его собственности.
Три ночи гарантирующие юридическую независимость
Но римские законы предусматривали и возможность для женщин живших со своими мужчинами, но не желающих становиться в подобных отношениях законными женами (и терять власть над своим имуществом, детьми или потенциальным наследством) выход — весьма своеобразной форме.
Согласно Законам Двенадцати таблиц, женщине, желающей избежать автоматического признания брака по праву usus, достаточно было покинуть дом мужчины (с которым она жила) хотя бы на три нoчи в году.
Это действие называлось термином trinoctium abesse — "отсутствие в течение трёх ночей". Такой символический разрыв совместного проживания прерывал юридическую "давность", и, следовательно, союз мужчины и женщины не признавался действительным браком с точки зрения закона.
Женщина сохраняла юридическую связь со своей родной семьёй, статус свободной гражданки, и имела права распоряжаться своим имуществом самостоятельно.
Интересно, что об этой необходимости знали не только сами пары, но и их семьи, соседи, даже местные власти — всё происходило на виду. Женщина, уходящая из дома своего мужчины на несколько дней, совершала своего рода публичный жест, демонстрирующий всем: "Мы не семья. Он не имеет надо мной власти."
Упадок архаичных форм брака
С течением времени римское общество, особенно в период поздней Республики и Ранней Империи, начало меняться. Женщины стали получать больше юридических прав, а традиционная форма брака usus постепенно теряла актуальность. На смену ей пришли другие формы союзов, такие как confarreatio (религиозный брак) и coemptio (фиктивная купля-продажа жены), хотя и они со временем стали редкостью.
Женщины получили право на развод, возможность сохранять опеку над детьми от предыдущих браков и защищать свои имущественные интересы. Особенно в элитарных кругах Рима женщины стали активнее защищать свою самостоятельность, участвовать в делах, управлять собственными землями и состоянием.
К III веку нашей эры прежние брачные формы стали скорее исторической архаикой, чем нормой. А традиция уходить из дома на три ночи ушла в прошлое — как напоминание о тех временах, когда для сохранения свободы женщине приходилось пользоваться правовыми лазейками и притворяться, что она "не совсем замужем".
Сегодня кажется странным, что женщина могла потерять свободу просто из-за года совместного проживания. Но именно так работала правовая машина Древнего Рима. И если вы думаете, что юридическая грамотность не играет большой роли — вспомните этих римлянок. Они знали закон. И они знали, как его обойти.