Не экономьте на этом ключе! Как я чуть не наскрëб проблем со шкворнями на своем УАЗ Патриот и какой вывод сделал
Держу в хозяйстве УАЗ Патриот пикап уже больше десяти лет. Пробег — под 180 тысяч. Машина что надо: работу работает, грязь рвёт, но и отношение к себе требует особого. Внимание любит немилосердно! Сегодня хочу поговорить об одной из самых важных и «чувствительных» тем для владельца Патрика — о сферических шкворнях (так называемых "на ЛИНЗАХ"). А если точнее — о том, какой специнструмент нужен для их регулировки и почему на нём нельзя экономить.
Что такое шкворень и зачем его «тянуть»?
Для начала кратко о главном. Сферические шкворни (в народе — «линзы») — это основа передней подвески УАЗ Патриот. Это не просто болт, а стержень с полусферической головкой, который образует шарнир, соединяющий поворотный кулак и шаровую опору. Именно он позволяет вам крутить руль и ехать в нужном направлении.
Со временем из-за нагрузок и выработки вкладыша в этом узле появляется люфт. Он отдаётся в руль неприятным стуком и ухудшает управляемость. Лечится это регулировкой — подтяжкой специальной разрезной гайки, которая фиксирует шкворень в поворотном кулаке. И вот здесь начинается самое интересное.
Главный герой истории — шкворневой ключ.
Для затяжки этой самой гайки нужен особый ключ. Не свечной, не торцевой, а специальный — трубка с двумя усиками-штифтами, которые вставляются в пазы на гайке.
Когда я только купил свой УАЗ и пришло время впервые подтянуть шкворни, я столкнулся с проблемой: в комплекте ключа не было. В магазине глаза разбежались: были варианты и за 100 рублей, и за 500, и даже за 700. Рука потянулась к самому дешёвому. «Да чё там, железка как железка», — подумал я. Ошибка, которую я запомнил надолго!
Роковая ошибка экономии.
Итак, я подъезжаю к яме, откручиваю наружную гайку, снимаю упорую шайбу, вставляю ключ-сотку в пазы гайки и начинаю тянуть. И в какой-то момент ключ внезапно срывается! Хорошо, что руки не покалечил! - счастливая удача...
Смотрю на ключ — а у него оба усика, которые должны держать нагрузку, просто загнулись и свернулись. Будто сделаны из алюминия. Заглядываю на саму гайку — а её пазы тоже частично «закатаны» этим дешёвым ключом. Гайка из мягкого металла, без термообработки, и теперь нормально затянуть её стало практически невозможно.
Пришлось лезть в интернет, читать форумы. И все, как один, твердили: берите только дорогие, калёные ключи! Экономия на 600 рублей могла обернуться тысячными затратами на ремонт кулака, если бы гайку не удалось открутить.
Правильное решение.
Я купил новый, хороший ключ за свои 700 рублей. Разница была видна невооружённым глазом: толще металл, массивнее, а штифты не гнулись от усилия пальцев. Пришлось покупать и новую разрезную гайку (благо, открутил старую без проблем - т.к. в сторону откручивания еë не закатало). И уже с качественным инструментом всё встало на свои места: затяжка прошла чётко, без срывов и нервов.
Выводы и рекомендации бывалого.
Инструмент решает. На шкворневом ключе НЕЛЬЗЯ экономить. Покупайте самый дорогой и качественный из доступных. Ищите варианты из закалённой стали. Сэкономленные 500-600 рублей — это ничто по сравнению с ценой нового поворотного кулака или ремонтом после сорванной гайки.
Осмотрите гайку. Если вы ранее пытались тянуть шкворня дешёвым ключом, обязательно проверьте состояние пазов на разрезной гайке. Если они повреждены — гайку лучше сразу заменить.
Правильный момент. Затягивать нужно с правильным усилием, чтобы не перетянуть и не зажать шкворень. Он должен проворачиваться без люфта, но и без заеданий.
Мой горький опыт — вам в пользу. Не повторяйте моих ошибок. Качественный ключ — это не расходник, а инвестиция в долгую и беспроблемную жизнь вашего «Патрика».
А чтобы увидеть весь процесс регулировки шкворней воочию - от диагностики люфта в шкворнях, усилия правильной затяжки той самой гайки до выбора шкворней, вкладышей и ключей и периодичности регулировки — смотрите подробное видео по ссылке ниже ⬇️. Там вся суть и никакой воды!
Все мои видео по ремонту и замене шкворней на линзах УАЗ патриот смотрите в ЭТОЙ подборке ⬇️:
Все мои видео по ремонту УАЗ патриот смотрите в ЭТОЙ подборке ⬇️:
Все мои видео по ЭКСПЛУАТАЦИИ УАЗ патриот с ГБО смотрите в ЭТОЙ подборке ⬇️:
Крепких вам шкворней и уверенной дороги! А на чём вы экономить не советуете? Делитесь в комментариях своим опытом.
Подписывайтесь на мои каналы: Master ЗИЛ & УАЗ по уму на:
Rutube:
https://rutube.ru/channel/21429871/
Телеграмм:
https://t.me/zil_131manipuljator
You Tube: