Я хочу поделиться с вами озарением. Хотя причиной его банальна - очередной сериал от HBO. Сериал, без сомнения, хороший. Посмотрели его с женой запоем за два дня.
На него хорошие обзоры. Собственно из них я и узнал о нём, поскольку супергероика меня всё больше расстраивает. И я не особо слежу за новинками. Но тут его так расхваливали, что я не удержался.
Не удержался и не пожалел. И смог увидеть то, что пропустили обзорщики. То, чего я никогда не видел ни в одном произведении кино или литературы. И вот этим я хочу поделиться со своим читателем.
Скажу сразу - я не буду раскрывать детали сюжета. Просто мои слова, сами по себе, не смогут раскрыть той глубины ощущений. Хотя... и рекомендовать к просмотру этот сериал я тоже не могу. Странно было бы толкать других в ту волчью яму с занозистыми кольями, в которую угодил сам.
Лучше - просто предупредить, что такая яма есть. Что в культуре их будет становиться всё больше. И... в общественных отношениях этот приём, эта ловушка, эта яма существует очень и очень давно. И активно используется прямо сейчас!
Ну а теперь, когда я нагнал таинственности, можно перейти к делу.
"Мне было видение мира без Бэтмена..." Джокер
Кто интересуется - знает, что супергероика, как жанр, переживает глубокий кризис перепроизводства. Снято и написано уже так много, что зритель потерял интерес.
Ну не хочется видеть, как очередной болван с суперсилами спасает мир от ещё большего болвана. Попытка внести в происходящее психологизм, повестку, социальные проблемы и политические игры - сделали только хуже. Жанр перегрузился, стал ещё большее скучным и отталкивающим.
Бэтмен 2022 года, который смог собрать кассу вызвал огромный поток критики. При том, что был самым психологичным и реалистичным произведением жанра. Где Бэтмен представал тем, кем он и является - глубоко несчастным, травмированным и затравленным в самом себе психопатом.
И тут авторы выдают невероятный, гениальный драматический приём. Который, уверен, обеспечит следующему фильму о Бэтмене дикую кассу. Не смотря на кризис жанра. Не смотря на то, что персонажу уже 80 лет и он давно пережил свою историю.
Как же они это сделали?
Они сняли сериал-сиквел. Причём сиквел об антагонисте. О том, с кем Бэтмен будет бороться и кого побеждать.
Это большая проблема суперзлодеев. Они плоские. Они вычурные. Они больше не цепляют. Это пытались изменить повышая степень угрозы.
Этот - просто злодей и хочет править преступным миром и диктовать свои условия. Этот - хочет уничтожить весь город. Это хочет уничтожить весь мир. Это хочет убить половину всех живых существ во Вселенной. А вот это хочет ещё и уничтожить всю Вселенную.
Масштаб повышался, но не вызывал сопереживания. Зрители всё более уныло наблюдали, как один ряженный бьёт другого ряженного, ради цели на которую нам плевать. Мы следили за крутостью героев и эпичностью злодеев и становился всё скучнее и скучнее.
И тут HBO делает злодея протагонистом. Причём обычного комиксовского злодея - опасного, но жалкого. Хитрого, но тупого. Отталкивающего своей мерзостью. Протагонистом.
Причём в сериале смогли раскрыть его. Постепенно. Искушая ему сопереживать. Болеть за него. Всё больше понимая насколько это мерзкая натура.
И, конечно, у протагониста всё должно, в итоге, получиться. Это закон жанра (Мартин, отстань!), который не преступить. Но в результате...
Нет, понимаете, те же создали "Игры Престолов" тоже пытались с этим играть. Сошедшая с ума "мать драконов" - тому пример. Но пример грубый и глупый. Просто персонаж, который всё время вёл себя адекватно, вдруг стал вести себя, как кровавый идиот.
Это не работает!
А вот у создателей "Пингвина" получилось связать сюжет. Ты понимаешь, что с самого начала сопереживал конченной твари. В которой, буквально, нет ничего хорошего. Все намёки на хорошее авторы методично уничтожают прямо у тебя на глазах.
Мерзейшее ощущение, что тебе нагадили в душу. Обычно, у авторов это не проходит. Тот, кто позволил себе сотворить с читателями такое - по всем канонам художественных произведений теряет аудиторию.
Но здесь... Здесь есть герой! Есть Бэтмен. И ты, вдруг, осознаёшь, что искренне хочешь, чтобы он наказал Пингвина. Наказал не потому, что Пингвин какой-то опасный злодей. Не потому, что он угрожает миру или является дурным примером.
Нет! Ты хочешь этого потому, что сценаристы нагадили тебе в душу. Они создали спрос на своё предложение. Они использовали старый, как мир, принцип.
Хочешь сделать человеку хорошо - сделай ему плохо, а потом, как было.
При том все отлично понимают, буквально видят, кто именно сделал плохо. Но это не удержит людей от похода в кино и на кино-сервисы. Посмотревшие "Пингвина" захотят пойти на следующего "Бэтмена". А то и пересмотреть предыдущего.
Поскольку сценаристы поняли, что злодей - должен быть не ужасен и масштабен в рамках выдуманной вселенной. Он должен сидеть занозой в душе зрителя. Чтобы от него захотели избавиться.
И стал нужен герой. Стал нужен этот плоский сюжет.
Который, если честно, годится только для мультиков и только там органичен. Лучший супергеройский проект последних лет - мультсериал "Неуязвимый". Где не показывают даже женскую грудь, хотя рейтинг 18+. Поскольку это дешевая, простая, детская история. И работает! Работает именно, как детская история.
И поскольку снимать что-то для взрослых - страшно, сложно, дорого и никто не умеет. Ну ладно - не умеют конкретные очень большие и кассовые студии. Которые заняли монопольное положение. Приходится возрождать крайне гадкими методами супергероику. Создавать на неё спрос.
И теперь возвращаемся в реальность...
Подумайте, как мы все уже 30 лет играем за либеральный мир. Как мы видим его "протагонистом" исторических процессов. Свобода рынков, свобода слова, свобода перемещения. Свобода обогащения.
И как нам постепенно раскрывают его мерзости. Особенно в предыдущие годы. И не только в России - в США этот разгул самой забавной человеческой "пены" проявился гораздо сильнее.
Почему его сделали таким мерзким?!
Всё просто. Оказалось, что поддерживать этот свободный мир - дорого! Его вообще придумали, как тактический способ борьбы с СССР. Абсолютно тактический - свобода и изобилие. Только свобода искусно ограниченная, а изобилие взятое грабежом.
Причем грабежом не только из развивающихся стран, а грабежом из будущего. Поскольку взятый кредит (на чём и держится либеральная экономика) - это грабёж собственного будущего.
Технически, кредит нужен ТОЛЬКО бизнесу. Только когда есть план создать намного больше, чем ты взял. И то - для бизнеса это дикий риск. Потребителю кредит не нужен - он просто переваривает возможности этого самого потребителя. Это средство уничтожения. И многие века был таковым.
И вот это был чисто тактический ход. Нужно было показать красивую картинку. А сейчас картинка показана, цели достигнуты, но мир не может жить так дальше.
По хорошему, как с кино, книгами и драматургией - нужно делать что-то новое. Что-то сложное. Что-то, принципиально, другое. Но... все заинтересованные лица этого не могут.
Потому действие идёт на упрощение. На возвращение интереса к прежним паттернам - сильная власть, ограничения свобод, добрые цари и светлые лидеры.
Нас активно пытаются вернуть в первую половину 20-ого века!
А потому нужно возненавидеть прежний порядок. Сделать его таким мерзким, чтобы мы сами приветствовали "героя", который всех спасёт.
И не важно, что условный Бэтмен занят исключительным бредом. Что миллиардер способен исправить жизнь условного Готэма сидя в кресле и распоряжаясь деньгами и властью. И что избивая очередных "аутсайдеров" он никак не помогает законности, а только мешает. А деньги и власть употребляет для того, чтобы сохранять этот мерзкий порядок.
Важно - чтобы мы захотели видеть этого героя. Захотели его прихода. Жёстких мер. "Спасения мира". Потому, что нам нагадили в душу. Главное не заметить, что те, кто пришли нас спасать - те же люди, что до этого нагадили нам в душу.
Какой выход вижу я?
Возможно, утопический. Отказ от веры. Отказ от эскапизма. Жёсткий рационализм. Сделать себя нечувствительным ко всем стимулам, которыми насаждался этот порядок.
Истреблять бред везде, куда дотянутся руки. Лишить себя "болеутоляющего".
Объединяться не на основании комфорта, а на основании объективных интересов. И навсегда отказаться от чуда.
Это страшно и больно. Намного менее страшно и больно, чем рисует наше воображение, но всё-таки.
И это шанс на будущее.
Поскольку... ну не получится у них. Не получится всё повернуть назад, не получится снова прожить 20-ый век. Не получится снова сделать супергероику актуальной.
Но перед тем, как это окажется ясно - все возможные ресурсы будут употреблены и исчерпаны. А все "искушённые иллюзией" и пополнившие собой сюжет - будут превращены в ресурс и сожжены.
В бесплодной попытке "спасти мир".
P.S. Продолжает работу мой ТГ-канал НЕдуховный наставник. Там я делюсь тем, что по формату или содержанию не подходит для Дзена.
Мои статьи на ту же тему:
Дэд Пулл и Россомаха. О фильме, который характеризует кризис жанра.
Проблема любителя супергероики. О том, что очень сильно подрывает творческие способности.
Эмуляция психоза. О том, как современные методы постепенно выжигают в нас те самые "кнопки" для манипуляции.