Ремонт КПП ЗИЛ-130 не снимая с машины: Личный опыт и пошаговая инструкция.
Всем привет! Вся моя жизнь так или иначе связана с ЗИЛами. Лихие 90-е, начало карьеры водителя — всё это прошло за баранкой легендарного «131-го». И сейчас наша семья живет этими машинами: у нас аж три ЗИЛ-131 с разными двигателями и, что важно для этой истории, с разными коробками передач.
Эти машинки — настоящие кормильцы. Работают без устали. И я на собственном опыте убедился, что родная зиловская КПП — это образец надежности. Но ничто не вечно. Пробег перевалил за 200 тысяч км, и на одном из бортовиков с КМУ начались проблемы:
Треск при включении передач.
Появился посторонний шум, дребезжание на ходу.
И самое опасное — на принудительном холостом ходу (например, при торможении двигателем на крутом спуске) вылетала третья передача в нейтраль. Ситуация неприятная и чревата последствиями.
Решил не тянуть с ремонтом. И сегодня расскажу главный лайфхак: как разобрать коробку ЗИЛ-130 прямо на машине, не снимая ее. Сразу скажу: по опыту моего отца и моему, 90% неисправностей можно устранить именно так. Не снимая, нельзя достать только промежуточный вал, и снять первичный, но они редко выходят из строя.
Подготовка к разборке КПП на месте.
Первым делом загнали машину на ровную площадку в гараж, поставили на ручник и подложили колодки под колеса. Обязательно дайте маслу в КПП стечь в поддон — так будет меньше течи при вскрытии.
Что делаем:
Откручиваем кардан, идущий от КПП к раздаточной коробке.
Снимаем фланец хвостовика и сальниковую крышку.
Демонтируем рычаг КПП (кулису). Важный момент: перед этим нужно выкрутить или хотя бы ослабить пробку фиксатора заднего хода, иначе кулису не снять (рожковым ключем на 30).
Убеждаемся, что все ползуны стоят в нейтральном положении.
Откручиваем и снимаем крышку ползунов. Это довольно просто.
Вот мы и добрались до «внутренностей». Наша главная задача на этом этапе — аккуратно извлечь вторичный вал. Вот здесь начинается самое интересное.
Как вытащить вторичный вал (пошагово):
Это операция требует сноровки, но вполне выполнима.
Смещаем шестерню первой передачи в сторону двигателя так далеко, как только можно.
Берем длинную выколотку и аккуратно выбиваем подшипник вторичного вала с внутренней стороны коробки. Главное — придержать его, чтобы не упал на пол. Достаем и убираем.
Смещаем весь вторичный вал назад, чтобы вывести его из зацепления с первичным валом.
Достаем игольчатый подшипник из первичного вала.
Приподнимаем передний конец вторичного вала и снимаем синхронизатор 4-5 передачи.
Подаем немного вперед шестерню 1-й передачи и еще сильнее задираем вторичный вал.
А теперь — главный нюанс, с которым столкнулся я.
Внимание, лайфхак! Если у вашего ЗИЛа кабина стоит на увеличенных подушках, вал выйдет без проблем. Но если подушки стандартные (как у меня), то места немногоне хватает.
Решение: аккуратно подрезать болгаркой полик. (накройте ветошью коробку). Небольшой пропил болгаркой— и вал выходит свободно! После этого достаем его и кладем на верстак для диагностики и ремонта.
Как это выглядит вживую, со всеми деталями и углами, смотрите в ЭТОМ видео ⬇️:
Что было дальше? Диагностика и замена синхронизаторов.
Достал вал — половина дела сделана. Дальше началась диагностика. В моем случае виновником оказались изношенные синхронизаторы, из-за чего скорости плохо включались и вылетали.
Также проверил:
Блокировочные кольца;
Состояние зубьев шестерен;
Посадочные места под подшипники и синхронизаторы.
Подробный разбор диагностики и самого процесса замены синхронизаторов — это тема для отдельной большой статьи. Если интересно, весь процесс я подробно показал ЗДЕСЬ ⬇️:
Сборка — дело тонкое
Собираем всё в обратной последовательности, но есть свои нюансы: правильная установка стопорных колец, регулировка, момент затяжки гаек. Ошибка может привести к новому ремонту.
Полную и подробную сборку КПП ЗИЛ-130 без снятия смотрите в этом видео ⬇️:
Полное и подробное видео по ремонту КПП ЗИЛ-130 без снятия смотрите в этом видео ⬇️:
Какое масло залиааю в коробку передач ЗИЛ-131 и уровень, смотрите ЗДЕСЬ ⬇️:
Все мои видео по ремонту ЗИЛ-131 смотрите в ЭТОЙ подборке ⬇️:
Все мои видео по ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗИЛ-131 смотрите в ЭТОЙ подборке ⬇️:
Итог: После замены синхронизатора и сборки коробка завелась, заработала как новенькая. Передачи включаются четко, без треска, а главное — предательская нейтраль на спуске больше не появляется.
Не бойтесь лезть в ремонт сами. ЗИЛ-130 — простая и продуманная машина. При грамотном подходе大部分 (большую часть) работ можно сделать самостоятельно, даже не снимая агрегаты.
Подписывайтесь на мои каналы: Master ЗИЛ & УАЗ по уму на:
Rutube:
https://rutube.ru/channel/21429871/
Телеграмм:
https://t.me/zil_131manipuljator
You Tube:
https://m.youtube.com/channel/UCJC1GmgJHOGxz-EEpoWrm_A
Делитесь в комментариях своим опытом! Сталкивались ли с подобной проблемой? Как ремонтировали свою коробку?