Найти в Дзене
Друг Истории

Уход белых из Новороссийска. Спасение Дроздовцев в гражданской войне. 1920

Новороссийская эвакуация марта 1920г. - чёрная страница белого движения, приобретшая трагедийных характер из-за разброда и шатания в донских и кубанских казачьих частях. Костяк Вооруженных сил Юга России – Добровольческий корпус отступал с Дона на Кубань в относительном порядке, но в общей сумятице и он понес большие небоевые и несанитарные потери. Беду мы видим на примере доблестной Дроздовской дивизии, чей 3-й полк остался большей частью на берегу. Продолжение ранее см. Новороссийская трагедия Белых. Спасение батальона дроздовцев. Остальные остались на берегу. 1920 Когда командир Добровольческого корпуса ген. Кутепов утром 14/27 марта на миноносце Пылкий рванул к восточному молу за отставшими частями, он не знал, что полк без третьего батальона уже ушел ночью пешком на Туапсе. Командир 3-го полка В.В.Манштейн потерял надежду погрузить полк и решил пробиваться по берегу. Потерявшая связь с полком часть 3-го дроздовского батальона сумела пробиться утром на французскую канонерку или ми
Оглавление

Новороссийская эвакуация марта 1920г. - чёрная страница белого движения, приобретшая трагедийных характер из-за разброда и шатания в донских и кубанских казачьих частях. Костяк Вооруженных сил Юга России – Добровольческий корпус отступал с Дона на Кубань в относительном порядке, но в общей сумятице и он понес большие небоевые и несанитарные потери. Беду мы видим на примере доблестной Дроздовской дивизии, чей 3-й полк остался большей частью на берегу.

Обложка книги "Белые лебеди" А.Туркула. Гражданская война
Обложка книги "Белые лебеди" А.Туркула. Гражданская война

Продолжение ранее см. Новороссийская трагедия Белых. Спасение батальона дроздовцев. Остальные остались на берегу. 1920

Судьба третьего Дроздовского полка

Когда командир Добровольческого корпуса ген. Кутепов утром 14/27 марта на миноносце Пылкий рванул к восточному молу за отставшими частями, он не знал, что полк без третьего батальона уже ушел ночью пешком на Туапсе. Командир 3-го полка В.В.Манштейн потерял надежду погрузить полк и решил пробиваться по берегу. Потерявшая связь с полком часть 3-го дроздовского батальона сумела пробиться утром на французскую канонерку или миноносец. Из ушедших же на Туапсе, до Крыма добрался тогда только командир полка и пять офицеров. Современные красные злорадствуют, вот какой герой, бросил полк! Что ж, продолжаем читать воспоминания штабс-капитана Ф.Бурцева, адъютанта 3-го батальона 3 полка. (Рукопись обнаружена и разобрана мной в ГА РФ).

Эскадренный миноносец Пылкий. Черноморский флот. По словам Туркула, в ночь на 14 марта Пылкий забрал с причала офицерскую роту 2 Дроздовского полка и отдельных людей 3-го полка
Эскадренный миноносец Пылкий. Черноморский флот. По словам Туркула, в ночь на 14 марта Пылкий забрал с причала офицерскую роту 2 Дроздовского полка и отдельных людей 3-го полка

“Генерал (тогда ещё полковник – О.Д.) Манштейн совершенно не знал, что 3-й батальон и конная разведка полка спаслись и находятся в Феодосии и был уверен, что они остались в Новороссийске и погибли. Он был уверен, что от всего полка остались только лишь он сам с 5 офицерами, прибывшими с ним в Феодосию.. Настроение ген. Манштейна, вполне понятно, было ужасно подавленное и очень опасное, он был близок к самоубийству. Вполне понятна его радость, когда он узнал, что его третий батальон и конная разведка спасены и находятся здесь, в Феодосии. Ген. Манштейн повеселел и немедленно приехал в Батальон. С какой радостью и сердечностью он благодарил командира 3-ого батальона подпоручика Карпина за сохранение людей своего батальона и людей конной разведки.

Правда, не весь 3-й батальон и не вся конная разведка были погружены на миноносец. Много людей осталось в Новороссийске. Кроме того, и 3-й батальон, и конная разведка очень поредели в боях и, поэтому, при проходе в Новороссийск были очень слабого состава. Так что в Феодосию нас прибыло всего не более 200 человек, но в большинстве это были старые боевые Дроздовские офицеры и добровольцы и могли легко послужить кадром и кадром первоклассным для образования нового 3-ого Дроздовского полка.

Командир 3го  Дроздовского полка В.В.Манштейн (1894-1928)
Командир 3го Дроздовского полка В.В.Манштейн (1894-1928)

Как же случилось, что ген. Манштейн спасся лишь сам с 5 офицерами полка, а полк сам остался на берегу, где-то около Геленджика? По словам ген. Манштейна и офицеров, спасшихся с ним, когда полк ночью 13 марта двинулся в Туапсе и отошел уже далеко от Новороссийска, он увидел недалеко от берега крейсирующую союзническую эскадру. С полком оказался случайно офицер, знающий морскую сигнализацию. Этот офицер с помощью импровизированных флажков вступил в переговоры с эскадрой. Большого толку от этих переговоров не вышло, но всё-таки они достигли того, что с одного судна была послана к берегу моторная лодка. Так как команда этой лодки не говорила по-русски, то она взяла ген. Манштейна и 5 офицеров (больше в лодку людей не вошло) и повезла их на флагманский союзнический корабль. Здесь ген. Манштейн пытался уговорить командира судов погрузить полк, но получил отказ с ссылкой на то, что у берега нет никакой пристани и что грузить шлюпками с берега опасно, ибо это займет много времени и большевики могут расстрелять не только русских, но и команды шлюпок, а шлюпки захватить. Обратно отвезти его на берег к полку тоже отказались, так что против своей личной воли командир полка оказался в плену у эскадры и был привезён в Феодосию, а полк остался на берегу, у Геленджика, и без командира полка.

Эвакуация в Новороссийске, март 1920. Вдали видны танки на платформах. Архив генерала Деникина
Эвакуация в Новороссийске, март 1920. Вдали видны танки на платформах. Архив генерала Деникина

Позже, в Крыму, командир пешей разведки, оставшийся на берегу с полком, подпоручик Кахновский тоже перебежал к нам обратно в полк и сообщил. Что когда ген. Манштейн не вернулся с судна на берег и эскадра ушла в море, то полк хотел сам двигаться на Туапсе, но вскоре узнал, что Туапсе уже занято большевиками. Видя, что отступать больше некуда, люди полка ушли в горы, а потом разбрелись по кубанским лесам и станицам. Сам подпоручик Кахновский тоже скрывался некоторое время в Кубанских станицах. Потом, когда из советских газет узнал о нашем наступлении и выходе за Перекоп, пробрался к Перекопу и здесь в одном селении в районе села Михайловского спрятался у одного крестьянина, который выдавал его за своего работника. Когда это село было занято нашей дивизией (летом 1920г.), он явился обратно в полк.

Интересно, что по словам перебежавшего [отставшего в Новороссийске] командира 12 роты [3 батальона] и начальника пешей разведки полка [Кахновского], не только не было случаев выдачи населением большевикам наших людей, в том числе и наших офицеров, но, наоборот, население всевозможным способом их скрывало и им помогало. Хотя в нашем полку (также как и в остальных полках) было очень много и пленных красноармейцев, не только не было случая с их стороны (после неудачи погрузиться) попыток произвести насилия над оставшимися офицерами, но даже не было произведено с их стороны попыток выдачи этих офицеров большевикам. Даже наоборот, они старались давать советы офицерам, как лучше скрыться от большевиков, ибо последних лучше знали. Это доказывает, что борьба с нами не была популярна в народных массах, а только лишь среди большевистской верхушки и широкой ненависти эти массы (не только ненависти “классовой”) к нам не питало совершенно.

Дивизионный священник о.Федор Каракулин

Каракулин Феодор Васильевич(1890-9 мая 1937).  С 8 февр. 1918 г. - по ноябрь 1920 г. - священник вначале 2-го, позднее 3-го Офицерского стрелк. генерала Дроздовского полка Добровольческой Армии вооружённых сил Юга России -так значится  в статье про него. Бурцев утверждает, что Каракулин в 1920г. был дивизионным священником
Каракулин Феодор Васильевич(1890-9 мая 1937). С 8 февр. 1918 г. - по ноябрь 1920 г. - священник вначале 2-го, позднее 3-го Офицерского стрелк. генерала Дроздовского полка Добровольческой Армии вооружённых сил Юга России -так значится в статье про него. Бурцев утверждает, что Каракулин в 1920г. был дивизионным священником

С третьим батальоном и конной разведкой полка спасся также и священник Дроздовской дивизии отец Феодор Каракулин и приехал с нами из Новороссийска в Феодосию. О. Феодор каким-то образом оказался не со штабом дивизии, а с нашей конной разведкой, с которой и пришёл на мол. Но здесь, по своему обыкновению, держал себя в стороне и при посадке чинов разведки на баржу старался уступить место им и, вероятно, остался бы на моле в Новороссийске и погиб бы. И только тогда, когда солдаты и офицеры разведки начали на него кричать “батюшка, прыгайте и вы на баржу – Вас большевики расстреляют,” он подобрал рясу и прыгнул в баржу. О.Феодор Каракулин был ещё молодой священник, но уже вдовец. Он пришёл с отрядом полковника Дроздовского с Румынского фронта и всю гражданскую войну провёл с Дроздовцами. Он был чрезвычайно скромным человеком. Но в высшей степени религиозным и симпатичным священнослужителем, настоящим пастырем Христовым и пользовался большой любовью среди всех чинов дивизии, и офицеров, и солдат. Дроздовцам он остался верен до конца своей жизни. Пережив с ними все радости и невзгоды в гражданской войне, он уехал с остатками дивизии из Галлиполи в Болгарию, а с Болгарии с большой группой Дроздовцев во Францию, где в одном небольшом городке на севере Франции, где скопились дроздовцы, был священником эмигрантского прихода. Там он и умер несколько лишь месяцев тому назад. Отец Феодор Каракулин являлся типом священнослужителя, достойным памяти и подражания. Вечная ему память!”

Дроздовцы в Болгарии, 1922г. В одном источнике утверждается, что Третий слева во втором ряду – полковник А.К. Фридман, правее от него – генерал-майор В.Г. Харжевский, полковой священник Федор Каракулин (не очень похож на фото выше о.Федор) и полковник Н.Н. Колосовский.
Дроздовцы в Болгарии, 1922г. В одном источнике утверждается, что Третий слева во втором ряду – полковник А.К. Фридман, правее от него – генерал-майор В.Г. Харжевский, полковой священник Федор Каракулин (не очень похож на фото выше о.Федор) и полковник Н.Н. Колосовский.

Судьба всей Дроздовской дивизии

Основная часть Дроздовской дивизии (1 и 2 полки) садилась в Новороссийске на транспорт “Екатеринодар”. Вот выписки из дневника её начдива Витковского (ист. в ГА РФ): “13 марта [Дроздовская Дивизия] В пути к Новороссийску. В 6 ч выступили и Штадив к 10ч. прибыл к Новороссийску. Кошмарная картина грабежа складов, имущества и безудержного движения лавины Донцов, заполонившей весь город. Свидание с Комкор [ом Кутовым]. Приказание немедленно грузиться на транспорт “Екатеринодар”, отведенный также для Алексеевской дивизии и бригады 52 дивизии. Грузиться без лошадей, орудий и обоза. К 13ч. подход головы колонны 1-го полка и к 15ч. 2-го полка. Невозможность вместить всех на “Екатеринодар”. Приказал не принимать Алексеевскую дивизию и бриг. 52-й дивизии. Переполнение "Екатеринодара". Подход 3-го полка. Командирование Командира 1 полка [Туркула] и наштадива к комкору с докладом. Предоставление миноносцев. Сильнейшее впечатление на всех - хаос и бросание оружия, лошадей и всего ценного имуществ. Взрывы и пожары в Новороссийске. 14 марта В 4 ч. “Екатеринодар” отбыл из Новороссийск. Сплошной ужас от тесноты, отсутствия воды и продовольствия. Страдания людей. 15 марта В 4 ч. прибыли в Феодосию.

Погрузка (или  выгрузка?) английского танка на транспорт Екатеринодар в Новороссийске. Архив генерала Деникина
Погрузка (или выгрузка?) английского танка на транспорт Екатеринодар в Новороссийске. Архив генерала Деникина

В воспоминаниях для заключения передаем эстафету капитану П.М.Трофимову из 1-го Дроздовского полка. - "После кошмарных дней Новороссийской эвакуации, главные части дивизии прибыли на до нельзя перегруженном транспорте “Екатеринодар” в Феодосию в 9 часов утра 15 марта. Части, отдельные люди 3 стр. полка, грузившиеся в самых тяжелых условиях, прибывали партиями на французском миноносце, миноносце Пылкий и транспорте Колыма. К вечеру все перегрузились на транспорт Рион, и простояв 16 число на погрузке угля, в ночь на 17-ое вышли в море с целью следовать в Севастополь, куда прибыли после обеда 17 марта. 18-го полка разгрузились и с хором музыки и пением двинулись на отведенные квартиры в районе Артиллерийской, Одесской и Азовской улиц. Квартиры, как вообще городские, мало удобны для расположения войск.

Транспорт Екатеринодар уже после продажи его испанцам (после гражданской войны) под названием "Esperanza"
Транспорт Екатеринодар уже после продажи его испанцам (после гражданской войны) под названием "Esperanza"

В условиях Новороссийской эвакуации дивизия сильно поредела. Весь неблагонадежный элемент испарился, но кроме того, очень значительный процент офицеров и стрелков не могли погрузиться вследствие недостатка мест и хаотических условий погрузки.. Условия погрузки для полков были не одинаковы и так же сильно повлияли на число вывезенных в полках. Шедший в голове 1 стр. полк погрузил больше всех, но надо отметить, что вообще этот полк был самый большой в дивизии. Хуже всех пришлось третьему полку, который фактически грузился кое-как на случайные транспорты.

Полки разгрузились в следующем составе - 1 стр. полк 1800 людей и 50 пулеметов, 2 стр. полк 500 людей и 16 пулеметов, 3 стр. полк 300 людей и 3 пулемета. Артиллерия - [личный состав] - 1,2,3,4 дивизионы. Инженерная рота 180 людей”. Борьба продолжалась

Военная История - подборки Революция и гражданская война и Дроздовцы в гражданской войне в блоге Друг Истории

Признателен за лайки и подписку и донаты на развитие канала) Олег Душин ©, Друг Истории №354, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории