Посетив, замечательную экскурсию в Архангельском театре драмы им.М.В. Ломоносова, мне непременно захотелось зайти и в
Архангельский театр кукол.
Вы, наверное, скажите: «Фу! Детский сад какой-то». Но мне было очень интересно посетить его музей, послушать его историю и возможно, да! Вспомнить детство. А почему нет?
А вы, я на 100% уверена, знаете, что первые кукольные представления и не предназначались для детей.
Театр кукол. С чего всё начиналось?
Это искусство своими корнями уходит в далекое прошлое на тысячи лет тому назад. Как мы знаем, люди в древности делали куклы, представляя их богами, поклонялись им. «Своих богов» они возили на носилках, танцевали около них, катали на слонах и даже с помощью простых приспособлений, «научили» их моргать, поднимать руки и ноги, наклонять голову.
Это и было началом театра, а потом при помощи этих кукол начали показывать легенды о сотворении мира, то есть появились первые представления похожие на театральные.
А затем кукловоды стали с помощью кукол высмеивать человеческие грехи и пороки: жадность, лень, гнев и др.
Архангельский театр кукол. С чего всё начиналось?
Архангельский театр кукол был основан в 1933 году группой молодых ленинградских актеров и учащихся студии при Архангельском ТЮЗе.
Это была студия кукольников, возможно, они были неопытны, возможно, у них было много трудностей. Но мы сегодня с уверенностью говорим им: «Спасибо за театр!» Актёры сами из подручных материалов создавали первые театральные куклы.
Это были перчаточные куклы. Они сами режиссировали первые спектакли: «Стёпка-растрёпка», «Репка», «Карусель». По названиям спектаклей вы поняли, что адресованы они были самым маленьким зрителям.
Спектакли проводились не только в театре, но и в клубах и даже на детских площадках. Опыт актёров рождался в репетициях, приходил в их первых спектаклях.
Основные виды театральных кукол.
Не знаю, будет ли вам интересно, но я постараюсь рассказать коротко.
Виды кукол:
- Куклы на тростях – одни из самых древних, они появились более 2000 лет назад. Кукловод управляет движением рук своего героя при помощи очень тонких тросточек, прикрепленных к локтям либо кистям, находясь за ширмой.
- Марионетка — появились в эпоху Средневековья, были широко распространены в Европе. Эти куклы сложны в изготовлении и управлении. В среднем, используется 10-20 управляющих нитей, но есть персонажи, которыми управляют при помощи 30-40 нитей.
- Куклы-перчатки надеваются на руку, их движением управляют при помощи кисти. Ростовые куклы – надевается на человека.
- Куклы вертепа – тело куклы насаживается на рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. Эти куклы вырезаются из дерева и обшиваются тканью или раскрашиваются.
- Мимирующая кукла – пальцы актера, которые находятся в голове куклы, управляют глазами, ртом, носом куклы.
- Куклы театра теней – плоскостные фигурки.
Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта.
Кукольные представления стали пользоваться огромной популярностью именно во времена Средневековья
- Первые стационарные театры кукол появились только в середине XIX столетия.
Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников
Петрушка.
В каждой стране есть любимые куклы.
Все мы знаем куклу в ярко-красном колпаке и ярко-красной рубахе, но как появилась кукла под именем Петрушка в России во второй половине XIX века неизвестно никому.
А вы знали, что у Петрушки до середины XIX века в России даже не было имени. Его называли «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй».
На экскурсии в музее нам рассказали что имя Петрушке дали после его бытовых сценок «Петрушка и городовой», в которых городовой говорит Петрушке: «У тебя и пашпорта-то нет!», на что Петрушка гордо отвечает: «Есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!»
Из некоторых воспоминаний и дневников 1840-х годов следует, что Петрушку называли Петром Ивановичем Уксусовым.
Было несколько популярных историй о Петрушке, где он обучался солдатскому делу, выбирал невесту и готовился к свадьбе, ходил лечиться к доктору, про покупку лошади у цыгана.
Выступления Петрушки публика очень любила, ведь он критиковал духовенство, высмеивал власть, показывал пороки человечества.
Он хотел справедливости, зрители цитировали его дерзкие высказывания и остроумные, они любили весельчака, легко справляющегося с попами, чертями и другим злом.
Власти, конечно же, Петрушку не любили и часто запрещали выступления кукольников.
Архангельский театр кукол сегодня.
Ой! Что-то я опять ушла от рассказа о театре кукол Архангельска. Но это не потому , что я потеряла свою мысль – это всё рассказали на экскурсии по замечательному музею театра.
Итак, продолжаю про Архангельский театр кукол. Во время Великой Отечественной войны «Театр эстрады и кукол» успешно выступал в действующих частях Советской Армии и госпиталях.
40–50-е годы стали для театра кукол нелёгким периодом по многочисленным причинам. Возрождение же Архангельского театра кукол произошло в 60-е годы, театр не только получил своё помещение, но и первую награду – Диплом Министерства культуры СССР за спектакль П. Бажова «Серебряное копытце».
В 70-е годы в театр пришли молодые профессионалы-кукольники, выпускники ЛГИТМиКа, в том числе Валерий Шадский – главный режиссёр театра. В репертуаре театра появились первые спектакли для взрослого зрителя.
Сегодня Архангельский театр кукол – один из лучших творческих коллективов России. Он – дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» (1996, 2003 гг)
обладатель призов Международного фестиваля «Невский Пьеро» (1994 г.), участник многих международных фестивалей в России и Европе, а также организатор Международного фестиваля камерных спектаклей театров кукол «УЛИТКА» в Архангельске.
В 2018, в год своего 85-летия театр стал лауреатом Национальной театральной премии «Арлекин» А юбилей театр встретил в новом реконструированном здании.
Спасибо, что дочитали статью.
Подписывайтесь на канал, буду рада новым знакомстввам.
Путешествуйте с Надеждой!