ЕГЭ приближается, и трясущиеся поджилки учеников и их родителей уже можно наблюдать из космоса. Страшно, без дураков очень страшно абсолютно всем.
Бей или беги
Древний человек, наткнувшийся на саблезубого тигра, должен был выжить, поэтому его идеальное тело помогало ему гормонами. Беспощадно упрощая сложный процесс, можно сказать , что кортизол позволял улепётывать, обгоняя ветер, адреналин - бить со всей имеющейся любовью к котам.
Проблемой учеников на экзамене является даже не то, что бежать некуда, а бить некого (ну или это всё равно не поможет, лол). 18-летние детишки не знают себя, не знают, как среагирует их тело на стресс и не могут с наваливающимся напряжением справиться.
Есть те, которых на экзамене всё бесит: сама процедура от и до (тупая), взрослые (уроды), текст в КИМе (идиотский), кабинет (убогий), соседи по аудитории (дебилы) и так далее. Тело хочет защитить себя хорошей дракой, но не драться же охранником у рамки, ей-богу. В итоге весь экзамен - раздражение, отторжение, невозможность нормально включиться в работу.
Другая часть выпускников (бОльшая) захлебывается в кортизоле, а бежать ну решительно некуда. Поэтому появляется лихорадочная суетливость, торопыжство, стремление сделать всё как можно быстрее, уйти и спрятаться уже в родной норке. В особо запущенных случаях начинаются истерики и рыдания.
Оба эти состояния друг друга стОят, и оба на любом экзамене очень и очень не гуд. Однако на ЕГЭ навешано такое количество важностей и смыслов, что требовать от выпускника быть спокойным и не сильно волноваться всё равно что просить море не гнать волну в штормовой ветер. Поэтому деть должен пытаться управлять наваливающимся стрессом и потому, что он этого часто буквально напрямую зависят результаты экзаменов, и потому, что ЕГЭ - это вовсе не конец мучений пути, а начало, и знание себя и навыки совладающего поведения во взрослой жизни совершенно необходимы.
Дышите - не дышите
Так как в стрессовых ситуациях много думать природой не предусмотрено - тебя же съедят, и вся недолга, - снижается активность префронтальной коры в лобных долях мозга. Именно эта зона отвечает за комплексное управление мыслительной деятельностью и самоконтроль, и без неё на экзамене одиноко сложновато. Поэтому главная задача по возможности купировать стресс и восстановить внимание, кратковременную память (которые тоже угнетаются кортизолом) и работу лобных долей.
Что может помочь?
- Физическая активность. Тело должно переработать гормоны стресса, и надо дать ему такую возможность. Не каждый выпускник любит физкультуру, но каждый может перед экзаменом пробежаться по парку. Если ученик вообще без вариантов диванный житель, мама может заставить его накануне экзамена убраться во всей квартире. На самом экзамене, если совсем тяжко или истерика накатывает, можно (нужно) пойти в уборную и отжаться раз 20-25, для девочек - попрыгать на носочках. Некоторые ученики начинают беспокоиться, что подумают окружающие, но это точно не та проблема, которая должна волновать во время экзамена. Пусть думают, что хотят - думать вообще полезно.
- Любимые вкусняшки. Есть продукты, которые в принципе повышают серотонин, но если человек не любит шпинат, то он ему мало поможет. Еда - это мощный антидепрессант, мы все об этом хорошо знаем, лол, поэтому съесть утром перед экзаменом что-то очень вкусное и любимое - помогает. Но требуется осторожность со сладостями, и, кроме темного шоколада, лучше ничем не баловаться - резкое повышение глюкозы в крови может повлиять на организм в стрессе непредсказуемо.
Дыхательные упражнения и всяческий аутотренинг, по опыту, работают очень слабо, ну или вообще не работают. Во-первых, для них должен быть сформирован навык внутреннего наблюдения (откуда он у школьников?), во-вторых, они, судя по всему, хороши только для состояния легкой тревоги. А где легкая тревога и где ЕГЭ ))
С осторожностью нужно отнестись к контрастному душу - он повышает адреналин.
Лучше также не увлекаться медикаментами и предупредить учеников, чтобы они чего-нибудь не выпили "полезного". У меня в прошлом году один кадр, ни кому ничего не сказав и ни с кем не посоветовавшись, прямо перед экзаменом (как выяснилось уже позже) решил не мелочиться с каплями и выпил целую бутылочку... настойки пустырника. Это он так планировал успокоиться, н-да. Разумеется, мы говорим о самом обычном, домашнем ребенке, которому и шампанское-то обещали только на 18-летие. А тут он принял на грудь - не знаю, сколько это - 25 мл 70%-ного спирта в стакане воды. Много, короче )) Неудивительно, что деть на экзамене... уснул. Банально отрубился. Хорошо, что стресс был настолько силен, что проспал Сёма только около 20 минут (его никто не будил, кстати, видимо, думали, что ребенок так отдыхает), но дело могло кончиться не так весело.
Русский ЕГЭ, великий и могучий
Чтобы не превратить результат экзамена в фарш, по моему глубокому убеждению, главное при выполнении тестовой части на ЕГЭ по русскому - это тупить, уж простите за мой французский. Для подготовленного ученика времени на экзамене достаточно, чтобы не нестись, как ошпаренная собака, по заданиям, а делать их с растяжкой и "подгрузкой" теории перед каждым номером. Очень часто выпускники переходят от задания к заданию в каком-то трансе и дыму, не понимая, что вообще происходит. Неудивительно, что их ждут после публикации результатов неприятности. После каждого номера тестовой части необходимо делать паузу. Вспоминать тему. Правило. Исключения. Нюансы. Акценты. Если голова не подгрузит теорию, она обязательно что-то забудет, перепутает, упустит. Также ни в коем случае нельзя давать ответ сразу, если возник вопрос, сомнение или что-то не сходится. Если будет дан ответ в стиле "ну ладно, пусть будет так", он будет неверный, это просто 150%. Нужно дать возможность голове обработать и проанализировать информацию, ей необходимо время - к заданию можно вернуться позже.
Что касается сочинения, тут для подготовленного ученика не должно быть проблем. Но бывает, что в стрессе кажется, что в тексте ничего не понятно и неясно, как поставить авторскую позицию. Категорически запрещается сидеть над первым предложением полчаса, накручивая панику и стучась головой о листик. Сочинение можно начать писать с любого этапа. Ученику только кажется, что он ничего не понял в тексте - это не так. Может, он и не понял, но голова точно поняла (речь идет только о выпускниках, у которых сформировался навык). И она прекрасно знает и без нашего воспаленного сознания, что ей делать с текстом. Надо просто позволить ей разделить текст на блоки и начать писать - сначала первый пример, потом второй. После второго пояснения можно уже сознательно ставить авторскую позицию - эти части практически дублируют друг друга. Вообще деть на экзамене должен доверять голове - работа мозга при сформированном навыке универсальна. Энергия подается туда, где внимание, но внимание не требуется при автоматизированном процессе: мы не задумываясь закрываем дверь, если делали это уже больше нескольких десятков раз. И то, что не работает в зоне тестовой части, работает на этапе сочинения: если написано 20-25 работ, голова перерабатывает текст в автоматической режиме. Иногда вообще главное ей не мешать. Внимание требуется непосредственно в зоне русского языка: в зоне речи, орфографии, пунктуации - особенно на этапе аргумента, где плодится большинство ошибок.
Если же выпускник подготовлен плохо или навык не сформирован, тут можно только уповать на удачу. Иногда помогает )