Найти в Дзене
Гедеонова Сансара

Дэвид хочет летать

#ДэвидХочетЛетать, #кинообзор, #ДокументальноеКино, #НРД, #ЭкспортныйИндуизм, #бизнесГуру, #ПросветлениеНаПродажу, #МахаришиМахешЙоги, #ТрансцендентальнаяМедитация, #ДэвидЛинч Посмотрел очередное из немаленькой уже коллекции своеобразное, хоть и не особо ненавязчивое, документально-меланхоличное кинорасследование Махариши и его ТМ. Режиссёр, сценарист и главный герой Дэвид Зивекис рассказывает о том, как после не особо триумфального обучения кинематографии его занесло сначала на встречу с его кумиром и тёзкой Линчем, а затем и в секту Махариши. Доставляют кадры, где ленивый герой то пьёт пиво и курит, то отправляется «медитировать», или те, где медитацию прерывает подруженция Мари. Он умудрился найти себе едва ли не самую страшенную нью-йоркскую беззубую мымру с румынскими корнями, даром, что хотя бы грудь ощутимо приличного размера. Впрочем, такой киноботан, как Зивекис, очевидно заслужил именно этакую «щакти». Личный прижизненный даршан с гуру тоже остался лишь мечтой – каким-то чудо

#ДэвидХочетЛетать, #кинообзор, #ДокументальноеКино, #НРД, #ЭкспортныйИндуизм, #бизнесГуру, #ПросветлениеНаПродажу, #МахаришиМахешЙоги, #ТрансцендентальнаяМедитация, #ДэвидЛинч

Посмотрел очередное из немаленькой уже коллекции своеобразное, хоть и не особо ненавязчивое, документально-меланхоличное кинорасследование Махариши и его ТМ.

Режиссёр, сценарист и главный герой Дэвид Зивекис рассказывает о том, как после не особо триумфального обучения кинематографии его занесло сначала на встречу с его кумиром и тёзкой Линчем, а затем и в секту Махариши. Доставляют кадры, где ленивый герой то пьёт пиво и курит, то отправляется «медитировать», или те, где медитацию прерывает подруженция Мари. Он умудрился найти себе едва ли не самую страшенную нью-йоркскую беззубую мымру с румынскими корнями, даром, что хотя бы грудь ощутимо приличного размера. Впрочем, такой киноботан, как Зивекис, очевидно заслужил именно этакую «щакти».

Личный прижизненный даршан с гуру тоже остался лишь мечтой – каким-то чудом он успел хотя бы на кремацию. Повествование о империи, оставленной Махариши, его родственниками, наследниками и душеприказчиками, а также многомиллиардном состоянии ведутся совершенно документально, то есть без какой-либо эмоциональной окраски.

Встреча со своим кумиром Линчем
Встреча со своим кумиром Линчем

Но недолго розовые сопли блестели на радужных очках, и не прошло ещё и года с момента ухода Махариши, как борьба махараджей за власть уже сотрясает империю. А горе-режиссеру запрещают снимать. Ну а планы по построению мира во всё мире на этой фоне дележа империи с помощью тысяч летающих йогов не могут не улыбнуть даже ребёнка, а то и котёнка. Неудивительно и то, что «самые преданные и богатые последователи Махариши были выбраны в правление и на посты министров в его мировое правительство». Так, обучение на раджу (хинд. «царь») составляло на момент съёмок фильма (2006 – 2010 гг.) миллион долларов. Сами представьте себе реакцию Господа Шивы и других йогинов и махасиддх! Так постепенно и приходит прозрение – Дэвиду всё ещё нравится медитировать, но он уже приходит к мысли, что ТМ – это лишь успешный бизнес-план, в соответствии с которым наивным лохам удаётся продать просветление. Другие «проекты» преемников Махариши столь же фантомны и безумны, сколь и дорогостоящи. Взять хотя бы «университет непобедимости Германии» или празднование независимости Швейцарии. Особенно комично и пошло выглядят «раджи» европейского происхождения в нелепых белых балахонах с золочёной оторочкой и такие же дебильные головные уборы с стилизованными коронками, с хитрыми холёными мукхами «раджей» выдающими их мерзкую неоспиритуалистскую натуру. Представьте себе нечто среднее между хитро щурящейся рожи Хаббарда, охреневшей от зашкаливающего гюбриса мордой Муна и циничной усато-бородатой харей Ткачёва и получите среднестатическое мурло бизнес-гуру. Как, например, у жиртреста – раджи Германии Эмануэля, обещавшего построить «башню Непобедимости Германии» и немедленно обвинённого в шарлатанстве, от чего его был вынужден спасать сам Линч. А вскоре на свежевыкупленной Дьяволовой горе (сложенной из обломков (?) после Второй Мировой войны) Линч и Эмануэль закладывают в соответствии с принципами Васту («индийского феншуя») краеугольный камень в основание «Башни Непобедимости».

Преемники Махариши - "махараджи"
Преемники Махариши - "махараджи"

Но особенно доставляет то, как угораздило почитающегося многими за гения Линча повестись на такую дешёвую попсу. То есть очень не_дешёвую, но всё-таки попсу. И усердно активничать, например, заложив краеугольные камни в основание Университетов ТМ в 16 странах. Зивекис и сам уже диву даётся, действительно ли Линч верит во все эти сказки – в то, что летающие йоги принесут мир к Германию?

Но пока Линч собирает средства через свой фонд на обучение ТМ школьников через привлечение таких звёзд, как Пол Маккартни и Ринго Старр (что само по себе удивительно, ведь "Битлз" вроде как разочаровались в Махариши ещё в конце 50-х, при жизни Джона), Зивекис собирает критические сведения от бывших учеников Махариши, ныне делящихся компроматом.

Зивекис отказался подвергнуть свой фильм цензуре, чего требовало руководство ТМ, и начинает постепенно подвергаться обструкции. В своём апологетическом десятиминутном интервью, с трудом выбитом Зивекисом, Линч предстаёт как натуральный адвокат дьявола, защищающий свою секту и гуру почище иных кремлядских пропагандонов. Наконец, настырность Зивекиса в его по исках правды приводит к расставанию с его страшенной подружкой, «Дэвид хочет его линчевать, а ТМ угрожает судом» - и всё это после всего лишь года практики ТМ. Он задаётся наивным вопросом – «Это что, блаженный эффект трансцендентальной медитации?»

Но расследование постепенно приносит всё новые результаты, и вот уже «детектив» Дэвид находит книгу со списком секретных мантр – оказывается, никто не изобретает персональные (и дорогостоящие) мантры, но лишь подбирает их по списку в соответствии с возрастными группами.

А практическое исследование лишь подтверждает полную фуфлыжность этих «индивидуальных мантр» на санскрите по сравнению с произвольным словом на немецком.

Зивекис демонстрирует записи занятий по ТМ, внедрившейся в средние общеобразовательные школы в таких местах, как американский Ферфилд, куда специально завезли тысячи «летающих йогов», чтобы обеспечить «безопасность Америке».

Конечно, любопытного детектива не пустили в «ведический город» Махариши, а «пандиты» всего лишь «Поют священные песни», а забор нужен для их защиты, в том числе от развращающего действия американского общества.

«Пандиты обучены ТМ начитывать священные тексты. Предполагается, что ритуальное песнопение принесёт мир во всем мире. Но причина ли это, чтобы огораживать их», допытывается Дэвид?

Не все выдерживают строгую тоталитарно-трансцендентную дисциплину, и некоторые «пандиты» пытаются бежать – впрочем, безуспешно.

Бывшие адепты ТМ рассказывают Дэвиду о своих утратах и проблемах из-за членства в культе, таких, как психологические расстройства и финансовое разорение.

В Нью-Мексико ему удалось отыскать бывшего личного помощника Махариши, т.н. «мальчика со шкурой», которого тот, как и многих других, сначала использовал, а потом психологически раздавил и выгнал.

Разумеется, не обошлось и без подразумеваемых секс-скандалов, которые, впрочем, никогда не доходили до судебных разбирательств.

Бывшая жертва развратности Махариши рассказывает, как постепенно разочаровалась в нём, а его крупнейший спонсор – про главный принцип ТМ: делаешь меньше, достигаешь большего. Он рассказывал, что это не работало, да и сам Махариши понятия не имел, смогут ли десять тысяч человек, собранные благодаря пожертвованиям таких спонсоров принести мир во всём мире и о завещании гуру, где он оставлял значительные суммы своим родственникам, сделав свою семью едва ли не самой богатейшей во всей Индии.

Дэвид Линч
Дэвид Линч

Между тем адвокаты фонда Линча начали угрожать детективу судебными исками – да, того самого Линча, поощрявшего своего юного тезку «на поиски собственной правды». «И правды о Махариши».

Два бывшего пандита показали Дэвиду убогий «Брахмастан», или «Столицу мира во всём мире», в который было инвестировано почти 100 миллионов долларов. И который тоже было запрещено снимать. На оцеплённой колючей проволокой охраняемой территории сиротливо стоят коробки недостроенных зданий, внутри ходят охранники, снаружи – босоногие и взлохмаченные садху.

Дэвид тем временем решается на проникновение внутрь и прикидывается для этого «западным пандитом». Впечатлённый охранник устраивает для детектива экскурсию, на которой того поражает вид пустых зданий и жалкая восьмёрка пандитов, рецитирующих священные тексты.

«Рай на земле – это кучка декораций, город-призрак. Тут и близко нет живой индийской религиозности». Но Дэвид не упустил возможности причаститься этой самой живой религиозности и совершил омовение в Ганге в Харидваре на праздновании Ганга Арати.

Дотошный Дэвид не сдавался и продолжал «искать суть учений Махариши» и место, «откуда пришла медитация, которой он обучался». Он даже добрался до ашрама Джотимат, «места, где началась духовная карьера Махариши». Ему удалось встретиться со Свами Сварупанандой, духовным братом Махариши и преемником их учителя – Гуру Дева. По его словам, Махариши был личным секретарём и счетоводом Гуру Дева, но не проходил обучения в качестве йогина или духовного учителя, будучи родом из касты писателей и не имея в силу этого права передавать мантры и обучать медитации. Ну и набор общеизвестных трюизмов, типа того, что настоящий гуру ничего не хочет от своих учеников и не продаёт свои знания, а просто делится ими. И даже вплоть до полного отрицания всяческой пользы выученного у Махариши – «это не принесёт вам духовного прогресса».

Свами рекомендует Дэвиду отправиться в Ганготри, к истоку реки Ганга, и научиться искусству жить в созерцании. Тоже, в принципе, банальные трюизмы, но, видимо, автору и не требовались на этот раз конкретные наставления.

Упорный автор решил пойти до конца и полез в горы, искать исток Ганги.

Финальные кадры – после панорамы величественных Гималаев и таки найденного истока Матери Ганги всё на той же Дьяволовой горе в Германии, где Линч почём зря закладывал краеугольный камень в основание «Университета ТМ», а теперь Дэвид и Мари поют под гитару дурашливую песню о том, что «своею головою никак не проживёшь» и «где вам видать, люди, как дурачат вас».

Красотка-подружка режиссёра Мари
Красотка-подружка режиссёра Мари