Найти в Дзене
TehnoZet-2

Запасаем энергию! Про свинцово-кислотные аккумуляторы в домашнем применении.

Оглавление

Про свинцово-кислотные аккумуляторы, их заряд (Corebox H-10CD) применения в составе домашней автоматизации как резервного источника питания (модуль XY-L30A) и в солнечной электростанции (Venus - M2440). Кому не интересна теоретическая часть листайте ниже, там практика.

Изменено и добавлено: 09.06.2025

Серия статей о своей солнечной электростанции и организации бесперебойного питания интеллектуальной электроники роутеров, систем умного дома и тому подобное. Именно эта часть "запасающая" посвящена аккумуляторам, а именно свинцово-кислотным аккумуляторам (АКБ). Это наиболее распространённые и древние аккумуляторы правды лидерство перехватывает Li-ion, но свинец держится! Конечно в первую очередь вследствие дешевизны, простоты устройства и просто привычки как потребителей так и производителей. Но цены! Почему они такие высокие? Дорогой свинец? Используются секретные нанотехнологии, сложная электроника? Конечно это сарказм! Самый дешевый на Озоне "START.BAT 60 Ач" стоит 3 842 ₽ и это стартерный, про тяговые даже говорить не хочется. Но давайте по порядку, "с чувством, с толком, с расстановкой"

Типичный аккумулятор
Типичный аккумулятор

Часть вводная.

Слово аккумулятор происходит от латинского accumulator, что значит «собирать, накоплять», следовательно аккумулятор это накопитель энергии. Но сегодня мы будем занимается именно электрическими накопителями, как мы все понимаем можно аккумулировать не только энергию электричества, а много чего еще, но об этом в других статьях. Итак...

Электрический аккумулятор — вторичный химический источник тока многоразового действия, который способен запасти на определённый срок электрическую энергию.

Ключевые слова: электрическая энергия, многоразовость и определенный срок.

Наибольшее распространение получили следующие типы аккумуляторов:

  • свинцово-кислотные (Pb);
  • литий-ионные (Li-ion);
  • литий-железо-фосфатные (LFP);
  • никель-металлогидридные (NiMH)
  • никель-кадмиевый (NiCd).

В этой статье мы поговорим о свинцовых или свинцово-кислотных аккумуляторах, а затем перейдем к LiFePO4. Но прежде всего поговорим о единицах.

Единицы измерения.

Выше мы обозначили ключевые слова, я их напомню: электрическая энергия, многоразовость и определенный срок, теперь свяжем их воедино.

Емкость аккумуляторов (С) - количество электрической энергии запасенной в аккумуляторной батареи (АКБ).

С- обозначает емкость аккумулятора, единицей в СИ является кулон (Кл), но на практике емкость обычно выражается в ампер-часах (Ач, А-Ч, А*ч, А·ч, А*час, AH). 1 Кл = 1/3600 ампер-часа.

C=Ip * tp

Где:

  • С- емкость аккумулятора в Ач;
  • Ip – сила разрядного тока, А;
  • tp – время разряда, Ч.

Иными словами емкость равна току который может отдать АКБ за единицу времени - 1 час.

Номинальная, разрядная емкость (Сp) - емкость, которую должен отдать новый полностью заряженный аккумулятор в нормальных условиях разряда, указанных в стандарте на этот аккумулятор. При этом напряжение не должно упасть ниже определенной величины. Далее нас будет интересовать именно номинальная емкость.

Классификация.

По конструктивным решениям

Можно выделить две большие группы: обслуживаемые; необслуживаемые.

  • Обслуживаемые (SLA - Sealed Lead Acid battery, герметичная свинцово-кислотная батарея)

- Жидкостные обслуживаемые - жидкий электролит

  • Необслуживаемые (VRLA — Valve Regulated Lead Acid, свинцово-кислотные с регулируемым клапаном)

- Жидкостные не обслуживаемые - жидкий электролит

- EFB-аккумуляторы - Enhanced Flooded Batteries или улучшенные жидкостные аккумуляторы - используются в гибридных автомобилях и выдерживают циклические нагрузки систем старт-стоп. Подобны жидкостным аккумуляторам, поскольку также содержат раствор жидкого электролита.

- Гелевые - сурьма в свинцовых пластинах заменена кальцием, а в электролит для образования неподвижного раствора добавляются соединения кремния.

- AGM-аккумуляторы - Absorbent Glass Mat, абсорбирующее стекловолокно, постепенно вытесняют гелевые АКБ.

- AGM+ (advanced AGM) - улучшенная технология AGM

По назначению

  • Стартерные.
  • Тяговые.
  • Специального назначения.

Конечно есть еще много всяких типов, например специальные «солнечные» (серия OPzS), карбоновые и т. д., но все это экзотика и не очень интересна в конкретном практическом плане.

Далее мы будем разбираться с устройством и оно в принципе одинаковое с определенными нюансами, типа утолщенных пластин у тяговых, но в данном случае мы будем в большей степени рассматривать стартерные АКБ как наиболее дешевые, но конечно они в меньшей степени предназначены (читать вообще не предназначены) для "солнечной электростанции", но они, еще раз, дешевые (на самом деле это не совсем так)! Поэтому мы их будем использовать, но для начала прицельно изучим.

Устройство типичного свинцово-кислотного аккумулятора.

Рассмотрим устройство самого типичного, дешевого, обычного свинцово-кислотного аккумулятора (АКБ).

Кстати, может кто не знал, но 12-вольтовая свинцово-кислотная аккумуляторная батарея состоит из 6 ячеек-банок.

6 ячеек-банок
6 ячеек-банок

Каждая напряжением около 2В (полностью заряженная 2,1В), соединённых последовательно, таким образом мы имеем исходные 12 вольт (6Х2=12 вольт) . Никакой сложно электроники, да и вообще электронной элементарной базы для выравнивания в свинцовом аккумуляторе не применяется. Свинцовые АКБ обладают уникальным свойством автоматической остановки заряда, что выражается в резком росте напряжения, при резком падения зарядного тока, при полном заряде.

Механическое устройство, ингредиенты.

Электролит - водный раствор серной кислоты (H2SO4)

Например я на Озоне покупал вот такой готовый электролит: "Электролит корректирующий для аккумулятора 1.33 от CEANICA"

Электролит корректирующий для аккумулятора 1.33 от CEANICA
Электролит корректирующий для аккумулятора 1.33 от CEANICA

Я его долил в обслуживаемые аккумуляторы.

Пластины:

  • губчатый свинец (Pb) - анод, плюс
  • свинец с обмазкой из диоксида свинца (PbO2) - катод, минус.

На фото в рабочем аккумуляторе видны пластины через заливное отверстие

Пластины рабочего аккмялятора
Пластины рабочего аккмялятора

Они погружены в раствор серной кислоты

В полностью разряженном аккумуляторе пластины покрыты сульфатом свинца (PbSO4), а электролит представлен водой (H2O) в большей степени так как вся серная кислота в сульфате (SO4) - плотность электролита низкая.

При заряде сульфат (SO4) покидает пластины и объединяется с водородом (H2), превращаясь в серную кислоту (H2SO4). Свободный кислород (O2) объединяется со свинцом (Pb) на катоде с образованием диоксида свинца (PbO2) - плотность электролита возрастает.

Плотность электролита.

Таким образом по плотности электролита можно узнать о состоянии заряда АКБ. В некоторые аккумуляторы встроен поплавок по типу ареометра когда он зеленый то все хорошо, когда не зеленый - все плохо. У этого аккумулятора все хорошо - он только что прошел обслуживание, ему долили электролит и полностью зарядили.

Конечно нужно учитывать плотность в зависимости от температуры так как это всегда две зависимые величины. Я купил вот такой ареометр - прибор для измерения плотности электролита и тосола на Озоне вот тут: "Ареометр для измерения плотности электролита, тосола"

Ареометр для измерения плотности электролита, тосола
Ареометр для измерения плотности электролита, тосола

И измерил плотность своих аккумуляторов, правда часть из них оказалось необслуживаемыми.

Измерения плотности аккумулятора.
Измерения плотности аккумулятора.

В комплектацию входит куцая инструкция, вот такая, но это лучше чем ничего.

-8

Для моей полосы плотность электролита - 1270кг/М3

И более подробная, наглядная таблица показаний ареометра в зависимости от температуры.

Показаний ареометра в зависимости от температуры
Показаний ареометра в зависимости от температуры

И еще более подробная таблица

Заряд- плотность - температура.
Заряд- плотность - температура.

И супер подробнее: "Таблица зависимости заряженности аккумулятора и плотности электролита от температуры для различных типов аккумуляторов"

Таблица зависимости заряженности аккумулятора и плотности электролита от температуры для различных типов аккумуляторов
Таблица зависимости заряженности аккумулятора и плотности электролита от температуры для различных типов аккумуляторов

Где:

  • SOC - "State of charge" - уровень заряда аккумуляторной батареи
  • Wet Low Maintenance (Sb/Ca) - сурьмянисто-кальциевые батареи.
  • Wet Standard (Sb/Sb) - стандартные Сурьма-батареи с электролитом
  • Wet «Mainteneance Free» (Са/Са) - кальциевые обслуживаемые батареи с электролитом

Режимы использования аккумуляторной батареи.

Два типа или режима использования АКБ, хотя иногда четких границ между ними нет, поэтому можно выделить третий смешанный.

  • Буферный режим (STANDBY USE)

Аккумулятор находится в режиме постоянного подзаряда.

  • Циклический (CYCLE USE)

Разряд (иногда свыше нормы) и затем заряд и новое повторение цикла. Стартерные АКБ именно так и работают.

Напряжение на аккумуляторной батареи.

Нормальное напряжение аккумулятора автомобиля без нагрузки для батареи 12В.

Цифры чуть отличаются и это нормально, производители АКБ разные и в каждой компании свои "улучшательства и украшательства", показатели так же зависят от температуры, ниже усредненные значения.

Напряжение, В - Заряд аккумулятора, %

(Для комнатной температуры, 18–25 °C.)

12,7 В - 100 %

12,6 В - 90 %

12,5 В - 80 %

12,4 В - 70 %

12,3 В - 60 %

12,2 В - 50 %

12,1 В - 40 %

12,0 В - 30 %

11,9 В - 20 %

11,7 В - до 10 %

10,5 В - Сульфатация, необратимые изменения.

Итак, максимум без нагрузки это 12,7-12,9 вольта это 100% емкости. Пример ниже

АКБ полностью заряжен.
АКБ полностью заряжен.

Не допускается в 12-вольтных аккумуляторах напряжения ниже 10,5 В - начинаются процессы сульфатации (пластины покрываются труднорастворимым или нерастворимым сульфатом свинца), можно попытаться восстановить АКБ с помощью хорошего "зарядника", при 9 вольтах наступает необратимая деградация АКБ.

Батарея умерла! Напряжение 8,15 вольт, на этом все!
Батарея умерла! Напряжение 8,15 вольт, на этом все!

Нормальным режимом работы для автомобильных свинцово-кислотных АКБ считается разряд батареи на 20-30%. или другими словами не рекомендуется разряжать АКБ более чем на 70-80 % номинальной емкости, как видно из приведенных выше цифр это в районе 12,3-12,5 вольт, или 2,05 вольт на каждую банку. Нужно помнить что АКБ при естественном саморазряде теряет 3% от емкости в месяц и это достаточно много (но не больше чем у LiFePO4), нужно обеспечивать буферный режим работы.

Вывод. Минимальное напряжение разряда 10,5 В - ниже разряжать нельзя! В оптимальном, щадящем режиме 12,3-12,4-12,6 вольта.

Минимальное напряжение разряда 12,28 вольта - достигнуто, пора заряжатся!
Минимальное напряжение разряда 12,28 вольта - достигнуто, пора заряжатся!

Заряд свинцово-кислотного аккумулятора.

Есть разные способы заряда свинцово-кислотного аккумулятора. Например метод заряда CC / CV (постоянный ток / постоянное напряжение) его еще называют I-U (ток - напряжение)

Где:

  • CC - от constant current, что значит постоянным током.
  • CV - от constant voltage, что значит постоянное напряжение.

Применяются и модифицированные зарядки, при котором изменяются ток и напряжение, в настоящее время доступны зарядные устройства с микроконтроллерами которые могут измерять и напряжение и ток еще и в сложных режимах, давайте о них и поговорим.

Этапы зарядки.

Эти этапы часто применяются в автоматических зарядных устройствах, мы их рассмотрим, но в солнечных контроллерах заряда некоторых из них нет просто потому, что АКБ работает в буферном режиме.

  • 0. Инициализация (Initialization). Необязательный, дополнительный этап.

Нулевой, потому как это и не зарядка вовсе, а определение начальных характеристик АКБ, измерения напряжения силы тока, определение правильности подключение АКБ, внутреннего сопротивления. Нам этот этап не интересен потому как по умолчанию мы используем хорошую АКБ и правильно ее подключили. Но кстати некоторые, а читать большинство солнечных контроллеров все же обрабатывают по меньшей мере часть этой информации. Так у меня MPPT контроллер Venus - M2440

И вот по инструкции он отрабатывает такие коллизии как:

Коды ошибок - Причина.

  • E01 - Переразряд - глубокий разряд АБ, нагрузка отключилась.
  • E02 - Перенапряжение АБ - напряжение АБ превысило максимально допустимый уровень.
  • E14 - Полярность АБ перепутана.
Коды ошибок
Коды ошибок

Но далее на этом не будем заострять внимание и перейдем к следующему пункту.

  • I. Восстановление (Recovery) иногда обозначают как "Плавный старт (Soft Start)". Необязательный, дополнительный этап.

Применяется не всегда, по требованию. Смысл проверить способность АКБ воспринимать заряд. Применяется при глубоком разряде, например забыли выключить фары. Принцип восстановления заключается в том, чтобы использовать постоянный ток очень низкой амплитуды при постепенно увеличивающимся невысоком напряжении в районе 4 вольт. Понятно что в солнечных контроллерах такая функция отсутствует.

  • II Основной заряд (Bulk). Обязательный, основной этап.

Это заряд при постоянном токе или еще называется "режим зарядки постоянным током" ток стабилен и колеблется обычно в районе 10% от номинальной ёмкости АКБ (Ah) об этом подробнее ниже. А вот напряжение растет до максимального 14,1-14,8 вольт.

  • III Поглощение (Absorption). Обязательный, основной этап.

Напряжение поддерживается постоянным в диапазоне 14,1 до 14,8, а ток постепенно уменьшается до 2% от номинальной ёмкости Ah АКБ, так для АКБ емкостью 50Ah ток будет равен около 1 А. На этом этапе АКБ начинает "кипеть" начинается газовыделение (звук шипения или шума, исходящий из АКБ) происходит это на 80% - 90% полной зарядки и является нормальным. Но иногда когда банка (банки) засульфатированы температура может подняться до 50°C и выше, такой АКБ должен быт отключён, так и до реального кипения недалёко!

IV. Выравнивание (Equalization). Необязательный, дополнительный этап.

Происходит выравнивание напряжения в последовательно соединенных ячейка.

V. Буферный, поддерживающий (Float).

Необязательный, дополнительный в зарядных устройствах, но обязательный, основной этап в кортом находится батарея большее время в системах накопления энергии в том числе в солнечных электростанциях.

Цель этого режима поддержание полностью заряженного АКБ в состоянии 100%. Как было сказано выше напряжение покоя АКБ в районе 12,8 вольт, а значит напряжение заряда должно быть более этого значения от 12,9 вольта до начала "кипения" ниже 14,1 вольта, в районе 13,3 - 13,6 вольта.

Таким образом можно выделить три основных режима заряда:

  • Основной заряд (Bulk);
  • Поглощение (Absorption);
  • Буферный, поддерживающий (Float).

Эти режимы представлены на графике ниже для типичного свинцово-кислотного аккумулятора 50 AH

Три режима заряда свинцово-кислотного аккумулятора.
Три режима заряда свинцово-кислотного аккумулятора.

Давайте еще раз обговорим какие критические параметры должны быть.

Сила тока (I)

Максимальная величина зарядного тока составляет от 0,2 до 0,3 емкости аккумулятора, вот формула С *0,2 (С *0,3), или другими словами, 20%-30% от емкости. Например, если емкость аккумулятора равна 55 А*час, то ток заряда такого свинцового аккумулятора не может превышать 11А (0,2) или 16,3А (0,3). Но часто выставляют стандартный ток в 0,1 от емкости (С*0,1) или 10%, для 55 А*час это будет 5,5 А.

Про заряд малыми токами

А можно лит заряжать аккумулятором малым токами? Да можно. Есть такой метод восстановления ёмкости аккумулятора длительным зарядом ( 7...10 суток) малым током- 0.005...0.01С.

Напряжение (U)

В II стадию - насыщения напряжения может доходить до 14,5±0,2 вольта. Но в III стадию напряжение падает до 2.3 ± 0.023 В на каждый элемент (банку) аккумулятора. Т. е. для свинцового аккумулятора с номинальным напряжением 12В, конечное напряжение зарядки не должно превышать 13.8 ± 0.15 В (по другим данным 13,3-13,6В см. график. В таком состоянии АКБ может находится неограниченно долго.

Вывод. Максимальное напряжение может доходить до 14,5 вольт, но затем должно опустится до уровня 13,8 вольта. Если нет возможности регулировки напряжения максимальный уровень равен 13,8 вольт.

Глобальный вывод.

Если устройство не интеллектуальное и не регулирует силу тока и напряжение в процессе заряда то параметры заряда свинцово-кислотного аккумулятора (АКБ) следующие:

  • сила тока 0,1 от емкости (С*0,1) или 10%;
  • напряжение 13,8 вольт.

Разряд АКБ

  • не менее 12,3 вольта в щадящем режиме.

Это идеальные условия, но многие промышленные устройства не обеспечивают идеальных условий и эксплуатируют аккумуляторы в жестких условиях, далее мы это рассмотрим на примере Venus - M2440.

Практическая часть.

Переходим к практической теме нашей статьи и поговорим про зарядные устройства, некоторые обсудим поверхностно, а в некоторые углубимся.

Зарядные устройства.

Специализированные и не специализированные зарядные устройства.

Зарядные устройства.
Зарядные устройства.

С ручным регулированием

Зарядные устройства с регулированием силы тока.

Зарядное устройство "Триада -20", 6 Ампер.

Индикация, режимы

  • Режим зима/лето (переключает максимальное напряжение, зимой - 14 вольт, летом 13 вольт.
  • Индикация окончания заряда (Зелёный светодиод включаются при
    переходе устройства в режим стабилизации напряжения, что соответствует заряду аккумулятора на 85%)
  • Индикация переполюсовки, защита от неправильного подключения аккумулятора.
  • Индикация короткого замыкания, защита от короткого замыкания.
  • Стрелочный индикатор тока заряда.

Характеристики

  • Регулировка тока от 2 до 6 Ампер.
  • Ток заряда до 6 Ампер для аккумуляторов от 40 до 90АЧ
  • Может использоваться в качестве источника питания для приборов, рассчитанных на напряжение 12 Вольт.

Если напряжение на аккумуляторе менее 7 В, то устройство будет работать в импульсном режиме - аккумулятор заряжается короткими импульсами тока
до 8А (при положении плавной регулировки тока на максимум) и частотой 1…2 импульса в секунду, при этом светодиод «сеть» мигает в такт с импульсами тока. Когда в результате такого заряда напряжение на аккумуляторе
возрастёт свыше 7 В, устройство перейдёт в режим стабилизации
тока. Если устройство работает в импульсном режиме в течение 10 мин. и более, это свидетельствует о том, что аккумулятор неисправен и не подлежит восстановлению.

Режимы работы
Режимы работы

Платы.

Это не полноценные устройства, а только контроллеры для них нужен еще источник питания.

Модуль управление напряжением заряда аккумулятора XY-L30A

Смысл модуля настройка и отслеживания нижнего и верхнего порога напряжений аккумулятора (силой тока реле не управляет), в зависимости от этих порогов включение и отключение реле.

Сама плата XY-L30A

XY-L30A
XY-L30A

Подключение

Подключение XY-L30A
Подключение XY-L30A

Характеристики:

  • Напряжение управления: DC 6 V-60 V
  • Максимальный ток: 30A (макс.)
  • Точность управления: 0,1 в

Настройка.

Кнопки управления.
Кнопки управления.
  • SET - переключение режимов отображения, нижние напряжение, верхнее и время заряда.
  • UP -
  • DOWN -
  • SET долгое нажатие, 2-3 секунды настройки порогов напряжения:

- dn - нижний порог включение заряда АКБ

- UP - верхний порог заряда АКБ.

- OP - время зарядки (прочерк выключено).

Долгое нажатие на UP - управление подсветкой

- OFF постоянная работа дисплея,

- ON через 10 минут дисплей выключится.

DOWN - включает и выключает реле

Выход UART, команды (можно подключить Bluetooth модуль и рулить с телефона )

  • on - включение реле
  • off - выключение реле
  • start - начать выгрузку данных
  • stop - остоновить выгрузку данных.
  • read - считать установки параметров
  • dw - нижний предел заряда батареи, включения реле (пример: dw10.0)
  • up - верхний предел заряда батареи, выключения реле (пример: up20.0)

Мое практическое применение

Я активно использую это реле в качестве типа UPS online, поясню подробнее. Слаботочная нагрузка подключена к автомобильному аккумулятору в свою очередь к аккумулятору подключено это зарядное устройство, XY-L30A, а к нему блок питания на "12 вольт", а теперь подробнее и в картинках.

Есть стартерный автомобильный аккумулятор "Exide" 65AH

Cтартерный автомобильный аккумулятор "Exide" 65AH
Cтартерный автомобильный аккумулятор "Exide" 65AH

Он используется как постоянный источник напряжения для слоботочной нагрузки: модема, роутера, хаба Zigbee, видеорегистратора, камер видеонаблюдения.

Модем (на заднем фоне), роутер, Zigbee шлюз и источник бесперебойного питания на литии.
Модем (на заднем фоне), роутер, Zigbee шлюз и источник бесперебойного питания на литии.

На переднем плане, за Zigbee шлюзом - UPS как источник бесперебойного питания для роутера с питанием в 12 вольт, но это уже другая история к нашему рассказу не имеющего отношения, я использую его как еще одно звено резервного питания (покупал на Озоне вот тут). А вообще в доме отдельная линия дежурного напряжения, но это то же совсем отдельная и думаю интересная тема.

Дежурная линия.
Дежурная линия.

Вернемся к резервному питанию. АКБ в таком режиме нагрузки, тащит роутер, модем, камеры долго он не протянет! Его нужно будет заряжать, что и делает наша плата XY-L30A.

-28

На снимке плата XY-L30A, а внизу блок питания на "12 вольт" настроенный и выдающий 13,8-13,9 вольт.

Блок питания S-480-12, 12 вольт 40А
Блок питания S-480-12, 12 вольт 40А

Мощность его избыточна, но такой был и я его с удовольствием использую.

Сама плата XY-L30A настроена на верхнее напряжение 13,8 вольт и нижнее напряжение 12,6 вольта.

Верхнее напряжение - 13,8 вольт - заряд АКБ выключается

Нижнее напряжение - 12,6 вольта - все что ниже включается заряд АКБ.

  • При питания роутеров и так далее когда питание идет с АКБ горит красный светодиод.
  • При заряде АКБ - горит зеленый светодиод.

Логика работы следующая напряжение заряда АКБ доходит до 13,8 вольт и плата вырубает питание. Напряжение поступает к питающим устройствам с аккумулятора, он разряжается и когда заряд снижается до 12,6 вольт включается зарядка опять зарядка до 13,8 вольт, цикл повторяется. Таким образом питание идет с АКБ, но время от времени он заряжается и происходит это довольно часто, это сильно заметно по перещелкиванию реле они чуть выбешивают.

От аккумулятора и от блока питания через DC-DC понижающий преобразователь (модуль JL-12A300) который дает четко 12 вольт питание идет на роутеры, модемы и так далее.

Модуль JL-12A300
Модуль JL-12A300

Характеристики модуля JL-12A300

  • Эффективность(КПД): 96%
  • Входное напряжение: от 5 до 40 В.
  • Выходное напряжение: от 1.5 до 35 В
  • Сила тока на выходе: от 0.2 до 9 А
  • Мощность: 300 Вт

Подключение модуля JL-12A300

Подключение
Подключение

И вот в реальности как все это выглядит.

Блок питания, модуль XY-L30A и модуль JL-12A300.
Блок питания, модуль XY-L30A и модуль JL-12A300.

Некрасиво, но я еще не понимаю как все будет организовано, поэтому пока вот так.

Модуль управление напряжением заряда аккумулятора XH-M603.

Смысл модуля такой же как и выше, продублирую тут еще раз. Настройка и отслеживания нижнего и верхнего порога напряжений аккумулятора (силой тока реле не управляет), в зависимости от этих порогов включение и отключение реле.

Модуль XH-M603.
Модуль XH-M603.

Технические характеристики

Входное напряжение (В): 12 -30
Точность определения уровня заряда (В): 0.1
Ток заряда (А): до 3

Настройка:

  • Для настройки напряжения включения заряда аккумулятора необходимо удерживать 3 сек. левую кнопку (по умолчанию напряжение включения заряда 12 В), затем настроить напряжение в большую сторону (с помощью левой кнопки) или в меньшую (с помощью правой кнопки).
  • Для настройки напряжения отключения заряда аккумулятора необходимо удерживать 3 сек. правую кнопку (по умолчанию напряжение отключения заряда 14 В), затем настроить напряжение в большую сторону (с помощью левой кнопки) или в меньшую (с помощью правой кнопки).
  • Для сброса в настройки по умолчанию необходимо удерживать обе кнопки в течении 3 сек. до появления на индикаторе «888»

Этот модуль на практике я не использовал, но он у меня есть, возможно и до него дойдут руки.

Автоматические.

Corebox H-10CD - зарядное устройство для аккумуляторов автомобиля и мотоцикла 12/24V, 10А.

Зарядное устройство для аккумуляторов автомобиля и мотоцикла 12/24V, 10А.
Зарядное устройство для аккумуляторов автомобиля и мотоцикла 12/24V, 10А.

Покупал на Озоне вот тут.

А вот оно в реальности

Corebox
Corebox

Можно заряжать: стандарт, AGM/GEL, мотоцикл, LIFEPO4, ремонт, и функции питания.

Варианты зарядки.
Варианты зарядки.

Покупал для зарядки LIFEPO4 но так и не использовал - будет отдельная статья.

Режим «Источник питания» - зарядное устройство можно использовать в качестве источника постоянного тока для питания других устройств постоянного тока 12В, активируется удерживанием кнопки «Режим» в течение 5 секунд, максимальный ток составляет всего 4А.

На корпусе гордо нанесен многоступенчатый график заряда, мы его разбирали выше.

График заряда.
График заряда.

Информационные надписи

Надпись OUE - означает, что ремонт закончен, после завершения ремонта рекомендуется зарядить аккумулятор в другом режиме зарядки.

  • DFS-обессеривание, десульфатация;
  • FUL - Полная зарядка;
  • PUL - импульсный ремонт;
  • OUE - окончание ремонта;
  • ERR - неправильное подключение;
  • OFF - выключение.

При подключении только к АКБ (в сеть не включен) показывает заряд АКБ.

-40

Видимо у этого АКБ выпала одна банка, само устройство пишет полный заряд, но напряжении 10,7 вольта.

А вот тут полный заряд 12,9 вольт при включении в сеть напишет "FUL" - полный заряд.

Контроллеры

"Световые" контроллеры так же заражают аккумуляторы, делают они это оп разному. У меня есть два контроллера PWM RBL-100A, MPPT Venus - M2440.

Контроллер RBL-100A (10, 20, 30A)

Имеет много названий например CM20K-20A он же KLD 1220 12v, 24v. Обозначение на коробке H33159 - 100A

Наклейка на солнечном контроллере.

Наклейка на солнечном контроллере.
Наклейка на солнечном контроллере.

Инструкция RBL-100A

Инструкция
Инструкция

Интересны вот эти параметры

Параметры разряд/заряд АКБ.
Параметры разряд/заряд АКБ.

Нагрузка по умолчанию отключится только на 10,7 вольт, что достаточно мало и уже может отрицательно подействовать на АКБ.

MPPT контроллер Venus - M2440

MPPT контроллер Venus - M2440
MPPT контроллер Venus - M2440

MPPT контроллер Venus - M2440 - который рассмотрен выше так же можно отнести к зарядным устройствам.

Выбор типа АБ и параметров заряда.

Допустимые типы АКБ.
Допустимые типы АКБ.

Контроллер имеет функцию ограничения тока заряда и поддерживает режимы (инструкция):

Режимы Venus - M2440
Режимы Venus - M2440
  • Основной заряд (Bulk) - обозначен в инструкции как "Заряд в режиме MPPT"
  • Поглощение (Absorption) - обозначен в инструкции как "Стадия насыщения"
  • Буферный, поддерживающий (Float) - так и обозначен в инструкции.

Данный контроллер у меня с Bluetooth (блютуз) модулем, вернее я докупил отдельно вот такую коробочку

Отдельный  Bluetooth (блютуз) модуль к MPPT контроллеру Venus - M2440
Отдельный Bluetooth (блютуз) модуль к MPPT контроллеру Venus - M2440

В Google Play для Android есть программа «ChargePro 2.0»

ChargePro 2.0
ChargePro 2.0

Это обновленная версия «PVChargePro», вот её интерфейс

Интерфейс «PVChargePro»
Интерфейс «PVChargePro»

Почему то по умолчанию они выбирает гелевый (GEL) аккумулятор, при настройки на FLD - это наш, обычный с жидким электролитом настройки так же не доступны, вот все что он нам представляет

Настроек нет.
Настроек нет.

Но если выбрать раздел USE то будут доступны настройки:

Настройки в режиме USE
Настройки в режиме USE

Перевод конечно кривой, но насколько я понимаю аккумулятор будет эксплуатироваться до 11.1 вольта, а затем MPPT контроллер отключит всех потребителей и уйдет в сон, а затем проснется и все подключит только когда напряжение достигнет 12,6 вольт. Итак 11,1 вольта это очень мало! Это менее 10% заряда, а как Вы помните, выше мы писали, должно остаться не менее 20% заряда - это коло 12 вольт! Поэтому, либо мы должный изменить настройки с 11,1 на 12 вольт или на 12,0 вольтах мы должны начать заряжать аккумулятор извне, например с помощью платы XY-L30A. Но это совершенна другая история как создать подобия гибридного питания (подмеса) от сети и от солнечной батареи без гибридного инвертера. И эту тему и сам MPPT контроллер мы разберем в отдельных темах , по крайне мере я на это очень надеюсь.

На сегодня все, статья писалась, редактировалась многократно, но она еще не закончена, добавления, редактирования, уточнения обязательно будут (как видите они уже есть)! Следите за ссылками, анонсами, а лучше подписывайтесь на мой канал TehnoZet-2.

Продолжение следует...

Подписывайтесь на мой канал TehnoZet-2, там много интересного! Он активно развивается! Понравилась статья, хотите продолжения - ставьте лайк, жмите палец вверх!

Пользуйтесь рубрикатором по каналу, там все по разделам: "Страничка путеводитель по каналу TehnoZet-2"

Статьи и видео по теме.

Подборки