Найти в Дзене

Весна, провинция и тишина: малоизвестная картина Саврасова из Севастополя

Поздний лиризм великого пейзажиста
Картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Весна. Провинциальный дворик», созданная в 1890-х годах, относится к позднему периоду творчества художника. Несмотря на сложные жизненные обстоятельства, Саврасов продолжал создавать поэтичные, проникновенные пейзажи, в которых природа становилась выразителем его душевного состояния.
Произведение занимает особое место среди работ Алексея Кондратьевича Саврасова — мастера русской лирической пейзажной живописи, и хранится в Севастопольском художественном музее им. П. М. Крошицкого. Эта картина не входит в число самых известных полотен художника, однако оно несёт в себе глубокую поэтику и подлинную атмосферу русской деревенской весны конца XIX века.
Прошлое и настоящее
Картина была достаточно известна в советское время, когда активно развивалась музейная и выставочная деятельность на полуострове Крым. После распада Советского Союза работа Алексея Саврасова осталось на территории Украины и стало радовать преимуще
«Весна. Провинциальный дворик», (1880-1890-е). Холст на картоне, масло. 57 x 42 см. Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого
«Весна. Провинциальный дворик», (1880-1890-е). Холст на картоне, масло. 57 x 42 см. Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого

Поздний лиризм великого пейзажиста
Картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Весна. Провинциальный дворик», созданная в 1890-х годах, относится к позднему периоду творчества художника. Несмотря на сложные жизненные обстоятельства, Саврасов продолжал создавать поэтичные, проникновенные пейзажи, в которых природа становилась выразителем его душевного состояния.

Алексей Саврасов. Фотопортрет. 1890-е
Алексей Саврасов. Фотопортрет. 1890-е

Произведение занимает особое место среди работ Алексея Кондратьевича Саврасова — мастера русской лирической пейзажной живописи, и хранится в Севастопольском художественном музее им. П. М. Крошицкого. Эта картина не входит в число самых известных полотен художника, однако оно несёт в себе глубокую поэтику и подлинную атмосферу русской деревенской весны конца XIX века.

Прошлое и настоящее
Картина была достаточно известна в советское время, когда активно развивалась музейная и выставочная деятельность на полуострове Крым. После распада Советского Союза работа Алексея Саврасова осталось на территории Украины и стало радовать преимущественно местных и украинских зрителей. До 2014 года картина была сравнительно мало представлена широкой российской аудитории.

Описание картины
На полотне зритель видит
тихий уголок провинциальной жизни. На переднем плане — простой деревянный забор с приоткрытой калиткой, у которого изображены куры и петух. Стволы берёз, обрамляющих сцену, подчеркивают вертикальную композицию и служат живой рамкой, через которую зритель наблюдает за происходящим.

На среднем плане видны цветущие деревья и кустарники — скорее всего, вишни или сливы. Особенно выделяется одно дерево, ветви которого поднимаются над забором. Его белые цветы придают полотну свежесть и указывают на раннюю весну — время пробуждения природы после зимы.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

На дальнем плане возвышается небольшая церковь с куполами и колокольней, чуть скрытая за листвой. Хотя она располагается в центре композиции, её подчёркнутая отдалённость символизирует духовную вертикаль и тихое присутствие вечного в повседневной жизни.

В этой работе Саврасов остаётся верен себе: он не изображает ярких событий или масштабных сцен, а находит поэзию в обыденности. Тонкая игра света, приглушённая цветовая гамма и внимание к сезонным деталям создают медитативное, почти молитвенное настроение, в котором раскрывается очарование русской провинции.