Если попытаться непредвзято и нелинейно проследить наличные тенденции жизни человечества, то можно в качестве возможного сценария будущего увидеть "глобальный апартеид".
"Глобальный апартеид" - это глобальное общественное устройство, при котором несколько сотен семей (сегодняшних "хозяев мира", не упомянутых в списках Форбс), стремясь сохранить свой уровень жизнеобеспечения, берут на себя решение тех глобальных проблем, которые человечество не может решить демократически - демография, экология, оружие массового поражения и т. п. Возникает "верхний мир" (быстро превращающийся в касту, несколько сотен семей) и "нижний мир"(остальное человечество).
"Верхние" не управляют "нижними", а лишь контролируют соблюдение четко заданных ограничений, оставляя в остальном "нижним" полную свободу. Основу отношений "верхних" и "нижних" образует монопольное владение "верхними" лимитированными природными ресурсами. "Верхние" продают "нижним" первичные продукты из лимитированных природных ресурсов по монопольно высокой цене, вынуждающей "нижних" перейти от сегодняшней экспансии к традиционному хозяйствованию и научно-техническому прогрессу "малых форм".
Монополию "верхних" на лимитированные природные ресурсы охраняют сами "нижние", предпочитая стабильность условий жизни неопределенности, которая неизбежно возникнет, если кто-либо из "нижних" нарушит монополию. Ну и плюс к этому - частные военные компании, подчиняющиеся "верхним". Кроме того, "верхние" в этом устройстве поддерживают работу глобальной системы электронных взаиморасчетов.
В числе ограничений для "нижних" - ограничение на размер сообщества (а, значит, на объем концентрированных ресурсов), ограничение на мощность оружия, ограничения на ущерб окружающей среде. Все эти правила - для сообществ. Обывателю они не мешают жить.
"Нижние" самоорганизуются в множество разноразмерных, различно устроенных сообществ (от коммун и теократий до либеральных республик-городов и бог знает чего еще, вроде пиратских республик). Никто не навязывает универсальную идеологию и универсальную общественную организацию всему миру.
В сообществах "нижних" будет и технологический прогресс, и развитие остальных сфер человеческой жизни. Сообщества между собой будут торговать и воевать будут. Но все расчеты - электронными деньгами через единый расчетный центр (конечно, контролируемый и обслуживаемый “верхними”). Технологический прогресс будет, так сказать, малых форм, без глобальных проектов. Для кооперации сообществ в каком-либо проекте нужно будет получить одобрение "верхних", как сейчас - одобрение антимонопольщиков при слиянии корпораций.
В таком устройстве мира (а это - явный контрмодерн) нет социальной напряженности между "верхними" и "нижними". Тут ведь нет конфликта интересов "верхних" и "нижних". "Верхние" вполне наелись, их немного, им не нужна сверх-эксплуатация всего мира. Им не нужна власть, в смысле - порулить. Но нужна обитаемая Земля и сохранение уровня жизнеобеспечения. Поэтому "глобальный апартеид" может быть очень устойчив. А в каждой локальной общине - тут уж богатеньким придется разбираться со своими бедными по всем законам классовой борьбы.
"Верхние" не могут выжить сами. Поток разнообразных угроз благополучию не иссякает, и для борьбы с ними нужны люди. Увеличить численность "верхних" - получится старая история с классовой борьбой. А так им для прокорма нужно совсем мало ресурсов. И они в глазах "нижних" вполне функциональны, так как решают те проблемы, которые человечество не может решить демократическим путем. "Верхние" будут продлевать существование человечества за счет некоторого его (человечества) удушения. .
В общем, такой получится синтез из глобализации и регионализации. Это - один из возможных вариантов. Не очень-то симпатичный, но допускающий долгое и благополучное существование человечества. И он может осуществиться, так сказать, без объявления войны, без революции.
Важное обстоятельство: "верхний мир" - это не мировое правительство. Они не управляют "нижним миром" и не отвечают за "нижний мир". В данном сценарии разделение труда и межобщинная торговля предполагаются вполне традиционными и стихийно складывающимися.
"Глобальный апартеид" - это совершенно не рай на земле. Но этот сценарий построен целиком на уже имеющихся и быстро усиливающихся явлениях нашей жизни. Тут не предполагается чей-либо властный произвол. Всё получается само собой.
"Глобальный апартеид" - это не дальний прогноз, это уже почти сегодня. И это - не на тысячелетия. Предполагаемый режим "глобального апартеида" - это контрмодерн, это отказ от "большой гонки". И безнаказанным такой отказ не останется. И лимитированные природные ресурсы ведь все равно не вечно будут доступными, и камушки с неба и землетрясения с цунами никто не отменит. Да и сами "верхние" ведь могут разругаться. Икто-то из "нижних" может скрытно накопить ресурсы для того, чтобы бросить вызов "верхним". В общем, нет ничего вечного.
PS:
Использована идея самоорганизации, включая общественную самоорганизацию. То есть вместо поиска субъекта, который будет строить (из людей?) какой-либо общественный строй, я предоставил всем действовать в соответствии со своими сейчас проявляемыми устремлениями (даже не интересами). Очевидно, избегая совершения ошибки первых "рыночников", полагавших, что человек действует на рынке рационально.
Второе: пришлось прорваться через моральное отношение к жажде наживы, усмотрев в ней проявление вполне добротного биологически заданного стремления к повышению защищенности.
Третье: богатому человеку необходимо и очень трудно сохранить достигнутый уровень жизнеобеспечения для себя и своих потомков. Под этим углом зрения по-новому стали выглядеть уже существующие, действующие на международном уровне, идеи борьбы за сохранение экологических условий жизни, борьба с международным терроризмом, борьба с "избыточным" ростом населения.
Четвертое: бизнес может существовать при любых ценах сырья и энергии. Для бизнеса важнее не уровень, а стабильность цен и надежность поставок. А цену бизнес просто перекладывает на потребителя. Так что бизнес протестовать против высокой цены не будет. А вот объем рынка сильно сократится - но только для "необязательных" товаров. Кушать и пить нужно всё равно. То есть изменится структура потребления (приблизившись к нашей сегодняшней российской). Но это, опять же, не повод для революции.
Пятое: история не строится в соответствии с человеческими проектами. Всегда выходит нечто третье, не то, что хотели бы увидеть авторы и противники любого проекта. Поэтому здесь представлен не проект будущего человечества, а один из возможных сценариев, который может осуществиться (это одно из исходных требований) без всякого человеческого глобального проекта.