Найти в Дзене

ТОЧКА НЕВОЗВРАТА. Или фазы групповой динамики, после которых спасти команду почти невозможно

Оглавление

Группа в экстремальной ситуации как живой организм. Она не просто существует, а проходит стадии развития: от сплочения до распада. И если знать эти фазы, можно вовремя остановить катастрофу.

5 этапов, через которые проходит любая группа

1️⃣ ОРИЕНТАЦИЯ (Что происходит?)

Люди мечутся, ищут лидера, оценивают угрозу.
Какие игры включаются:
- "Я ваш спаситель" (первые лидеры)
- "Все пропало" (первые паникёры)

Что делать: Не дать группе застрять в хаосе. Быстро определить, кто за что отвечает.

2️⃣ КОНФЛИКТ (Кто здесь главный?)

Здесь начинается борьба за власть, саботаж, взаимные обвинения.
Какие игры включаются:
- "Да, но..." (уклонение от ответственности)
- "Посмотрите, что я из-за вас сделал!" (перекладывание вины)

Что делать: Чётко распределить роли. Пресекать попытки раскола.

3️⃣ НОРМАЛИЗАЦИЯ (Ладно, давайте работать)

Группа находит баланс, роли закрепляются.
Проявление игр в ролях затихают, конфликты снижаются, если есть доверие.
Что делать: Закрепить правила - кто, когда и как принимает решения.

4️⃣ РАБОТА (Делаем дело)

На этой стадии группа действует максимально слажено, но напряжение никуда не исчезает.
Какие игры подтачивают группу:
- "Я всем нужен" (выгорание "психолога")
- "Тихий саботаж" (неявное сопротивление)

Что делать: Следить за ресурсами группы. И физическими, и моральными.

5️⃣ Истощение (Мы больше не можем)

На этой стадии приходит усталость, апатия, возврат к конфликтам.
Какие игры убивают группу:
- "Всё пропало" (тотальная деморализация)
- "Мы против них" (раскол на кланы)

Что делать: Если дошли сюда, есть вероятность, что спасать ситуацию уже поздно. Надо было действовать раньше.

Как не дать группе развалиться?

🔹Чёткие роли = меньше тревоги

Когда каждый знает свою задачу, меньше соблазна играть в "Да, но..." или "Это не моя проблема".

🔹 Ритуалы = ощущение "мы"

Совместные трапезы, утренние планерки, вечерние "разборы полётов" это не ерунда. Это каркас, который держит группу.

🔹 Говорить правду = не дать играм захватить группу

Правило "5 минут в день", когда каждый может сказать, что его беспокоит без осуждения. Иначе обиды превратятся в "Посмотрите, что вы со мной сделали!".

🔹 Следить за "психологом"

Тот, кто всех поддерживает, часто сгорает первым. Напоминайте ему: "Сначала маска на себя, потом на других".

Фазы показывают, как группа движется от сплочения к распаду, но внутри этого процесса есть еще один слой - подгруппы (кланы), которые могут ускорить или замедлить динамику.

4. ДИНАМИКА ПОДГРУПП: КАК "КЛАНЫ" МЕНЯЮТ ПРАВИЛА ИГРЫ (продолжение следует 😉)

P.S. Выживает не та группа, где все герои. А та, где каждый знает своё место и вовремя замечает, когда другие начинают играть в смертельные игры.

https://t.me/AsketCenter
https://t.me/AsketCenter