Найти в Дзене
Владимир Гаранкин

ЗНАКОМСТВО С ЧЕРНЯХОВСКОМ. Часть 4

Я продолжаю свое знакомство с улицами и переулками Черняховска. Здесь действительно можно и нужно многое увидеть, и подробно рассказать обо всем этом вряд ли получится, даже если выйти за рамки стандартного объема, которого я стараюсь придерживаться при написании такого рода путевых заметок. Черняховск заслуживает более обстоятельного рассказа, и в этой части своего повествования я остановлюсь на том, что в дополнение к уже сказанному и показанному в предыдущих частях отложилось у меня лучше всего. Как со знаком плюс, так и со знаком минус. На улице Суворова (бывшая Альбрехтштрассе) мое внимание привлек дом № 11 постройки начала XX века. Впрочем, не столько даже сам дом, сколько памятная доска на нем с горельефами двух сестер милосердия и текстом: «Во время Первой мировой войны, в августе-сентябре 1914 года, в этом здании (бывшей средней школе для мальчиков) располагался подвижной лазарет Мраморного дворца Российского общества Красного Креста при 1-й армии, где сестрами милосердия сл

Горельеф на здании, в котором когда-то размещалась всеобщая городская больничная касса. Фото автора
Горельеф на здании, в котором когда-то размещалась всеобщая городская больничная касса. Фото автора

Я продолжаю свое знакомство с улицами и переулками Черняховска. Здесь действительно можно и нужно многое увидеть, и подробно рассказать обо всем этом вряд ли получится, даже если выйти за рамки стандартного объема, которого я стараюсь придерживаться при написании такого рода путевых заметок.

Черняховск заслуживает более обстоятельного рассказа, и в этой части своего повествования я остановлюсь на том, что в дополнение к уже сказанному и показанному в предыдущих частях отложилось у меня лучше всего. Как со знаком плюс, так и со знаком минус.

На улице Суворова (бывшая Альбрехтштрассе) мое внимание привлек дом № 11 постройки начала XX века.

Еще одно здание со славной историей. Фото автора
Еще одно здание со славной историей. Фото автора

Впрочем, не столько даже сам дом, сколько памятная доска на нем с горельефами двух сестер милосердия и текстом: «Во время Первой мировой войны, в августе-сентябре 1914 года, в этом здании (бывшей средней школе для мальчиков) располагался подвижной лазарет Мраморного дворца Российского общества Красного Креста при 1-й армии, где сестрами милосердия служили великая княгиня Мария Павловна (младшая) (1890-1958) и княгиня Елена Петровна (урожденная принцесса Сербская) (1884-1962)».

Памятная доска. Фото автора
Памятная доска. Фото автора

Уже по возвращении в Калининград я решил углубиться в изучение этой темы (в этом мне помог проект Дмитрия Галлиса «Познавая Пруссию»), и вот что я узнал.

Великой княгиней оказалась внучка императора Александра II, дочь великого князя Павла Александровича. В 1908 году ее выдали замуж за шведского принца Вильгельма, однако, как часто бывает в таких случаях, это был брак без любви, и в 1913 году обладательница императорских кровей вернулась в Россию, а с началом Первой мировой войны Ее Императорское Высочество поступила в сестры милосердия.

Елена Петровна и Мария Павловна отправилась на фронт вместе с мобильным госпиталем Мраморного дворца. Согласно документам Российского государственного военно-исторического архива, они были зачислены «сверх штата». 16 августа (29 августа по новому стилю) 1914 года санитарный госпиталь выехал на фронт, а через три дня лазарет Мраморного дворца Российского общества Красного Креста при 1-й армии был размещен в Инстербурге в помещениях школы для мальчиков. Выбор места не был случайным, так как на параллельной улице Вильгельмштрассе (ныне улица Пионерская) стоял отель «Дессауэр хоф», где располагался штаб 1-й русской армии.

Мария Павловна трудилась с энтузиазмом и излучала жизнерадостность, поэтому находившиеся в лазарете солдаты прозвали ее «веселой сестрой». По собственному признанию, она чувствовала себя счастливой, так как была занята нужным и полезным делом, но порой была полна раскаяния по причине того, что испытывала такую радость среди боли и страданий.

Увы, русская армия находилась в Инстербурге совсем недолго – с 24 августа по 11 сентября. Успела провести в нем военный парад, а затем была выбита из города немецкой армией Гинденбурга.

За самоотверженный труд в лазарете и помощь с эвакуацией раненых под бомбами при отходе русских войск из Инстербурга великая княгиня Мария Павловна и сербская княгиня Елена Петровна были награждены медалями Святого Георгия. В то время награды, как, впрочем, и звания были действительно в цене.

Если же перенестись к событиям Второй мировой войны, то в 1945 году в здании разместился военный госпиталь.

С 1946 года оно было передано железнодорожному ведомству и стало в полном смысле этого слова многофункциональным учреждением, объединив в своих стенах общежитие для работников паровозного и локомотивного депо, школу для детей этих служащих, столовую и городской кинотеатр в актовом зале. С 1960 года и по настоящее время в здании функционирует школа № 6. Все возвращается на круги своя в мирной жизни.

Мемориальная доска была установлена на стене здания 22 августа 2014 года. В течение долгого времени инициативная группа получала от городской администрации отказ на ее установление по причине отсутствия доказательств изложенных фактов, и только после получения подтверждающих документов из Российского государственного военно-исторического архива в этом деле была поставлена точка.

Военная тема нашла свое продолжение в сквере школы, где 14 февраля 2014 года, накануне 25-летия вывода советских войск из Афганистана, был открыт памятник воинам-интернационалистам. На установленной на пьедестале стене, стилизованной под красную звезду, выполнена надпись: «Помните о нас», а под ней, на двух плитах из черного гранита, написаны имена и фамилии 12 жителей города, от рядового до полковника, погибших в локальных войнах и военных конфликтах.

Памятник воинам-интернационалистам. Фото автора
Памятник воинам-интернационалистам. Фото автора

Еще одним домом, мимо которого невозможно пройти не остановившись, стал дом № 9 на улице Тольятти (бывшая Верейнштрассе, а затем Корнштрассе). Если быть более точным, то он стоит на углу улиц Тольятти и Суворова.

Здание, судьба которого связана с началом медицинского страхования. Фото автора
Здание, судьба которого связана с началом медицинского страхования. Фото автора

Трехэтажное здание на высоком цоколе с мансардой и богатым некогда рельефным декором было построено в 1909 году, о чем красноречиво говорят четыре цифры над входом у самой крыши.

Раньше было принято указывать на фасаде год постройки дома. Фото автора
Раньше было принято указывать на фасаде год постройки дома. Фото автора

История дома, известного как здание всеобщей городской больничной кассы, связана с первой в мире системой медицинского страхования и пенсионного обеспечения, которая появилась во второй половине XIX века в Германии и Восточной Пруссии по инициативе канцлера Отто фон Бисмарка.

Если всмотреться в нишу над входом, где присутствует горельефная скульптурная группа из пяти персонажей, то можно заметить, что одного из них – с травмированной рукой, и другого – старичка с палочкой, поддерживают трое здоровых на вид мужчин, из чего можно сделать вывод о том, что именно в поддержке нуждающихся в лечении и уходе людей и заключался основной принцип работы больничной кассы.

Горельефная группа над входом. Фото автора
Горельефная группа над входом. Фото автора

Внутрь дома я не заходил, ограничившись его созерцанием снаружи и отметив его аварийное состояние.

Вид со стороны улицы Суворова. Фото автора
Вид со стороны улицы Суворова. Фото автора

Как оказалось, городские власти прекрасно знают о том плачевном виде, в котором пребывает этот дом, входящий, кстати, в список объектов культурного наследия. Более того, в 2021 году ими разрабатывался проект капитального ремонта дома и всех его многочисленных систем, согласно которому работы планировалось начать в 2022 году.

Сделанная мной фотография датирована 24 июля 2024 года. Как говорится, а воз и ныне там. Грустно и обидно.

Буквально через 20 минут я стоял на углу улиц Комсомольская (бывшая Йорданштрассе) и Тельмана (Луизенштрассе) и смотрел на безжизненное здание 1905 года постройки в стиле модерн. Оказалось, что у этого дома по адресу Комсомольская, 17, которое, кстати, также является объектом культурного наследия, еще 6 июля 2021 года обрушилась часть фронтона на крыше. По горячим следам инцидента специально созданная комиссия провела осмотр здания. Специалисты установили, что дальнейшее обрушение дому, который еще в 2019 году был признан аварийным, не грозит. Обломки убрали, укрепили ограждение и направили письмо в областную Службу государственной охраны объектов культурного наследия с информацией о происшествии. Глядя на открывшуюся передо мной картину, можно было подумать, что по прошествии трех лет его все еще читают.

И на камнях растут деревья. Фото автора
И на камнях растут деревья. Фото автора

Если серьезно, то, как я узнал уже в Калининграде, новый собственник здания планирует приспособить его под отель на 35-40 номеров с рестораном на первом этаже до лета 2026 года. Поживем – увидим.

Хотелось быть правильно понятым. У меня и в мыслях нет наводить тень на плетень. Знакомясь с фотографиями Черняховска, сделанными несколько лет тому назад, и прогуливаясь сейчас по городским улицам, я видел реальные изменения того, как он преобразился, конкретным доказательством чего являются улицы Театральная (Фридрихштрассе) и Пионерская (Вильгельмштрассе, а затем Хорст Вессель-штрассе), о которых я написал в предыдущей части. Я прекрасно понимаю, насколько тяжело решать связанные со старыми домами вопросы на практике, но все же, полагаю, на принятие таких решений и осуществление конкретных мер не должны уходить годы.

Здесь же, на Комсомольской улице, находится исторический комплекс «Порт-Артур», который по сути представляет собой семь собранных в единое целое четырехэтажных жилых домов, построенных в 1905 году в стиле модерн, с удивительными по своим формам, линиям, навесным элементам и декору применительно к каждому дому решениями, а также с двором-колодцем, вход в который осуществляется через арку.

Вид на жилой комплекс «Порт-Артур». Фото автора
Вид на жилой комплекс «Порт-Артур». Фото автора

Стоя на брусчатке прусских времен и в полном одиночестве рассматривая уходящие в начало улицы 120-летние строения, я подумал о том, что машина времени все же существует. Даже припаркованные у домов современные автомобили не могли вернуть меня в настоящее. Как бы в подтверждение этих мыслей мой взгляд поймал классическое изображение прусского орла над входной аркой дома № 15, и, в очередной раз пожалев о том, что приехал в Черняховск всего лишь на один день, я направился во двор этого дома, фронтон и декор которого понравились мне все же больше других.

Прусский орел. Фото автора
Прусский орел. Фото автора
Иду в арку. Фото автора
Иду в арку. Фото автора

Конечно же, увиденное мной пространство совсем не было похоже на классические питерские дворы-колодцы. Здесь было, где разгуляться.

Во дворе. Фото автора
Во дворе. Фото автора

Весь двор заливал солнечный свет. Росли деревья, и цвели цветы. Играли детишки, а на проволоке, как в старые добрые советские времена, сушилось закрепленное на прищепках белье. И еще пели птицы. В питерских дворах-колодцах, которые манят меня всякий раз, когда я приезжаю на белые ночи в город на Неве, можно услышать разве что воркованье голубей или чириканье случайно залетевшего туда воробья, но никак не певчих птиц. Здесь чувствовалось тепло, и не было и намека на ту холодность, которая присуща Питеру.

Оглядывая дом со двора. Фото автора
Оглядывая дом со двора. Фото автора

А еще я подумал о том, что у домов также есть тот самый свой век, которые они доживают, и это в полной мере относится к тем домам-старикам, которых я увидел на Комсомольской улице. В них еще теплится жизнь, которую дают им их обитатели, но они остро нуждаются в лечении.

Комплексу «Порт-Артур» повезло больше, чем его соседу, о котором я написал выше. Уже на выходе из двора я увидел рабочих, от которых узнал, что ремонт домов уже начался, но видимых результатов я не увидел. Надеюсь, что это дело времени. Другой вопрос – каким будет итог, и что удастся сохранить даже с учетом реставрации.

Это тоже жилой дом. Улица Суворова. Фото автора
Это тоже жилой дом. Улица Суворова. Фото автора

Продолжение следует.

Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).

# Черняховск # Калининградская область # города России # природа # рассказы #