Я продолжаю свое знакомство с улицами и переулками Черняховска. Здесь действительно можно и нужно многое увидеть, и подробно рассказать обо всем этом вряд ли получится, даже если выйти за рамки стандартного объема, которого я стараюсь придерживаться при написании такого рода путевых заметок.
Черняховск заслуживает более обстоятельного рассказа, и в этой части своего повествования я остановлюсь на том, что в дополнение к уже сказанному и показанному в предыдущих частях отложилось у меня лучше всего. Как со знаком плюс, так и со знаком минус.
На улице Суворова (бывшая Альбрехтштрассе) мое внимание привлек дом № 11 постройки начала XX века.
Впрочем, не столько даже сам дом, сколько памятная доска на нем с горельефами двух сестер милосердия и текстом: «Во время Первой мировой войны, в августе-сентябре 1914 года, в этом здании (бывшей средней школе для мальчиков) располагался подвижной лазарет Мраморного дворца Российского общества Красного Креста при 1-й армии, где сестрами милосердия служили великая княгиня Мария Павловна (младшая) (1890-1958) и княгиня Елена Петровна (урожденная принцесса Сербская) (1884-1962)».
Уже по возвращении в Калининград я решил углубиться в изучение этой темы (в этом мне помог проект Дмитрия Галлиса «Познавая Пруссию»), и вот что я узнал.
Великой княгиней оказалась внучка императора Александра II, дочь великого князя Павла Александровича. В 1908 году ее выдали замуж за шведского принца Вильгельма, однако, как часто бывает в таких случаях, это был брак без любви, и в 1913 году обладательница императорских кровей вернулась в Россию, а с началом Первой мировой войны Ее Императорское Высочество поступила в сестры милосердия.
Елена Петровна и Мария Павловна отправилась на фронт вместе с мобильным госпиталем Мраморного дворца. Согласно документам Российского государственного военно-исторического архива, они были зачислены «сверх штата». 16 августа (29 августа по новому стилю) 1914 года санитарный госпиталь выехал на фронт, а через три дня лазарет Мраморного дворца Российского общества Красного Креста при 1-й армии был размещен в Инстербурге в помещениях школы для мальчиков. Выбор места не был случайным, так как на параллельной улице Вильгельмштрассе (ныне улица Пионерская) стоял отель «Дессауэр хоф», где располагался штаб 1-й русской армии.
Мария Павловна трудилась с энтузиазмом и излучала жизнерадостность, поэтому находившиеся в лазарете солдаты прозвали ее «веселой сестрой». По собственному признанию, она чувствовала себя счастливой, так как была занята нужным и полезным делом, но порой была полна раскаяния по причине того, что испытывала такую радость среди боли и страданий.
Увы, русская армия находилась в Инстербурге совсем недолго – с 24 августа по 11 сентября. Успела провести в нем военный парад, а затем была выбита из города немецкой армией Гинденбурга.
За самоотверженный труд в лазарете и помощь с эвакуацией раненых под бомбами при отходе русских войск из Инстербурга великая княгиня Мария Павловна и сербская княгиня Елена Петровна были награждены медалями Святого Георгия. В то время награды, как, впрочем, и звания были действительно в цене.
Если же перенестись к событиям Второй мировой войны, то в 1945 году в здании разместился военный госпиталь.
С 1946 года оно было передано железнодорожному ведомству и стало в полном смысле этого слова многофункциональным учреждением, объединив в своих стенах общежитие для работников паровозного и локомотивного депо, школу для детей этих служащих, столовую и городской кинотеатр в актовом зале. С 1960 года и по настоящее время в здании функционирует школа № 6. Все возвращается на круги своя в мирной жизни.
Мемориальная доска была установлена на стене здания 22 августа 2014 года. В течение долгого времени инициативная группа получала от городской администрации отказ на ее установление по причине отсутствия доказательств изложенных фактов, и только после получения подтверждающих документов из Российского государственного военно-исторического архива в этом деле была поставлена точка.
Военная тема нашла свое продолжение в сквере школы, где 14 февраля 2014 года, накануне 25-летия вывода советских войск из Афганистана, был открыт памятник воинам-интернационалистам. На установленной на пьедестале стене, стилизованной под красную звезду, выполнена надпись: «Помните о нас», а под ней, на двух плитах из черного гранита, написаны имена и фамилии 12 жителей города, от рядового до полковника, погибших в локальных войнах и военных конфликтах.
Еще одним домом, мимо которого невозможно пройти не остановившись, стал дом № 9 на улице Тольятти (бывшая Верейнштрассе, а затем Корнштрассе). Если быть более точным, то он стоит на углу улиц Тольятти и Суворова.
Трехэтажное здание на высоком цоколе с мансардой и богатым некогда рельефным декором было построено в 1909 году, о чем красноречиво говорят четыре цифры над входом у самой крыши.
История дома, известного как здание всеобщей городской больничной кассы, связана с первой в мире системой медицинского страхования и пенсионного обеспечения, которая появилась во второй половине XIX века в Германии и Восточной Пруссии по инициативе канцлера Отто фон Бисмарка.
Если всмотреться в нишу над входом, где присутствует горельефная скульптурная группа из пяти персонажей, то можно заметить, что одного из них – с травмированной рукой, и другого – старичка с палочкой, поддерживают трое здоровых на вид мужчин, из чего можно сделать вывод о том, что именно в поддержке нуждающихся в лечении и уходе людей и заключался основной принцип работы больничной кассы.
Внутрь дома я не заходил, ограничившись его созерцанием снаружи и отметив его аварийное состояние.
Как оказалось, городские власти прекрасно знают о том плачевном виде, в котором пребывает этот дом, входящий, кстати, в список объектов культурного наследия. Более того, в 2021 году ими разрабатывался проект капитального ремонта дома и всех его многочисленных систем, согласно которому работы планировалось начать в 2022 году.
Сделанная мной фотография датирована 24 июля 2024 года. Как говорится, а воз и ныне там. Грустно и обидно.
Буквально через 20 минут я стоял на углу улиц Комсомольская (бывшая Йорданштрассе) и Тельмана (Луизенштрассе) и смотрел на безжизненное здание 1905 года постройки в стиле модерн. Оказалось, что у этого дома по адресу Комсомольская, 17, которое, кстати, также является объектом культурного наследия, еще 6 июля 2021 года обрушилась часть фронтона на крыше. По горячим следам инцидента специально созданная комиссия провела осмотр здания. Специалисты установили, что дальнейшее обрушение дому, который еще в 2019 году был признан аварийным, не грозит. Обломки убрали, укрепили ограждение и направили письмо в областную Службу государственной охраны объектов культурного наследия с информацией о происшествии. Глядя на открывшуюся передо мной картину, можно было подумать, что по прошествии трех лет его все еще читают.
Если серьезно, то, как я узнал уже в Калининграде, новый собственник здания планирует приспособить его под отель на 35-40 номеров с рестораном на первом этаже до лета 2026 года. Поживем – увидим.
Хотелось быть правильно понятым. У меня и в мыслях нет наводить тень на плетень. Знакомясь с фотографиями Черняховска, сделанными несколько лет тому назад, и прогуливаясь сейчас по городским улицам, я видел реальные изменения того, как он преобразился, конкретным доказательством чего являются улицы Театральная (Фридрихштрассе) и Пионерская (Вильгельмштрассе, а затем Хорст Вессель-штрассе), о которых я написал в предыдущей части. Я прекрасно понимаю, насколько тяжело решать связанные со старыми домами вопросы на практике, но все же, полагаю, на принятие таких решений и осуществление конкретных мер не должны уходить годы.
Здесь же, на Комсомольской улице, находится исторический комплекс «Порт-Артур», который по сути представляет собой семь собранных в единое целое четырехэтажных жилых домов, построенных в 1905 году в стиле модерн, с удивительными по своим формам, линиям, навесным элементам и декору применительно к каждому дому решениями, а также с двором-колодцем, вход в который осуществляется через арку.
Стоя на брусчатке прусских времен и в полном одиночестве рассматривая уходящие в начало улицы 120-летние строения, я подумал о том, что машина времени все же существует. Даже припаркованные у домов современные автомобили не могли вернуть меня в настоящее. Как бы в подтверждение этих мыслей мой взгляд поймал классическое изображение прусского орла над входной аркой дома № 15, и, в очередной раз пожалев о том, что приехал в Черняховск всего лишь на один день, я направился во двор этого дома, фронтон и декор которого понравились мне все же больше других.
Конечно же, увиденное мной пространство совсем не было похоже на классические питерские дворы-колодцы. Здесь было, где разгуляться.
Весь двор заливал солнечный свет. Росли деревья, и цвели цветы. Играли детишки, а на проволоке, как в старые добрые советские времена, сушилось закрепленное на прищепках белье. И еще пели птицы. В питерских дворах-колодцах, которые манят меня всякий раз, когда я приезжаю на белые ночи в город на Неве, можно услышать разве что воркованье голубей или чириканье случайно залетевшего туда воробья, но никак не певчих птиц. Здесь чувствовалось тепло, и не было и намека на ту холодность, которая присуща Питеру.
А еще я подумал о том, что у домов также есть тот самый свой век, которые они доживают, и это в полной мере относится к тем домам-старикам, которых я увидел на Комсомольской улице. В них еще теплится жизнь, которую дают им их обитатели, но они остро нуждаются в лечении.
Комплексу «Порт-Артур» повезло больше, чем его соседу, о котором я написал выше. Уже на выходе из двора я увидел рабочих, от которых узнал, что ремонт домов уже начался, но видимых результатов я не увидел. Надеюсь, что это дело времени. Другой вопрос – каким будет итог, и что удастся сохранить даже с учетом реставрации.
Продолжение следует.
Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).
# Черняховск # Калининградская область # города России # природа # рассказы #