Уильям Шекспир с особым трепетом и вниманием относился к цветам. И не написать о значении цветов в Средневековье было бы упущением для цветочного канала, который, нет-нет да и рассказывает о растениях в искусстве.
Шекспир был не только поэтом и драматургом, но и прилично разбирался в растениях. Реконструированный в 20-х годах прошлого столетия, сад Шекспира в Стратфорд-на-Эйвоне является живым свидетельством культурного кода садоводческого мастерства и ошеломляющих ботанических познаниях Шекспира.
Уильям Шекспир был знаком с английскими травниками и ботаниками XVI-XVII веков Джоном Паркинсоном (королевский ботаник при Карле I) и Джоном Джерардом (руководитель садов в Лондоне). Джоном Паркинсоном известен не только описанием растения кофе (первым, кто описал его), но и автором монументального труда 1640 года «Theatrum botanicum», т.е. спустя 60 лет лет после начала карьеры аптекарем. Разбирая этимологию слова «theatrum», которое берет начало от древнегреческого слова θεάομαι, что значит «смотреть, осматривать, созерцать», мы понимаем, что для читателя того времени — это настольная энциклопедия, которая содержит все известные на тот момент растения, используемые в торговле и культивировании, декоративные и кулинарные. "Из рая прекрасных цветов я пал (подобно Адаму) в мир полезных трав и растений”, — пишет Паркинсон
Сады Средневековья
Одной из целью средневекового сада было обеспечение домохозяйств пряными травами. Полы в домах того времени покрывали камышом или соломой для утепления. На такие покрытия часто проливалась жидкость и падали кусочки продуктов, но чистили и полностью заменяли их только один-два раза в год. Поэтому на них рассыпали ароматные травы, запах от которых усиливался, когда по поверхности ходили. В руководстве 1557 года Томаса Тассера «Пятьсот пунктов хорошего земледелия» были перечислены травы для «мульчирования» полов в помещении: базилик, ромашка, пижма бальзамическая, первоцветы, маргаритки, фенхель, иссоп, лаванда, душица, мелисса, майоран, мята, мята болотная, роза, шалфей, чабер, пижма, розмарин, фиалки и тысячелистник обыкновенный.
Примечательно, что Королева Елизавета очень ценила таволгу (лабазник), поэтому, чаще всего, на полу ее покоев было именно это растение, аромат которого ассоциируется с летом и сладким медом. Ароматные травы для полов использовали вплоть до XVIII века.
Узловые сады или Knot garden
Наиболее узнаваемым парковым решением Англии Средневековья были узловые сады (англ. Knot garden), клумбы и кусты которых были организованы в геометрическом узоре вдоль гравийный дорожек, грядок и павильонов. Узор узлового сада должен быть виден сверху.
Под влиянием Эпохи Ренессанса Италии, узловые сады стали популярнейшим направлением садово-паркового искусства Англии и Шотландии, начиная с XVI века. Большинство узловых садов эпохи Возрождения состояли из квадратных или прямоугольных отсеков, в которые вписывались геометрические узоры где выращивали травы и цветы.
Впервые узловые сады были созданы в Англии во времена правления королевы Елизаветы I в XVI веке, поэтому их так же называют Елизаветинские сады. Садоводство Елизаветинской эпохи было хорошо развитым искусством. Посадка цветников была структурирована так, чтобы они всегда цвели, а цветовая палитра и ароматы дополняли друг друга. Ведь аромату придавалось не меньшее значение, чем внешний вид цветов. Клумбы были отделены друг от друга карликовыми изгородями из самшита, лиственницы или любого низкорослого контролируемого выносливого растения.
Первый задокументированный узловой сад был подарком Роберта Дадли, графом Лестером, Елизавете I ( сад описан в письме «Langham’s Letter Extracts», 1580). Этот сад был разбит в Уорикшире в замке Кенилворт, под визит королевы в 1575 году и был украшен мраморным фонтаном высотой более 5 метров. Роберт Дадли планировал сделать предложение Елизавете I и очаровать ее «живым» подарком. Но королева предложение не приняла. После смерти замок Кенилворт отошел казне и к 1620 году от сада не осталось и следа.
Сад был настоящим шедевром своего времени, поэтому его решили воссоздать. К 2009 году завершилась реставрация сада Роберта Дадли. Она обошлась более чем в 2 млн. фунтов стерлингов.
Вслед за узелковыми садами, в Англии появилась и мода на лабиринты из живой изгороди. Старейший сохранившийся лабиринт Великобритании расположен на территории лондонского дворца Генриха VIII, носит название: Хэмптон-Кортский лабиринт (англ. Hampton Court Maze). Именно в этом лабиринте потерялись персонажи повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке».
Он (Гаррис) сказал:
- Мы только зайдем ненадолго, чтобы ты мог сказать, что побывал в
лабиринте, но это совсем не сложно. Даже нелепо называть его лабиринтом. Надо все время сворачивать направо. Походим минут десять, а потом отправимся завтракать.
Попав внутрь лабиринта, они вскоре встретили людей, которые сказали,
что находятся здесь три четверти часа и что с них, кажется, хватит. Гаррис предложил им, если угодно, последовать за ним. ....
Наконец все совершенно потеряли голову и во весь голос стали звать
сторожа. Сторож пришел, взобрался на стремянку снаружи лабиринта и начал громко давать им указания... Войдя в лабиринт, он не нашел заблудившихся, начал бродить взад и вперед и, наконец, сам заблудился...
Всем пришлось дожидаться, пока не вернулся один из старых сторожей,
который ходил обедать. Только тогда они, наконец, вышли.
Прохождение Хэмптон-Кортского лабиринта занимает около 30–45 минут, живые изгороди которого выращиваются таким образом, что если положить правую руку вдоль стены и держать ее, она приведет их к центру (хотя, я даже по картинке до центра не добралась).
Узелковые сады часто путают с партерными садами . Партеры похожи на узлы, но образуют более сложные узоры дизайна с использованием вечнозеленых растений для окантовки клумб. Удержание эффекта плетения, который определяет узловой сад, приводил к ежедневной работе садовника. Столь требовательные узловые сады вышли из моды и были заменены менее трудоемкими, но декоративными насаждениями, известными как партеры. Партер — это узел без эффекта плетения.
Цветочные ноты Средневековой Англии
Как было упомянуто выше, цветники были структурирована так, чтобы они всегда цвели и ароматы дополняли друг друга. Особой популярность пользовались букетики «Nosegays» и держатель для них «Tussie-Mussies». Несмотря на то, что во многих источниках пишут, что оба термина взаимозаменяемые, в действительности — это два разных обозначения. Букетики nosegays прикреплялись к дамским корсажам и мужским дублетам (облегающая фигуру куртка с длинными рукавами) или мантиям.
Термин «Nosegays» происходит от «Gay», означающий «яркий предмет» или «украшение» и «nose» — нос. Следовательно, Nosegays — это «украшение, приносящее радость носу». Слово «tussie-mussies» или «tusemose» вошло в английский язык в середине XV века, означающее «соцветие цветов». Хотя не существует четкой этимологии происхождения слова, считается что «tussie» — это nosegays, а «mussie» — это мох, в который обматывали стебли. Средневековая кокедама эта тусси-мусси.
Букетики Nosegays появились в Средние века, в первую очередь, как средство борьбы с резкими запахами повседневной жизни, поскольку купание было от случая к случаю, а из белья чаще подвергалось стирке лишь нижнее бельё. Большинство людей принимали душ раз в несколько недель, а то и месяцев. Основной месяц, когда устраивали «общественную баню», был май, а большинство невест выходили замуж в июне. Так вот чтобы не вонять, невесты использовали букеты! Хотя, конечно, считается, что впервые у невесты в руках появились живые цветы в XIX веке. Но зачем историческим нюансом портить все волшебство цветочного тренда?
В конце-концов, букетики Nosegays также использовались в качестве защиты от чумы, в колдовстве и магии, и как амулеты для создания пророческих снов.
«Первого июля собери веточку розмарина, красную розу, белую розу, синий цветок, жёлтый цветок, девять травинок и веточку руты, всё это свяжи
вместе с локоном волос девушки, которая хочет сотворить заклинание», - пишет Ричард Фолкард в книге «Растительные знания, легенды и стихи».
Уильям Шекспир так же уделял особое внимание ароматам цветов и душистых трав в своих произведениях.
Приведу примеры 2 знаковых аромата:
Аромат «Сна в летнюю ночь». Роза, примула, фиалки, тимьян, оксалис, первоцветы, анютины глазки и жимолость. В «Сне в летнюю ночь» Титания говорит: «So doth the woodbine, sweet honeysuckle entwist». В тексте под цветами жимолости подразумевается «woodbine». А вот розы — это «шиповник» или «сладкий шиповник».
Цветы и травы в букете Офелии из «Гамлета». Розмарин, анютины глазки, фенхель, аквилегия, рута, маргаритки и фиалка.
Шекспировский сад
Шекспир на страницах своих произведений упоминает около двухсот видов растений! Отсылки Шекспира к растениям и ароматам цветов погружали зрителя и читателя в реальность места, где происходили события, а также служили удивительными метафорами человеческих эмоций и состояния души.
Уже долгое время понятие «Шекспировский сад» используется для тематического сада, в котором выращивают некоторые или все из 175 растений, упомянутых в произведениях Уильяма Шекспира. Сейчас по всему миру насчитывается около 35 садов Шекспира.
Есть два традиционных стиля английского сада: коттеджный сад и ландшафтный сад в классическом стиле. Коттеджный сад был в первую очередь функциональным, в нём росли цветы, лечебные травы и овощи, которые сажали очень близко друг к другу в несколько беспорядочном порядке. Нынешний «идеализированный» вид коттедж и участок вокруг дома, где жил и работал Шекспир 19 лет, приобрели в 1920-х годах, когда им занялся известный садовод Эллен Уиллмотт и был реконструирован в честь трехсотлетия со дня смерти драматурга. А в XVI веке это был рабочий фермерский двор со стогами сена, навозными кучами, лающими собаками и домашней птицей, бегающей по двору, а недалеко от дома были фруктовые сады и виноградники.
Не стоит так же забывать, что для современников Шекспира уход за садом — это был постоянный и очень тяжелый труд.
Оним из основных акцентов садов шекспировской эпохи, которые меня, безусловно, притягивают, так это магическая сила трав и цветов, которую признавал Шекспир. Недавно в Hall's Croft в Стратфорде-на-Эйвоне, вокруг исторического дома 1613 года постройки, где жила дочь Шекспира, Сюзанна с мужем, врачом Джоном Холлом, был воссоздан травяной сад XVII века. Исследователи, изучая документы и письменные свидетельство, установили, что большинство пациентов Холла были женщинами и в саду трав выращивали те виды растений, которыми лечили недуги. В четырехсотлетней медицинской книге Холла, которая была переведена с латыни, исследователи Университета Брайтон изучили 178 случаев различных недугов, которые были достаточно подробно описаны симптомами и методами лечения.