Сочетание обессивно-компульсивного расстройства с другими психоневрологическими расстройствами
Почему больные обсессивно-компульсивным расстройствам заметно отличаются друг от друга по своей симптоматики?
Обсессивно-компульсивное расстройство во многих отношениях является гетерогенным, то есть имеющим множество причин и механизмов возникновения психическим расстройством. Отсюда, пациенты с этим расстройством заметно отличаются друг от друга как по количеству, так и по виду сопутствующих психоневрологических расстройств. Крупные эпидемиологические исследования показали, что при обсессивно-компульсивном расстройстве сопутствующая патология является правилом, а не исключением (Miguel, E. et.al., 2008). Это говорит о том, что сопутствующая патология при этом расстройстве является отражением определенных механизмов, связывающих его с другими расстройствами. Например, может быть, что наличие обсессивно-компульсивного расстройства провоцирует развитие другого психоневрологического расстройства или, наоборот, они имеют общие факторы риска или являются частью более широкого спектра связанных расстройств с перекрытием этиологических и патогенетических факторов.
Как можно классифицировать пациентов на основе коморбидности расстройств и для чего это нужно?
Самый простой способ сгруппировать пациентов на основе коморбидности - сосредоточиться на одном часто сочетающимся с другим расстройстве и исследовать различия между группой пациентов с этим коморбидным расстройством и группой пациентов без него.
Исследования такого рода привели, например, к выводу, что пациенты с пожизненными тиками значительно отличаются от пациентов без тиков, что оправдывает включение в DSM-5 различия между обсессивно-компульсивным расстройством, связанным с тиками и не связанным с ними (Leckman J., et al. 2010). Недостатком этого подхода является то, что у пациентов часто имеется несколько коморбидных расстройств.
Альтернативный подход — сосредоточиться на количестве расстройств, изучая различия между пациентами с коморбидностью и без нее или между пациентами с меньшим и большим количеством коморбидных расстройств. Проблема этого подхода заключается в том, что суммирование расстройств игнорирует качественные различия между коморбидными расстройствами.
В идеале попытка классификации обсессивно-компульсивного расстройства на основе коморбидности должна включать как количество, так и вид этих расстройств.
Некоторые авторы выделяют три группы коморбидности для обессивно-компульсивного расстройства выделили три подгруппы: класс «обсессивно-компульсивное расстройство симплекс» с меньшей коморбидностью, преимущественно характеризующийся наличием большого депрессивного расстройства; класс «обссесивно-компульсивного расстройства, связанный с коморбидным тиком», характеризующийся преобладанием тикового расстройства; и «обсессивно-компульсивное расстройство, связанное с аффективным коморбидным» класс с высокой распространенностью панического расстройства и аффективных синдромов. Авторы обнаружили, что принадлежность к классу по-разному связана с другими клиническими симптомами (Torres, A. et.al., 2013).
Обсссивно-компульсивное расстройство без сопутствующих психоневрологических расстройств
Какая клиническая симптоматика и отношение к лечению характерно для обсессивно-компульсивного расстройства без сопутствующих психоневрологических расстройств?
Пациенты с "чистым" обсессивно-компульсивным расстройством без сопутствующих психоневрологических расстройств большей вероятностью являются женщинами, имеют более низкие баллы по шкалам депрессии, тревожности и суицидальности и с меньшей вероятностью склонны к психотерапии. C точки зрения тяжести детской травмы, возраста начала, общей и специфичной симптоматики тяжести заболевания и течения заболевания этот класс имеет наиболее благоприятный клинический профиль (van Oudheusden, L. et.al., 2020).
"Невротизм" как основа сочетания обсессивно-компульсивного расстройства с расстройствами аффективного и тревожного спектров?
Что отличает больных обсессивно-компульсивным расстройством, сочетающегося с большим депрессивным расстройством
"Невротизм" можно считать ключевой чертой личности, способствующей коморбидности обсессивно-компульсивного расстройства с расстройствами аффективного и тревожного спектров (Rector, N. et.al., 2012). Большинство авторов считает, что большое депрессивное расстройство не является определяющим расстройством в общей структуре класса, а скорее распространенным спутником обсессивно-компульсивного расстройства в целом. Таким образом, последнее наиболее часто сочетается с первым, которое обычно возникает уже после начала обсессивно-компульсивного расстройства, в результате затяжного патологического стресса .Другие потенциальные механизмы, связывающие эти два расстройства, включают когнитивные искажения, характерные для обсессивно-компульсивного расстройства (Abramowitz, J.et.al., 2007), прямое взаимодействие симптомов, общие базовые эмоциональные и генетические уязвимости (Chasson, G. et.al., 2017).
Сочетание обсессивно-компульсивное расстройства с другими расстройствами тревожного спектра и аутизмом
Как часто обсессивно-компульсивное расстройство сочетается с аутизмом и социальными фобиями?
Обсессивно -компульсивное расстройство характеризующееся умеренной коморбидностью представляют генерализованное тревожное расстройство , аутизм и социальные фобии. Важно различать фактор «тревожного страдания», который обычно имеет место при большом депрессивном расстройстве, дистимии и генерализованном тревожном расстройстве, и фактор «страха», который включает паническое и фобические расстройства (Vollebergh, W. et.al., 2001). На этапах разработки последних классификаций психических расстройств были выдвинуты аргументы в пользу выделения в спектре обсессивно-компульсивных расстройств группы расстройств, характеризующихся так называемым повторяющимся и/или стереотипным поведением «низшего порядка», и группы расстройств, характеризующихся так называемым компульсивным поведением «высшего порядка», направленным в первую очередь на снижение тревожности (Phillips, K. et.al., 2010). Сочетание аутизма и обсессивно-компульсивного расстройства с преобладанием навязчивых идей симметрии и упорядоченных компульсий, можно объяснить, направленностью больше на облегчение «не только правильных чувств», а не на чистое снижение тревожности (Pietrefesa, A. et.al., 2008). Наличие тикозного расстройства, ранее связанного с коморбидностью аутизма при обсессивно-компульсивном расстройстве и с принуждением к симметрии/упорядочению, традиционны не различались между этими двумя классами.
Психоневрологические расстройства редко сочетающиеся с обсессивно-компульсивным расстройством
Какие психические расстройства редко сочетаются с обсессивно-компульсивным?
Небольшое количество пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством имеет сопутствующие психозы, биполярное - аффективное расстройство и паническое расстройство и отсутствие большого депрессивного расстройства. Симптоматическое совпадение между ними в случае обсессивно-компульсивного расстройства, сочетающееся с плохим или отсутствующим пониманием происходящих событий, когда убеждения, лежащие в основе обсессивно-компульсивных симптомов, становятся бредовыми, встречается очень редко.
Как часто обсессивно-компульсивное расстройство сочетается с шизофренией?
Некоторые пациенты с обсессивно-компульсивным расстройством также соответствуют всем критериям коморбидного психоза, например, шизофрении, при этом оценки варьируются от 2,7% до 4,7% (Schuurmans, J., et.al., 2012).
Как часто и почему некоторые атипичные антипсихотики улучшают состояние больных с обессивно-компульсивным расстройством?
Относительно редкое сочетание шизофрении с обсессивно-компульсивным расстройством объясняется в этих случаях общими этиологическими (генетическими) факторами (Swets et al., 2015) и позитивным эффектом, влияющим на обсессивно-компульсивное расстройство, некоторых атипичных антипсихотиков, возможно, объясняемым их влиянием на трансмиссию серотонина в областях мозга, связанных с патогенезом этого расстройства (Fonseka, T., et.al., 2014).
Как часто обсессивно-компульсивное расстройство сочетается с биполярным аффективным расстройство?
Исследования возможных связей показывают, что обсессивно-компульсивное расстройство часто возникает после начала биполярного расстройства, при этом навязчивые состояния обычно усиливаются во время депрессивных эпизодов и ослабевают в своей выраженности во время маниакальных эпизодов (Amerio, A., et.al., 2015). Интересно отметить, что наличие панического расстройства с агорафобией является прогностическим индикатором сочетания биполярного аффективного расстройства у взрослых пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством (Domingues-Castro, M, et.al., 2019).
Литература
Abramowitz, J. S., Storch, E. A., Keeley, M., & Cordell, E. (2007). Obsessive-compulsive disorder with comorbid major depression: what is the role of cognitive factors?. Behaviour Research and Therapy, 45(10), 2257-2267.
Amerio, A., Stubbs, B., Odone, A., Tonna, M., Marchesi, C., & Ghaemi, S. N. (2015). The prevalence and predictors of comorbid bipolar disorder and obsessive–compulsive disorder: a systematic review and meta-analysis. Journal of affective disorders, 186, 99-109.
Chasson, G. S., Bello, M. S., Luxon, A. M., Graham, T. A., & Leventhal, A. M. (2017). Transdiagnostic emotional vulnerabilities linking obsessive‐compulsive and depressive symptoms in a community‐based sample of adolescents. Depression and anxiety, 34(8), 761-769.
Domingues-Castro, M. S., Torresan, R. C., Shavitt, R. G., Fontenelle, L. F., Ferrão, Y. A., Rosário, M. C., & Torres, A. R. (2019). Bipolar disorder comorbidity in patients with obsessive-compulsive disorder: Prevalence and predictors. Journal of affective disorders, 256, 324-330.
Fonseka, T. M., Richter, M. A., & Müller, D. J. (2014). Second generation antipsychotic-induced obsessive-compulsive symptoms in schizophrenia: a review of the experimental literature. Current psychiatry reports, 16, 1-17.
Leckman, J. F., Denys, D., Simpson, H. B., Mataix‐Cols, D., Hollander, E., Saxena, S., ... & Stein, D. J. (2010). Obsessive–compulsive disorder: a review of the diagnostic criteria and possible subtypes and dimensional specifiers for DSM‐V. Depression and anxiety, 27(6), 507-527.
Miguel, E. C., Ferrão, Y. A., Rosário, M. C. D., Mathis, M. A. D., Torres, A. R., Fontenelle, L. F., ... & Da Silva, E. D. (2008). The Brazilian Research Consortium on Obsessive-Compulsive Spectrum Disorders: recruitment, assessment instruments, methods for the development of multicenter collaborative studies and preliminary results. Brazilian Journal of Psychiatry, 30, 185-196.
Pietrefesa, A. S., & Coles, M. E. (2008). Moving beyond an exclusive focus on harm avoidance in obsessive compulsive disorder: Considering the role of incompleteness. Behavior Therapy, 39(3), 224-231.
Phillips, K. A., Stein, D. J., Rauch, S. L., Hollander, E., Fallon, B. A., Barsky, A., ... & Leckman, J. (2010). Should an obsessive–compulsive spectrum grouping of disorders be included in DSM‐V?. Depression and anxiety, 27(6), 528-555.
Rector, N. A., Bagby, R. M., Huta, V., & Ayearst, L. E. (2012). Examination of the trait facets of the five-factor model in discriminating specific mood and anxiety disorders. Psychiatry research, 199(2), 131-139.
Schuurmans, J., van Balkom, A. J., van Megen, H. J., Smit, J. H., Eikelenboom, M., Cath, D. C., ... & van Oppen, P. (2012). The Netherlands Obsessive Compulsive Disorder Association (NOCDA) study: design and rationale of a longitudinal naturalistic study of the course of OCD and clinical characteristics of the sample at baseline. International Journal of Methods in Psychiatric Research, 21(4), 273-285.
Torres, A. R., Shavitt, R. G., Torresan, R. C., Ferrão, Y. A., Miguel, E. C., & Fontenelle, L. F. (2013). Clinical features of pure obsessive-compulsive disorder. Comprehensive psychiatry, 54(7), 1042-1052.
van Oudheusden, L. J., van de Schoot, R., Hoogendoorn, A., van Oppen, P., Kaarsemaker, M., Meynen, G., & van Balkom, A. J. (2020). Classification of comorbidity in obsessive–compulsive disorder: A latent class analysis. Brain and behavior, 10(7), e01641.
Vollebergh, W. A., Iedema, J., Bijl, R. V., de Graaf, R., Smit, F., & Ormel, J. (2001). The structure and stability of common mental disorders: the NEMESIS study. Archives of general psychiatry, 58(6), 597-603.